ПРО ХАРАКТЕР капиталиста, который ради прибыли в 300 процентов готов на любое преступление, мы знаем из работ Карла Маркса. Время бессильно изменить тот закон. Свежее тому подтверждение — история с уничтожением на Среднем Урале памяти выдающегося революционера Я.М. Свердлова, который многое сделал для утверждения власти Советов в этом крае.
По выражению В.И. Ленина, этот «отчеканенный тип профессионального революционера» находился в Екатеринбурге в период 1905—1906, 1907—1909, 1910, 1917 годов. Его первой партийной явкой был дом, стоявший на месте современной кирпичной пятиэтажки (ул. Малышева, 60). Дом принадлежал конфетному фабриканту Полякову, чья дочь — Д.Н. Полякова — активно занималась борьбой против помещичье-буржуазного строя. Она-то и предоставила свою комнату для встреч Я.М. Свердлова с единомышленниками.
Двери этого помещения, несмотря на конспиративность, не закрывались ни днём ни ночью: осень 1905 года отличалась на Урале небывалым накалом классовой борьбы. И вполне естественно, что в советское время квартира на бывшем Покровском проспекте стала местом обязательного посещения официальными делегациями, гостями и туристами. Причём никто в партийных и властных структурах не был озабочен документальным оформлением, «паспортизацией» этого популярного в народе уголка памяти верного соратника В.И. Ленина — «товарища Андрея».
С возведением на его месте кирпичной пятиэтажки в начале 60-х годов прошлого века интерес к объекту заметно снизился. Но само-то место никуда не делось! Его следовало только «законодательно» оформить, иначе говоря — увековечить.
Эта идея пришла в голову работникам партийно-советского аппарата Свердловской области лишь в 1991 году, когда уже слова «революция», «Советская власть» и «социализм» у ельцинистов вызывали звериную ярость и зубовный скрежет.
Короче, на одном из последних заседаний облисполкома принимается постановление о включении в Единый госреестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации также и объекта регионального значения «Первая явочная квартира Я.М. Свердлова» (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 60). И это решение — особо подчеркнём — было принято Москвой и внесено в соответствующий реестр.
А дальше, читатель, начинается самое удивительное. В смысле безудержной наглости, бесстыдства и правового произвола со стороны тех, кто считает нас покорным быдлом, рабочей скотиной.
Екатеринбургскому ООО «ЦУМ-Инвест» в лице генерального директора К.Ф. Погребинского очень приглянулось это здание. Расположено оно в самом центре столицы Урала, интенсивность потоков горожан и автотранспорта зашкаливает, вся инфраструктура работает превосходно...
Звонки, визиты, переговоры «с теми, кто нужен», обычно заканчивались одним: «Мы солидарны с вашей мечтой — это будет ещё одним поводом для вытравливания из памяти населения имени большевика-душегуба. Но объект на Малышева, 60, находится под эгидой госреестра объектов культурного наследия. Сочувствуем, но тут мы бессильны...»
Однако г-н Погребинский не из тех, кто перед барьером пятится назад. Он консультируется с региональным министерством культуры на предмет технологии изменения статуса памятника «Явочная квартира Я.М. Свердлова» и узнаёт, что для этого необходимо заключение экспертной госкомиссии о ликвидации «исторического объекта» с последующим утверждением данного заключения правительством РФ. Поводы для «ревизии» могут быть любыми.
Мысль о «300 процентах прибыли» придаёт силы миллионеру. С помощью чиновников того же минкультуры энергичный бизнесмен выходит на Челябинский архитектурно-строительный институт Южноуральского госуниверситета, где в экстренном порядке создаётся искомая комиссия из трёх специалистов под председательством профессора В. Оленькова. Осенью 2017 года нужный документ был состряпан и тут же направлен в федеральное министерство культуры.
Что же выявили эксперты, высокий профессионализм и заслуги которых подтверждались характеристикой на каждого члена комиссии? Прежде всего они подвергли сомнению... сам факт существования в 1905 году явочной квартиры Я.М. Свердлова. Выражения в документе типа «предположительно», «по косвенным данным», «по всей вероятности» и другие расплывчатые словообороты переполняют заключение. И такие выводы «вприглядку» делают не бесшабашные студенты, а вроде бы именитые специалисты с огромным стажем работы.
Это во-первых. Во-вторых, в обоснование своего «исследования» комиссия включила не реальные факты, а нарушения и недоработки при оформлении документации на исторический памятник культуры, где не были определены его особенности, общественная ценность, способы охраны и т.д. В результате вместе с водой эксперты выплеснули и ребёнка: комиссия выносит предположение, что явочная квартира Я.М. Свердлова если и была в Екатеринбурге, она, «наверное», находилась где-то в другом месте.
И будто напрочь исчезли из Екатеринбурга, области всевозможные справочники, путеводители, книги, фотоальбомы, архивные материалы, где чётко и однозначно сказано: «товарищ Андрей» нелегально встречался в доме, на месте которого сегодня расположено жилое здание, по адресу: улица Малышева, 60.
А завершить эти заметки хочется парой абзацев из Распоряжения правительства РФ от 21 ноября 2019 года за №2755-р:
«1. Исключить из Единого госреестра объектов культурного наследия объект регионального значения «Первая явочная квартира Я.М. Свердлова» (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 60).
2. Минкультуры России внести в установленном порядке в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ изменения, предусмотренные пунктом 1 настоящего распоряжения. Председатель правительства Д.А. Медведев».
Что ж, остаётся ждать, когда к памятнику Я.М. Свердлова на проспекте Ленина в Екатеринбурге однажды явится очередная экспертная комиссия и отрапортует заказчику: «Он на этом месте никогда не стоял и не выступал. Было бы логично монумент ликвидировать».
Быть такого не может, скажете? У нас, мол, и область носит его имя.
Аргумент никудышный. Власть слышит тех, кому она люба.
Поделюсь некоторыми мыслями по поводу «Пробуждения»
Первая. Автора этого романа нельзя называть «молодым». Ведь 34 года — взрослый, состоявшийся мужик, которому пора уже не смысл жизни искать, а начинать спрашивать себя: «Чего ты сумел достичь?» Андрей Тимофеев достиг немалого: публикации, литературные премии, признание на уровне Союза писателей России в роли руководителя молодёжной секции. Поэтому разговор — без скидок на возраст.
Это роман о молодых, ищущих своё место в борьбе за справедливость (начало разговора в «Правде» №98, 104, 108, 112 и 129)
Не быть равнодушными
Я с интересом прочитала роман Андрея Тимофеева «Пробуждение» — историю о жизни и духовных исканиях моих сверстников (журнал «Наш современник», номера 3-й и 4-й за 2019 г.).