Мастер политической карикатуры

Мастер политической карикатуры

№91 (31023) 1 октября 2020 года
4 полоса
Автор: Руслан СЕМЯШКИН, член Крымского рескома КПРФ.

Как-то не столь уж и важно, сколько было народному художнику СССР и РСФСР, действительному члену Академии художеств СССР и Российской Федерации, Герою Социалистического Труда, лауреату двух Сталинских и Государственной премий СССР, кавалеру трёх орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, трёх орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почёта» Борису Ефимову лет, когда он уходил из жизни: 107 или всё же 108.

Поздравления он принимал 28 сентября, в день рождения по старому стилю, а ушёл мастер 1 октября 2008 года.

ПЕРЕЖИВ ВСЕ судьбоносные исторические вехи XX века, сохранив о них память и определённые, чётко обозначенные представления, Ефимов, встретив и свой столетний юбилей, отойдя от активной творческой деятельности по созданию политической карикатуры, не переставал при этом работать над воспоминаниями, рисовать дружеские шаржи. До самого конца не покидала его и цепкая память. А вспоминать Ефимову, знавшему, общавшемуся с большим числом выдающихся личностей XX века, среди которых — М. Ульянова, А. Луначарский, В. Потёмкин, А. Жданов, Л. Брежнев, Е. Фурцева, В. Маяковский, Д. Бедный, А. Фадеев, И. Эренбург, В. Вишневский, Кукрыниксы, И. Ильф, Е. Петров, А. Довженко, Х. Бидструп, было что…

Писателем-документалистом Бориса Ефимовича, за годы творческой деятельности создавшего десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков для зональных, групповых и всесоюзных художественных выставок, подготовившего к изданию десятки сатирических альбомов, а также целый ряд рассказов, очерков, исследований по истории и теории искусства карикатуры, можно считать с начала 60-х годов прошлого столетия.

Именно тогда он начал делиться с читателем своими размышлениями о значении карикатуры и политической сатиры, её перспективах в настоящем и будущем; о жизненных перипетиях, о товарищах по творчеству, о запомнившихся знаковых событиях, о зарубежных поездках. К счастью, всё написанное Ефимовым сохранилось. Его книги «40 лет. Записки художника-сатирика», «Работа, воспоминания, встречи», «Рассказы о художниках-сатириках», «Мне хочется рассказать», «Основы понимания карикатуры», «На мой взгляд», «Невыдуманные истории», «Школьникам о карикатуре и карикатуристах», «Рассказы старого москвича», «Ровесник века», «Мой век» живо и с интересом читаются и в наше время.

Чем было искусство карикатуры для Бориса Ефимова? Призванием, служением, жизненной необходимостью. Имел Ефимов и достаточно устоявшийся взгляд на этот вид изобразительного искусства.

«…В карикатуре, как в чрезвычайно своеобразном и причудливом жанре искусства, — писал мастер, — смысл и содержание событий требуют от художественных средств предельной простоты и доходчивости, отвергая ненужную усложнённость. <…>

Под политической карикатурой иногда понимают сатирические рисунки только лишь на международные темы. Мне кажется, это не верно. Ведь карикатуры, бичующие бюрократизм, разгильдяйство, очковтирательство, чванство, невнимание к нуждам трудящихся, проявления чужой нам морали, тоже являются политическими. Разве борьба сатирическим оружием против отрицательных явлений и пережитков, тормозящих движение нашего общества вперёд, не есть вопрос политический?

Мне кажется, что более точным будет разделение карикатуры не на политическую и бытовую, как это принято сейчас, а по тематическому признаку — на международную и внутреннюю. И та и другая являются разделами политической сатиры в отличие от развлекательных юмористических рисунков…»

Эти мысли Борис Ефимович высказывал, будучи зрелым, на седьмом десятке лет человеком и признанным художником. А признание как таковое, слава, авторитет к нему пришли рано. Ефимову не было ещё и тридцати, когда его рисунки были популярны среди миллионов советских граждан. И с каждым годом творческий темп его наращивался, всё большее количество периодических изданий стремилось с ним сотрудничать, издавались персональные альбомы и сборники рисунков ставшего всенародно известным карикатуриста. Только в тридцатые годы минувшего столетия в свет вышло порядка десяти альбомов карикатур Ефимова: «Лицо врага» (1931), «Карикатура на службе обороны СССР» (1931), «Политические карикатуры» (1931, 1935), «Выход будет найден» (1932), «Фашизм — враг народов» (1937), «Поджигатели войны» (1938), «Фашистские интервенты в Испании» (1938).

Уже в 1932 году Ефимов, принимавший деятельное участие в работе зарождавшейся профессиональной организации советских художников, становится заслуженным деятелем искусств РСФСР. Неоднократно будет он избираться членом правления и секретарём Союза художников СССР. А в 1954 году его изберут членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Действительным её членом он станет в 1975 году. В 1958 году ему будет присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1967-м — и высокое звание народного художника СССР.

