Признаться, был немало удивлён, что даже вроде бы далёкая от этих проблем газета «Московский комсомолец», и та озаботилась положением дел в сельском хозяйстве страны, поместив в одном из недавних номеров подробный репортаж с очередного съезда Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств. В газете приведены наиболее характерные суждения и докладчика, и выступавших, а также присутствовавшего на съезде первого заместителя министра сельского хозяйства.
ОБРАЩАЮТ на себя внимание в первую очередь те прозвучавшие там сообщения, что как перечень названных хозяйств, так и общая численность тружеников села из года в год сокращаются. В связи с этим замминистра высказал такую недавно казавшуюся крамольной мысль, что если не в этом, то в будущем году придётся направлять на уборку урожая студентов вузов и учащихся ПТУ. Дожили. Ведь в своё время президент страны подавал отсутствие студентов на уборочной как великое достижение рыночных реформ. И вот это достижение теперь отменяется. Да, могу подтвердить это досадное явление цифрами по нашему Касимовскому району. У нас в сельском хозяйстве число занятых сократилось за последние 10 лет с 2 тысяч до 800 человек. Да и мой родной колхоз, в котором среднемесячная зарплата составила за прошлый год довольно значительную по нашим временам сумму в 43 тысячи рублей, стал испытывать нехватку кадров разных категорий, особенно животноводов. Но тут студенты не помогут — на ферму-то их не пошлёшь.
Вторая проблема — удорожание всего, что сельское хозяйство получает от промышленности: топлива, техники и запасных частей, электроэнергии, минеральных удобрений и многого другого. Об этом с горечью говорили выступавшие на съезде. А вот цифры из отчёта о работе колхоза имени Ленина за прошлый год. На горючее затрачено в полтора раза больше, чем, например, пять лет назад, почти в два раза выросли за это же время плата за электричество и расход на покупку минеральных удобрений. Но особенно резко поднялись цены на медикаменты для лечения скота. Пришлось выложить на них 27 млн. рублей, в четыре раза больше, чем в 2015 году. Заметно дорожают средства защиты растений. Достаточно сказать, что в себестоимости картофеля расходы на эти средства составили почти 20%, а это как раз столько, сколько вся заработная плата картофелеводов.
Согласен я и с той мыслью фермеров, что очень трудно становится сельским труженикам оправдывать растущие затраты — слишком мало платят за выращенную ими продукцию различного рода закупщики и перекупщики. Такой был приведён пример: в одном хозяйстве урожай моркови к продаже хорошо подготовили, помыли, аккуратно упаковали, даже бирки к пакетам прицепили; приобрели у них эту морковь по 7 рублей за килограмм, а потом оказалось, что в магазине этот килограмм продаётся уже за 30 с лишним рублей. Вот и в нашем колхозе в прошлом году себестоимость килограмма картофеля сложилась в сумме 8 рублей, а продать его удалось только за 10 рублей; перекупщики и продавцы выручили за картошку намного больше, чем наши колхозники. Зерно покупают у нас по 12 рублей за килограмм, а за границу гонят по 30. Литр молока ныне стоит в магазине 75 рублей, и это при том что колхоз затратил на него 23 рубля, а реализовал на завод за 25 рублей. Разве это не грабёж? Нет, говорят нам, это законы рынка. А вот при плановом социалистическом хозяйстве было совсем по-другому. Интересно, что на килограмм картофеля наш колхоз затрачивал те же 8—10 только не рублей, а копеек, а государство закупало его по 20 копеек, не на 20%, как сейчас, а в два раза больше себестоимости. За литр молока колхоз получал от завода деньги, на которые можно было приобрести тогда 4 литра бензина или 6 литров дизельного топлива. А нынче этого молока хватает только на пол-литра солярки.
По многим показателям стало хорошо видно, что рынок, да ещё, как выражаются, «свободный мировой», нашему сельскому хозяйству, которое ведётся в гораздо более сложных природно-климатических условиях, чем на Западе, просто вреден. Яркий пример — ситуация с минеральными удобрениями. Цена на них в последнее время выросла на целых 30%. И коллективным, и фермерским хозяйствам становится не под силу покупать их в нужном количестве. Вот и в нашем вроде бы богатом колхозе долго думали — брать или не брать, но всё-таки отсчитали за них в прошлом году 25 миллионов рублей. На Западе же сельхозпроизводители получают от государства дотации в расчёте на гектар в несколько раз больше, чем наши, поэтому они долго не думают, деньги у них всегда есть, было бы где удобрения взять. Вот почему от 80 до 90% произведённой у нас в стране минералки идёт на вывоз.
На самом верху говорят, что для них самое главное — отечественное производство, много шумят об импортозамещении, а вот как раз рынок-то все эти благие пожелания убивает на корню. Жизнь убедительно показывает, что свободный рынок — это средство не развития российского села, а скорее его уничтожения. Похоже, что кое-кто в Москве чуть-чуть продвинулся до понимания этого обстоятельства, стали вводить пошлины на те или иные товары. Но, видимо, до конца это дело не продумывают. Так, ввели повышенные пошлины при экспорте зерна, а это оказалось нам же невыгодным, хозяйства стали посевы зерновых сокращать и собираются сокращать в дальнейшем. Кто-то советует: давайте повысим пошлины на те же экспортируемые минеральные удобрения. Но в таком случае внутренние цены на них обязательно повысятся; их и так-то мало кто у нас покупает, а значит, потом не будут брать совсем.
И вот какая в связи со всем сказанным неизбежно возникает мысль. Повторюсь: было у нас в районе не так давно 8000 тружеников сельского хозяйства, потом стало 4000, а сейчас осталось 800 человек. Чего ожидать дальше? Ещё несколько лет — и вообще никого не останется. Надо принимать срочные меры по спасению российского села. А лучше всего возвращаться к социалистическому сельскому хозяйству, как, впрочем, и по всем другим отраслям — к социализму, к Советской власти в целом.
При высоких урожаях российских полеводов цены на животноводческую продукцию в стране не снижаются
В ПОСЛЕДНИЕ год-полтора мы с женой ходим за съестным в соседние «Пятёрочку» и «Перекрёсток» не чаще двух раз в неделю. Покупаем самое необходимое, да и то по самым низким ценам. Правда, последнее время моя благоверная предпочитает совершать покупки в одиночку: мол, семейный бюджет лишь страдает от моих неумеренных желаний «только попробовать».
Дорого яичко
Похоже, над обеспечением российского населения важнейшими питательными и сравнительно недорогими продуктами нависла угроза. Речь идёт о яйцах и курином мясе.
ИА «Регнум» представило комментарии: почему в России может сократиться его производство. Одна из главных причин — дефицит инкубационных яиц.
ОКОЛО 1500 семян риса проросли и дали листья в теплице на юге Китая после того, как они были возвращены на Землю из путешествия на Луну в прошлом году.
Семена были посеяны в теплице Национального инженерного исследовательского центра космической селекции растений Южно-Китайского сельскохозяйственного университета. Настало время пересадить их всходы на поля.