Доездились до ручки…

Доездились до ручки…

№39 (30826) 11 апреля 2019 года
3 полоса
Автор: В.М.Т.

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» — спрашивал в своё время молодой Владимир Маяковский. Его призыв не остался неуслышанным. Польский рок-музыкант Войцех Бальчун смог исполнить потрясающую увертюру на струнах железных дорог Украины.

ПРИ ЭТОМ, правда, струны были порваны почти окончательно, но лично для руководителя компании «Укрзализныця» (УЗ) это не обернулось крупными неприятностями. Год и три месяца Бальчун возглавлял стратегическое предприятие, а пост оставил не из-за бездарного исполнения своих служебных обязанностей, а, согласно официальной версии, по семейным обстоятельствам. «Он принял это решение совершенно самостоятельно, это его решение, я его решение уважаю», — подчеркнул премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Он положительно отозвался о чиновнике, который, совершив «подвиг», отправился домой — в Варшаву. А вот у министра инфраструктуры Владимира Омеляна это вызвало иные эмоции, сопровождаемые желанием выпить по этому случаю изрядную дозу шампанского…

Каково же наследие пана Бальчуна? По сообщению медиацентра железных дорог «Магистрали», после виртуозного соло польского рок-музыканта на железной дороге приходится эксплуатировать почти 122 тысячи дефектных рельсов, кое-как спасаясь при помощи 25 тысяч (!) участков временно восстановленных рельсовых плетей бесстыкового пути. По состоянию на 1 января 2019 года протяжённость путей с просроченными сроками реконструкции составила 2431,9 км, усиленного капитального ремонта ожидают 1255,3 км путей, а капитального — 4735,5 км. Всего же длина железнодорожного полотна составляет более 27 тысяч километров. То есть каждый третий километр — дефективный. Из-за нехватки средств железнодорожная инфраструктура республики неуклонно приходит в упадок. Общая сумма необходимых инвестиций в развитие УЗ, по оценке госкомпании, составляет 6 миллиардов долларов.

В ДУХЕ установившейся традиции ПАО «Укрзализныця» анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 году. Специалисты предупреждают, что в случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьёзно ухудшится, а сама компания в итоге лишь потеряет объёмы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни здравым смыслом.

С 1 февраля этого года тарифы уже подняты на 16,6%, а далее — с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября — они будут подрастать каждый раз на 2,5%. При принятии такого волевого решения руководство УЗ даже не пыталось как-то оценить влияние этого повышения на себестоимость продукции у тех же металлургических или цементных предприятий, горнодобывающей промышленности и зернотрейдеров.

А она в таком случае ощутимо возрастёт, что непременно скажется на показателях экспорта, внутренних продаж и объёмах грузоперевозок. Это повлечёт за собой снижение валютных поступлений в страну от экспорта, сокращение налоговых платежей и рабочих мест внутри страны.

Руководители «Укрзализныци» ставят во главу угла своей деятельности лишь повышение тарифов. Для пассажиров ездить даже в плацкартных вагонах на некоторых направлениях уже дороже, чем летать на самолёте. Но такие насущные вопросы, как обновление вагонного парка и локомотивного хозяйства, улучшение производственных показателей, в том числе оборачиваемости вагонов — основного мерила операционной эффективности, снижение затрат при закупках путём приведения цен от «космических» к рыночным — вовсе не попадают в поле зрения дорожных начальников.

В результате степень износа подвижного и тягового состава достигла масштабов, угрожающих транспортным коллапсом. Кое-где он уже и происходит. Тем не менее команда «реформаторов» в УЗ во главе с Кравцовым видит свою задачу прежде всего в том, чтобы сделать рост тарифов автоматическим — то есть внедрить механизм их ежеквартального повышения на величину инфляции цен производителей, избегая таким образом необходимости подкреплять свои предложения по росту тарифов хоть какими-то экономическими расчётами.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ предлагаемое «Укрзализныцей» повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом становится катастрофой для государственных угледобывающих предприятий Украины. Депутат Верховной Рады Сергей Сажко, выступая на заседании в Государственной регуляторной службе, напомнил, что в его округе находится шесть государственных шахт, на которых сложилась непростая ситуация: добыча угля падает, а зарплата горнякам выплачивается несвоевременно.

«Повышение железнодорожных тарифов станет для этих предприятий окончательной катастрофой, — подчеркнул он. — А предложенная квартальная индексация приведёт к увеличению расходов на доставку топлива к тепловым электростанциям приблизительно на 1,2 миллиарда гривен до конца текущего года».