Но весь этот лоск удачливости, тесно переплетённый с официальными регалиями, мог бы и не появиться. К тому же далеко не один Ефимов занимался в те далёкие годы созданием карикатур. Были и у него талантливые соперники и конкуренты. Такие же, как и он, настойчивые, целеустремлённые, работоспособные и талантливые. Однако, как зачастую бывает, помог добрый случай. Он- то и привёл Ефимова в главную газету страны, с которой связаны наиболее значимые его работы на протяжении практически семи десятков лет.

В «ПРАВДУ» молодой, рано о себе заявивший художник-карикатурист, в 16 лет нарисовавший шарж на председателя царской Государственной думы третьего и четвёртого созывов М. Родзянко, приехавший из Киева, где был рождён в небогатой семье ремесленника, Ефимов пришёл в далёком 1922 году.

На Украине же, с которой навсегда распрощался, он успел поработать секретарём редакционно-издательского отдела в Народном комиссариате по военным делам. Там же, в военной газете «Красная Армия», увидят свет его первые агитационные рисунки, снабжённые ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор. Ефимов». С 1920 года Ефимов работал в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вести», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. Здесь он и исполнил свой первый плакат на фанерном листе, на котором был изображён побитый Красной Армией А. Деникин.

Позднее Ефимов был заведующим Изосекцией отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове, по возвращении в Киев — начальником художественно-плакатного отдела УкрРОСТА. Параллельно он сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда».

Ему посчастливилось с первого же прихода в ленинскую «Правду» о себе, пускай робко и не смело, но заявить. И не абы как, наугад и случайно, и не по протекции работавшего в редакции старшего брата, а непосредственно своим рисунком, отмеченным лично Марией Ильиничной Ульяновой. О тех, первых впечатлениях, пережитых в «Правде», Ефимов вспоминал: «Сестра Ленина… На какой-то момент я забываю о цели своего прихода в редакцию. А ведь сегодня не простой день в моей жизни. Сегодня я, никому не известный, приехавший из Киева молодой художник, набравшись смелости, принёс в «Правду» нарисованную мной карикатуру. В «Правду»! В газету, основанную В.И. Лениным, газету, слову которой непоколебимо верит советский народ, к голосу которой прислушивается весь мир. В газету (это особенно важно лично для меня), где работают такие замечательные художники-сатирики, как Д. Моор и В. Дени, где печатаются весёлые и язвительные стихи Демьяна Бедного. <…>

Именно в коридоре, а не в кабинете, я увидел одного из редакторов «Правды». Он шёл быстро, слегка размахивая правой рукой, державшей длинные полоски газетных гранок. На нём была синяя рабочая блуза, на ногах домашние туфли.

Пробормотав какие-то невнятные слова, я протянул ему рисунок. Это была карикатура на Эмиля Вандервельде, одного из лидеров II Интернационала, ярого врага Советской власти, не так давно присутствовавшего на московском процессе правых эсеров в качестве добровольного адвоката эсеровских контрреволюционеров.

— Что же, — сказал он. — Пожалуй, это недурно… Мария Ильинична, — обратился он вдруг к женщине, которая в этот момент вышла из стеклянной двери с надписью «Секретариат», — посмотрите-ка эту штукенцию.

«Так это же сестра Ленина!» — подумал я, сразу забыв о рисунке.

Мария Ильинична взяла в руки карикатуру, но в эту секунду из секретариата выглянула молоденькая смуглая девушка с криком:

— Мария Ильинична! Верхний!

Сестра Ленина торопливо ушла, унеся с собой мой рисунок. Я увидел сквозь открытую дверь, как она взяла трубку висевшего на стене телефона, и услышал её спокойный голос, звучавший какой-то неповторимо нежной интонацией:

— Это ты, Володя?

Редактор в синей блузе тоже вошёл в секретариат, и дверь закрылась.

Развернув на другое утро «Правду», я увидел свой рисунок. Он был напечатан на обычном месте политической карикатуры — на первой полосе справа. Можно себе представить мою радость…»

С тех пор работы Ефимова стали постоянно печататься на страницах «Правды», «Известий», «Рабочей газеты», «Чудака», «Крокодила», «Огонька», «Прожектора» (еженедельного иллюстрированного журнала, выходившего как приложение к «Правде»), позже — «Красной звезды» и многих других изданий, выходить в отдельных сборниках и альбомах. В эти годы чётко определилась и главная специализация его творчества. Ею стала политическая сатира. «Героями» же его карикатур становятся в 1920-е годы многие западные политические деятели: Юз, Даладье, Чемберлен; в 1930-е и 1940-е — Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки; в последующие годы — Черчилль, Трумэн и другие.

Известно, что иные карикатуры вызывали у изображённых на них персонажей такую яростную реакцию, что дело доходило до дипломатических протестов, и опытным советским дипломатам, начиная с наркома иностранных дел М. Литвинова, не раз приходилось убеждать зарубежных посланников в том, что на рисунке, к примеру, изображён вовсе не Гитлер, по крайней мере, он, нарком, не находит в рисунке с ним никакого сходства. И случаев таких было предостаточно. Политические карикатуры Ефимова, появлявшиеся преимущественно в «Правде» и «Известиях», становились мощным идеологическим оружием. Это было очевидно как для советского руководства и миллионов граждан СССР, так и для всего капиталистического мира.

