Как известно, к чемпионату мира по футболу-2018 в России было построено большое количество современных стадионов. Не будем сейчас возвращаться к набившим уже оскомину темам коррупции, разгильдяйства, бесхозяйственности и прямого воровства значительных сумм из выделенных на строительство бюджетных средств, сопровождавших сам процесс возведения многих из этих спортивных арен. Поговорим о другом — о наследии чемпионата, которым и должны были стать эти красавцы-стадионы.
НЕ СЕКРЕТ, что многие архитекторы, когда планируют построить стадион, предполагают, что данная арена будет использоваться не только футболистами, но и для проведения других массовых мероприятий: больших концертов под открытым небом, всякого рода шоу и т.д. Подобные перспективы рассматривались и применительно к новым аренам Мундиаля-2018.
Что и говорить, стадионы, несмотря на все различного рода объективные и субъективные проблемы, в конечном итоге к началу чемпионата мира получились действительно шикарными! Тем печальнее сейчас наблюдать, что многие из них попросту не соответствуют тем мероприятиям, которые на них проводятся. Местным ответственным лицам, в ведении которых находятся эти объекты, казалось бы, можно «списать» связанные с этим неурядицы на пандемию коронавируса, но такой номер не пройдёт: проблемы у стадионов начались намного раньше 2020 года…
Особенно это касается клубов, для которых новые стадионы стали домашней футбольной ареной. Как, например, в Калининграде. На этой арене свои матчи проводит представитель второго по силе дивизиона отечественного футбола — ФНЛ — местный ФК «Балтика». Однако его «класс» явно не соответствует уровню стадиона, и, объективно говоря, пока нет никаких предпосылок, чтобы «Балтика» в следующем сезоне получила «повышение» в своём футбольном ранге и перешла в Российскую премьер-лигу (РПЛ). А ведь строительство этой арены обошлось государству в 17,3 млрд рублей!
Как говорится, «отбить» эти деньги попросту нереально ни с помощью футбола, ни с помощью концертов, шоу или сдачи части помещений в аренду коммерческим организациям. Даже с помощью их всех, вместе взятых. А ведь кроме непосредственно затрат на строительство, колоссальные суммы уже из местного бюджета уходят на содержание стадиона, поддержание спортивной арены и её футбольного поля в надлежащем виде!
Нечто подобное наблюдается и в Самаре. Местный стадион получил в стране известность как один из самых дорогих и «многострадальных» объектов, построенных к чемпионату мира. Но тогда, в 2018 году, как областные власти, так и руководители местного футбольного клуба РПЛ «Крылья Советов» с уверенностью заявляли, что, выступая на таком стадионе, команда должна ставить только одну цель — участие в еврокубковых турнирах.
Однако разница между словами «должен» и «могу» в данном случае оказалась кричащей: на протяжении последних двух лет «Крылышки» отчаянно боролись вовсе не за участие в еврокубках, а за… выживание в премьер-лиге. И, увы, в итоге безуспешно. В минувшем сезоне команда бесславно покинула высший дивизион и теперь выступает в ФНЛ, где, кстати, пока не является главным претендентом на возвращение в РПЛ. А стоимость строительства стадиона, как теперь стало очевидно, для клуба второго дивизиона, напомним, составила целых 19 млрд рублей!
Ещё более трагикомичная ситуация сложилась вокруг стадиона в Саранске, столице Мордовии. Для многих специалистов до сих пор остаётся загадкой, почему в городе с населением около 300 тыс. человек был построен стадион, который способен вместить… седьмую часть всего его населения! А если из числа потенциальных посетителей этого спортивного объекта исключить младенцев в возрасте до трёх лет, значительную часть имеющих другие, нежели футбол, интересы и заботы женщин, обездвиженных инвалидов и глубоких пенсионеров, то выяснится, что такого числа болельщиков, которые могли бы заполнять трибуны стадиона, в Саранске попросту не наберётся!
Учитывая тот факт, что местный футбольный клуб «Мордовия» даже и не помышляет об участии в РПЛ, а сейчас и вовсе выступает в третьем дивизионе нашего футбола — ПФЛ, строительство такого шикарного стадиона выглядит весьма и весьма странно. Даже несмотря на провозглашённый властями страны тезис о необходимости расширения географии чемпионата мира-2018 и приобщении к этому празднику как можно большего числа россиян по всей стране. А что же будет дальше с невостребованным стадионом, на строительство которого в Саранске было потрачено 16,5 млрд рублей бюджетных денег, подумать тогда как-то позабыли…
И, наконец, главная загадка — это московские «Лужники». Правда, этот стадион к чемпионату мира с нуля, разумеется, не возводился, он и ранее был весьма добротным сооружением. Но к чемпионату был поставлен на капитальную реконструкцию и обновление. Главный футбольный турнир четырёхлетия в итоге успешно завершился именно в «Лужниках». Но финальный матч между французами и хорватами стал одновременно чем-то вроде «лебединой песни» для обновлённого красавца-стадиона…
А что остаётся думать, если у нас ухитрились создать парадоксальный прецедент, вызывающий недоумение во всём футбольном и не только мире? А именно: как можно было вложить 20 млрд рублей в реконструкцию стадиона, на котором… не собирается проводить в обозримом будущем свои матчи ни один из клубов Российской премьер-лиги?!
Более того, даже сборная России — и та очень редкий гость на этом стадионе, где хорошо, если удаётся провести три-четыре международных матча за год. И это при том, что всего с учётом проведённой реконструкции, ранее понесённых и сопутствующих этой «перестройке» расходов, пусть и при участии инвесторов, была потрачена астрономическая сумма в 83,5 млрд рублей! Дороже стране обошёлся только ставший давно притчей во языцех новый стадион в Санкт-Петербурге.
В итоге впору задаться естественным вопросом: а для чего и для кого было нужно строить в таком количестве и такие дорогие стадионы, которые не окупят себя даже через 20—30 и более лет? Только ради того, чтобы вновь показать миру, что Россия и в этом «впереди планеты всей»?
Впрочем, путь к спасению футбольных новостроек у нас всё же теоретически имеется. Почему бы не задаться целью проводить у нас чемпионаты мира или Европы по футболу регулярно, например, хотя бы раз в 2—4 года? То-то праздник будет! Фактически — бесконечный. А в том, что на такого рода мероприятия деньги в стране найдутся значительно быстрее, нежели на оказание помощи малоимущим или на достойное повышение пенсий старикам, можно не сомневаться.
В фильме «Стрельцов» нет Стрельцова
Так был или не был общепризнанный гений футбола циничным преступником, изнасиловавшим 20-летнюю девушку и осуждённым за это к солидному сроку лишения свободы? Ответ на этот вопрос до сих пор висит в воздухе, у историков и юристов нет на него однозначного и убедительного ответа. Выход в российский прокат фильма, посвящённого «советскому Пеле», обострил интерес к его противоречивой личности.
На саммите ЕС 25 сентября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий представил «план Маршалла» для поддержки экономики Белоруссии. Какая трогательная забота! Откуда и с какой стати?
ЭТО ЯВЛЕНИЕ не новое. Польский интерес к Белоруссии многоплановый, многоступенчатый. У поляков есть большая повестка построить свою империю в XXI веке «от моря до моря» с вхождением в неё белорусских земель и не только.