«Холоп» тронул за живое

«Холоп» тронул за живое

№10 (30942) 31 января — 3 февраля 2020 года
2 полоса
Автор: Владимир ВИШНЯКОВ.

В прокат российский фильм «Холоп», поставленный Климом Шипенко, вышел 26 декабря и менее чем через месяц обошёл по сборам шедшие одновременно голливудские шлягеры «Мстители: финал» и «Король Лев». Его посмотрели более 9,5 миллиона зрителей.

ПОЧЕМУ ЖЕ такая вроде бы совершенно неправдоподобная история перевоспитания зарвавшегося московского «мажора», до крайности избалованного и обнаглевшего от безнаказанности отпрыска неведомо на чём разбогатевшего российского олигарха, так тронула сердца зрителей? Здесь есть какой-то секрет. Ведь приём с переселением экранных персонажей из одного времени в другое с целью корректировки их самооценки и пересмотра нравственных установок не просто традиционен, но, можно сказать, тривиален. Достаточно напомнить хотя бы о таких, ставших классикой, российских лентах, как «Мы из будущего» А. Малюкова, «Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая, «Кин-дза-дза» Г. Данелии, «Сны» К. Шахназарова…

Правда, в «Холопе» временной скачок является виртуальным, воображаемым. Убедившись, что никакие угрозы наказания, вплоть до тюрьмы, за творимые сыночком безобразия на него, уверенного, что «предок» в любом случае отмажет, не действуют, всесильный папаша-миллиардер, с подачи своей работающей на телевидении любовницы и при содействии некоего демонического фокусника, перемещает своего Гришу в грандиозное реалити-шоу — в крепостническую деревню середины ХIХ века, где Гриша, преобразившийся в оборванца-конюха, испытывает на себе все прелести рабского состояния и с ужасом узнаёт себя прежнего в отвратительном образе измывающегося над ним сына рабовладельца-помещика. При этом виртуальной деревня является для нас, зрителей, наблюдающих процесс перевоспитания вместе с дирижёрами шоу, тогда как главный герой убеждён в том, что он реально, в результате автоаварии, переместился в позапрошлый век.

Вряд ли своим успехом «Холоп» обязан и показанным крупными планами сценам крепостнического быта с непременными фольклорными нарядами, хороводами и окровавленными плетьми, к этому мы тоже присмотрелись в «Кровавой барыне» и в нескончаемой «Крепостной» на канале «Россия 1». Тем более что в «Холопе» от возможного шока зрителей предохраняет изобилующий комическими ситуациями весьма условный сюжет.

Однако при всей комедийной условности мораль сей басни очевидна и достаточно серьёзна. И это заметили авторы многочисленных отзывов в Сети. Пожалуй, наиболее точно её обозначила, отметив при этом ряд спорных мест самой концепции фильма, на сайте «Отзовик» Вера Борейко, цитирую: «Не понравился скрытый подтекст, что все мы — холопы и вести себя правильно можем лишь в условиях «крепостного права», «монгольского ига» или «батюшки-царя». Возможно, такая идея и не вкладывалась в смысловой посыл фильма, но ассоциация такая возникла, и мне она не понравилась. Идея перевоспитания здесь строится на унижении человека, как физическом, так и моральном, угнетении его прав, свобод и достоинств. Крепостное право подаётся здесь как норма жизни. Мол, без крепкой барской руки — никуда, по-другому русский человек не понимает. Остался вопрос: зачем потребовалось перемещать зарвавшегося парня в условное прошлое?! Чтобы научить его уму-разуму, заставить почувствовать бессилие и бесправие, совершенно не обязательно было отправляться в другую эпоху. Разве в современной жизни этого недостаточно?! Финал получился двойственный по своему посылу. Красной нитью в нём проходит символ кнута. Мол, научился сам, возьми кнут в руки и научи правде жизни другого. Этакий круговорот насилия в природе. Так себе моральный посыл... Для «мажоров» не спектакли надо разыгрывать, а воспитывать их с детства соответствующим образом. Не баловать телефонами, машинами и другими радостями жизни. Дети должны понимать, как зарабатываются деньги. И не отмазывать своих мальчиков от армии, тем более таких, которым она будет только на пользу… У нас нет таких денег, чтобы для детей спектакль XIX века с декорациями устраивать».

В этой бесхитростной зрительской рецензии, на мой взгляд, схвачена главная мысль, к которой всё-таки подводит на первый взгляд развлекательный, далеко не во всём удавшийся, почти сказочный фильм. Сказка ложь, да в ней намёк…

И этот жизненно важный, раскалённо своевременный намёк почувствовали, судя по всему, не только российские зрители. Случилось невероятное: «Холоп» покорил даже американцев, традиционно недолюбливающих провинциальные, на их взгляд, кинотворения иностранцев, особенно россиян. В прокат в США и Канаде он вышел 26 января, и поначалу планировалось показывать его в 37 кинотеатрах 28 городов по нескольку сеансов в день, но когда билеты оказались наперёд моментально расхватанными, прокатчики, потирая руки от нежданного успеха, быстренько расширили список городов, включив в него такие гиганты, как Нью-Йорк, Филадельфия и Торонто, и ввели в афишу дополнительные сеансы. В целом кассовые сборы «Холопа» в заграничном прокате уже превысили миллион долларов. Вот что значит тронуть за живое.