В ПОЛНОЙ МЕРЕ «убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в то время в основном на страницах «Красной звезды», «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

В годы Великой Отечественной войны он активно работал и в области плаката. Ефимов был в числе тех советских писателей и художников, таких как Д. Моор, В. Дени, Кукрыниксы и др., кто уже на шестой день нападения фашистской Германии на СССР создал мастерскую «Окна ТАСС». Как и в годы Гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом «Окна» тиражировались и выпускались в тылу: Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

Был Ефимов и участником Нюрнбергского трибунала. Ему воочию пришлось наблюдать фашистских преступников. Там же, в зале суда, он и делал с них свои зарисовки, облетевшие в скором времени многие страны мира.

В послевоенное время Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур «Мистер Доллар», а в 1950-м — альбом рисунков «За прочный мир, против поджигателей войны».

С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.

Борис Ефимов, искренне убеждённый в том, что «сатира пока что нам нужна чрезвычайно, так как она выполняет большие, нужные, общественно полезные функции, и советское общество оценивает роль и значение сатирического искусства как острого боевого оружия, служащего интересам народа», работал всегда страстно, пылко, увлечённо. Да и творцом он был самобытным, со своим видением и пониманием искусства карикатуры.

Просмотров: 736

Другие статьи номера

Большая боль не вмещается в фарс

В фильме «Стрельцов» нет Стрельцова

Так был или не был общепризнанный гений футбола циничным преступником, изнасиловавшим 20-летнюю девушку и осуждённым за это к солидному сроку лишения свободы? Ответ на этот вопрос до сих пор висит в воздухе, у историков и юристов нет на него однозначного и убедительного ответа. Выход в российский прокат фильма, посвящённого «советскому Пеле», обострил интерес к его противоречивой личности.

«Южноафриканцы прежде всего»
В Южно-Африканской Республике на днях совершены погромы и нападения на граждан Нигерии. Акты насилия, сообщает французский еженедельник «Валёр актюэль», вызваны высоким уровнем нищеты в ЮАР, ростом безработицы и голодом. Этим пользуются различные провокаторы, подбивающие озлобленное население на драки за блага и ресурсы.
Уважайте суверенитет Белоруссии!
История нам хорошо знакомая: западные империалистические силы организуют переворот в очередном суверенном государстве, в то время как буржуазные СМИ Ирландии бомбят нас сочувственными репортажами об антиправительственных протестах и «демократической оппозиции», ряды которой кишат озлобленными реакционными элементами.
«Крестовый поход» США аморален
Куба осудила экономическую, торговую и финансовую блокаду, введённую Соединёнными Штатами, как вопиющее нарушение прав человека и главное препятствие на пути её социально-экономического развития.
Пульс планеты
ВАРШАВА. В польской столице прошла демонстрация в знак протеста против правительственных мер по борьбе с распространением COVID-19. Акция началась у здания парламента, а затем переместилась к офису польского телевидения, которое, как они заявили, распространяет ложные сведения о коронавирусной пандемии. Демонстранты, призвавшие кабмин уйти в отставку, скандировали: «Довольно лжи, довольно масок!» и «Не допустим второго карантина!».
Сохраняют верность идеалам
В Белоруссии прошли торжественные мероприятия, посвящённые 100-летию ЛКСМБ. По этому случаю в Республиканском доме молодёжи Минска открылся после реконструкции Музей истории комсомола и молодёжного движения Белоруссии.
Скандал
В Верховной раде разразился новый политический скандал после того, как первый заместитель главы украинской делегации в Трёхсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию конфликта в Донбассе Витольд Фокин на заседании парламентского комитета по вопросам государственной власти высказал свою точку зрения на причины конфликта на востоке страны.
Польские паны мечтают о том, как вернуть холопов

На саммите ЕС 25 сентября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий представил «план Маршалла» для поддержки экономики Белоруссии. Какая трогательная забота! Откуда и с какой стати?

ЭТО ЯВЛЕНИЕ не новое. Польский интерес к Белоруссии многоплановый, многоступенчатый. У поляков есть большая повестка построить свою империю в XXI веке «от моря до моря» с вхождением в неё белорусских земель и не только.
Прокуратура в законодательных путах
Очередная вирусная атака внесла свои коррективы в работу Государственной думы. Каждое пленарное заседание теперь начинается с эпидемиологической сводки. За минувшую неделю число депутатов, оказавшихся на больничной койке с диагнозом COVID-19, увеличилось на 8 человек и достигло 18.
Исчезновение ледников таит угрозу
ЛЕДНИКОВЫЙ покров Гренландии — второй по величине на планете — в прошлом году потерял 532 миллиарда тонн льда, что, по данным учёных, оценивавших убытки, соответствует повышению уровня Мирового океана на 1,5 мм. А вот страну размером с Великобританию затопило бы на 2,5 метра. Это максимальные годовые потери как минимум за 60 лет, а возможно, и за целый век, констатируют специалисты расположенного в немецком Бремерхафене Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (ИПМИ).
Все статьи номера