Об изобилии продуктов и о том, как шашлык растворился в лимонаде
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ не только официальные средства массовой информации, но и сами руководители страны пытаются внушить народу, что у нас особенно высокими темпами развивается сельское хозяйство и что продовольственная проблема в нынешней России, в отличие якобы от советской, успешно решена. Так, в конце минувшего года на совещании аграрников в Майкопе президент Путин сообщил, что основными продуктами питания наше население теперь полностью обеспечено в соответствии с научно обоснованными нормами. Смелое, прямо скажем, заявление. Хочу высказать на этот счёт свои соображения из трёх аргументов.
Во-первых, неизвестно на каком основании минздрав России в начале 2015 года специальным приказом серьёзно подкорректировал те нормы потребления продуктов питания, которые существовали в Советском Союзе и были согласованы со Всемирной организацией здравоохранения. Например, по этому приказу необходимый годовой объём потребления овощей и фруктов был снижен по сравнению с советским периодом с 240 до 225 кг, молока — с 400 до 330 литров, количество необходимо потребляемых яиц — с 300 до 260 штук. При грубом подсчёте наше правительство решило, что нынешние россияне должны съедать на 20% меньше, чем советские люди. Скорее всего, о достижении как раз этих заметно сниженных норм говорил президент на том совещании. Но ведь это довольно спорные критерии.
Во-вторых, спорными являются и те объёмы производства продуктов питания, о которых объявляет официальная статистика. Органы статистики неизвестно на каком основании считают, что от 40 до 80% различных видов продуктов производится в личных подсобных хозяйствах граждан. Здесь, нам говорят, получают от общего объёма по стране половину молока и картофеля и ещё больше овощей. Если в Советской России говядины получали в 2 раза больше, чем мяса птицы, то теперь, наоборот, мяса птицы стало в 3 раза больше, чем говядины. А почему так считают? А потому, что птица выращивается в таких ранее невиданных объёмах в тех же личных подсобных хозяйствах. Вот как скрупулёзно всё учли. Но беда-то в том, что личные хозяйства об итогах своей деятельности документально не отчитываются. Выходит, что можно ставить любую цифру, взятую, как говорится, с потолка. С полным основанием, как постоянный житель села, могу утверждать, что личные хозяйства, которые в советское время давали от 5 до 50% различных видов продукции, сейчас, если взять в целом, вносят в общий объём не больше 10%. Свои наблюдения за тем, как в моём селе число коров уменьшилось по сравнению с советским временем со 125 до 8, площади под картофелем сократились с 52 до 2 гектаров, могу подтвердить данными сельскохозяйственной переписи, которая была проведена ещё три года назад. Тогда было сообщено, что в хозяйствах населения имеется 14 млн га земли, а не 77 млн, как считала статистика, что у 90% этих хозяйств нет никакого подворья; значит, нельзя считать, что здесь находится половина коров и более половины поголовья птицы. Вот и выходит, что на самом деле молока, мяса, овощей и фруктов да, пожалуй, и картофеля у нас производится чуть ли не в 2 раза меньше, чем докладывает президенту Госкомстат.
Ещё одно возражение касается качества потребляемой нами продукции. Имеется в виду не то, вкусная у нас пища или не вкусная — вкусной-то её научились делать, а то, есть ли в колбасе мясо и в сливочном масле — молоко. На эту тему даже Петросян недавно произнёс со сцены при полном одобрении зала хохму, что на одном мясокомбинате произвели в таком-то году 100 тонн колбасы и при этом ни одно животное не пострадало. По своим вкусовым ощущениям многие из нас могут подтвердить: в этой шутке, к сожалению, большая доля правды.
Часто слышу: у кого-то молоко в открытой банке стояло несколько недель — и не закисло; у кого мыши вокруг сыра бегали — не притронулись. А уж о том, что кошка или собака колбасу отказались есть, кто только не говорит. Расскажу и свою собственную историю. Как-то с друзьями решили приготовить шашлык. А поскольку дело было не дома, а далеко на природе и подходящего маринада под руками не оказалось, кто-то предложил: мол, давайте зальём мясо лимонной газировкой. Так и сделали да ещё и добавили туда для полной гарантии стакан кока-колы. Когда решили, что срок маринования достаточен, открыли крышку кастрюли, а там — никакого мяса не оказалось, а просто жидкое-жидкое месиво. Так называемое мясо просто растворилось. Вот и гадай, какое оно было: говядина или свинина. Ясно, что ни то, ни другое.
В общем, хотя прошло уже 30 лет с того времени, когда страну кормили колхозы, обеспечение населения страны продуктами питания не улучшилось, а стало заметно хуже. Да, тогда кое-чего хотелось бы видеть в магазинах побольше, а вот сегодня, при всём изобилии продуктов на прилавках, того, что тогда было, нет совсем. Нет ни того хлеба, ни той колбасы, ни того масла, что были в благословенные советские годы. Так что по количеству продуктов и особенно по качеству показатели советского периода ещё догонять и догонять.
Дорожает ржаная горбушка
В текущий сельхозгод (июль 2019 — июнь 2020 гг.) страна вошла с минимальными запасами ржи. Как следует из обзора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), всё изменить мог бы высокий валовой сбор. Однако посевы озимой ржи под урожай прошлого года оказались рекордно низкими, а урожайность — близкой к средним многолетним значениям. В итоге валовой сбор тоже оказался рекордно низким.
Власти «опорного края» выделяют средства на здравоохранение по остаточному принципу
В корпункт «Правды» пришла ксерокопия обращения жителей села Колчедан Каменского района, оригинал которого направлен главе одноимённого городского округа. «Мы завидуем узникам фашистских концлагерей, — сообщается в письме. — Потому что там имелись хоть какие-то службы по контролю здоровья военнопленных. Мы лишены даже этого минимума...»
Ушла из жизни старейшая правдистка АРХИПЕНКО Нина Александровна
Тридцать лет она отдала работе в главной коммунистической газете. С дипломом юриста пришла в отдел писем — самый большой в «Правде», где в тысячном многоголосье редакционной почты чётко ощущались пульс жизни страны, повседневные заботы и проблемы людей.Французские медики держат слово: по всей стране слагают с себя административные полномочия врачи, работающие в государственных больницах.
РЕЧЬ прежде всего идёт о заведующих отделениями. Таким образом, отмечает агентство «Рейтер», бастующие хотят оказать давление на власти.