Дальнейшее повышение грузовых железнодорожных тарифов не только сделает угольную отрасль неконкурентоспособной, но и нанесёт удар по энергетике.

«Повышение тарифов приведёт к «вымыванию» денег с модернизации наших электростанций, которые переводят работающие на антраците энергоблоки на газовый уголь. Это наша энергетическая безопасность, и если мы этого не будем делать, у нас не будет энергетики, — предостерёг Сажко. — Ни в коем случае нельзя повышать тарифы, как требует «Укрзализныця» (на 14,2% плюс ежеквартальная индексация на 2,5%). Необходимо создать рабочую группу, в которой будут все заинтересованные стороны, и тогда принимать решение. «Укрзализныця» тоже государственное предприятие, и госшахты должны иметь право сказать, на какой процент повышения тарифа они готовы».

Просмотров: 1509

Другие статьи номера

Без права на жизнь
На воспетых Гоголем просторах сегодня массово гибнут пчёлы и птицы, а в реках всплывает мёртвая рыба. Люди пытаются противостоять гибельному нашествию «хозяев», которые ради своей прибыли превратили живописную историческую Малороссию в зону страшного экологического бедствия.
Кому выгодна реанимация призрака?

Фальшивые козыри противников российско-белорусского союза

В последнее время в Белоруссии наметилась тревожная тенденция. Не только национал-«демократы», но и ряд историков из государственных учреждений пытаются опровергнуть кровное родство русских и белорусов, отрицают их общие корни и общую судьбу.
Госсобственность разбирают по частным карманам

В Казахстане отчитались о ходе второй волны приватизации и посетовали на низкие темпы разгосударствления экономики. Инициаторами ускорения либерализации выступают крупнейшие бизнесмены, видимо, рассчитывающие на пополнение своих активов.

РАСПРОДАЖА государственной собственности идёт по плану, но сам план нуждается в пересмотре в сторону расширения.
Жизнь диносцев стала иной
ВЕДУЩЕЕ агентство КНР организовало выставку архивных снимков, запечатлевших огромные изменения, которые произошли в жизни представителей народности дино — одного из 56 национальных меньшинств Китая — за 40 лет, прошедших с начала проведения в стране политики реформ и открытости.
Пульс планеты
ТЕЛЬ-АВИВ. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обеспечил себе победу на внеочередных парламентских выборах за счёт электорального преимущества правых и религиозных партий, которые вместе получают (после подсчёта свыше 90% голосов) более половины мест (65 из 120) в кнессете следующего созыва. Таким образом, Нетаньяху возглавит израильское правительство уже в пятый раз и превзойдёт отца-основателя еврейского государства Давида Бен-Гуриона по продолжительности пребывания у власти.
Почему инопланетяне молчат?
«В ПАРИЖЕ учёные ищут ответ на вопрос, почему спустя десятилетия поисков мы всё ещё не обнаружили сигналов от инопланетян. Одна из гипотез: это связано с характером пришельцев», — пишет немецкая газета «Вельт».
Акция протеста
В СТОЛИЦЕ ФРГ прошла массовая демонстрация против «безумного роста квартплаты» и спекуляций с недвижимостью. Тысячи участников акции в Берлине возмущены тем, что на жильё теперь приходится тратить вдвое больше, чем десять лет назад.
Бастуют и требуют
НА ДНЕПРОПЕТРОВЩИНЕ бастуют рабочие горнодобывающего предприятия ООО «Проско». С января 2019 года они не получают заработную плату, задолженность по которой превышает уже два миллиона гривен. Устав от такого беззакония, трудовой коллектив с 19 марта перестал выходить на работу, требуя от руководства компании решить данную проблему путём переговоров.
Шашлык… «по-чиновничьи»
Ну кто из нас не любит побаловать себя хорошим шашлычком, коих существует множество разновидностей! Автор этих строк, например, предпочитает шашлык «по-карски». Но вот появилась новая «разновидность» нашего с вами любимого блюда, которая, смело предположим без риска ошибиться, не понравится абсолютно никому из любителей шашлыка. Назовём это «блюдо» — шашлык «по-чиновничьи».
Дольщикам отказали в ФЦП
«На наших глазах сегодня в России разворачивается масштабное наступление на свободу слова и иные основополагающие демократические институты», — с этого вывода, очевидного и понятного для оппозиции и той части граждан нашей страны, что активно противостоит антисоциальному курсу, начал своё выступление 9 апреля в часе заявлений думских фракций политических партий Валерий Рашкин.
Все статьи номера