Просмотров: 1658

Другие статьи номера

«Да здравствуют наша артель и мировая революция!»
В грузинской советской литературе Константин Лордкипанидзе был заметным явлением, и уже хотя бы потому, что творил в ней на протяжении шести десятков лет начиная с середины 1920-х годов. Поэт, прозаик, сценарист, беспартийный большевик, участник Великой Отечественной войны, общественный деятель, видный организатор литературного процесса в Грузинской ССР, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, трёх орденов Трудового Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, которых он был удостоен на фронте вместе с медалью «За оборону Кавказа», а также ордена «Знак Почёта», лауреат Государственной премии Грузинской ССР им. Шота Руставели — Константин Александрович Лордкипанидзе благодаря своим талантливым прозаическим произведениям, и прежде всего роману «Заря Колхиды», был хорошо знаком русскоязычному читателю Страны Советов. Думается, что стопятнадцатилетняя годовщина со дня рождения писателя, приходящаяся на январь вступившего в свою орбиту 2020 года, поможет сегодняшнему читателю вспомнить это славное имя.
«Год театра» в зеркале МХАТ
Почти под самый конец уходящего года Свиньи телеканал «Культура» вдруг предоставил авторитетную сцену передачи «Ближний круг» персонажу, известному в узких театральных кругах как успешный менеджер, — некоему Эдуарду Боякову, отныне с пафосом провозглашающему себя «художественным руководителем МХАТ им. М. Горького». Что ж, с формальной точки зрения эту должность он, в числе назначенной «группы товарищей», действительно получил. Судя по всему, благодаря стараниям бывшего министра культуры В.Р. Мединского и советника президента РФ по вопросам культуры В.И. Толстого.
Цепь из 7 млн человек
Индия охвачена массовыми протестами. Их причина — несогласие с неолиберальными реформами и агрессивным националистическим курсом правительства. Как и во всём мире, правый популизм используется для закрепления господства буржуазии.
Венгры сожалеют о «той» жизни

ЗА 30 ЛЕТ, прошедших с момента отказа Венгрии от идей коммунизма, страна сильно изменилась. Но многие представители старшего поколения всё ещё помнят, какой жизнь была тогда. Для одних перемены однозначно явились благом, другие же грустят по коммунистическому прошлому.

Пульс планеты
БРЮССЕЛЬ. Европарламент на пленарной сессии одобрил соглашение о выходе Соединённого Королевства из ЕС. Европейские законодатели тепло простились со своими британскими коллегами: были и объятия, и тёплые слова, и хоровое исполнение шотландской народной песни о старой дружбе Auld Lang Syne. Теперь для завершения процесса ратификации сделки со стороны ЕС её должен формально утвердить Совет Евросоюза, что позволит туманному Альбиону покинуть сообщество 31 января. После этого начнётся переходный период, во время которого Лондон и Брюссель будут вести переговоры о будущем партнёрстве. На это отводится 11 месяцев.
Ставка на туризм
МОНГОЛИЮ в минувшем году посетило больше всего туристов из Китайской Народной Республики. Если в эту страну приехало 577300 гостей из-за рубежа, что на 9,1% выше, чем в 2018 году, то треть из них, или 32,7%, были туристы из Китая. Кроме того, в 2019-м 23% туристов в стране пришлось на Россию и 16,2% — на Южную Корею.
Грелка для экономики

Законопроект о пенсионной реформе в Эстонии принят 29 января парламентом республики во втором, заключительном чтении, информирует агентство «Регнум» со ссылкой на пресс-службу законодательного органа.

«За одобрение законопроекта о пенсионной реформе и одновременно за доверие правительству проголосовали 56 депутатов, против были 45 народных избранников», — говорится в сообщении.

Мечты без почвы
На днях Молодёжное агентство международных программ, информирует интернет-портал nra.lv, провело опрос среди пользователей латвийского интернета в возрасте от 18 до 30 лет. Участвовали в нём 1076 человек. Опрос выявил, что половина молодых людей на сегодняшний день удручены своей перспективой, так как считают имеющиеся у них навыки недостаточными для получения работы «своей мечты» где-нибудь вне родной республики.
Верность историческому соглашению

Спустя почти два десятилетия после вступления в силу соглашения между Кубой и Венесуэлой взаимоотношения этих стран остаются примером двустороннего сотрудничества и единства в нынешней непростой обстановке, сложившейся в Латинской Америке.

НЕСМОТРЯ НА ТО, что ряд государств региона следует политике неолиберализма, что ослабляет интеграционные механизмы, этот пример демонстрирует: объединение — единственный возможный способ успешного развития.

Предпродажная подготовка
Как заявил на днях в швейцарском Давосе премьер-министр Алексей Гончарук, его правительство намерено отдать национальному оператору железных дорог Германии «Дойче бан» в управление сроком на 10 лет АО «Укрзализныця» (Украинскую железную дорогу).
Все статьи номера