«Год театра» в зеркале МХАТ

«Год театра» в зеркале МХАТ

№10 (30942) 31 января — 3 февраля 2020 года
6 полоса
Автор: Галина ОРЕХАНОВА.

Почти под самый конец уходящего года Свиньи телеканал «Культура» вдруг предоставил авторитетную сцену передачи «Ближний круг» персонажу, известному в узких театральных кругах как успешный менеджер, — некоему Эдуарду Боякову, отныне с пафосом провозглашающему себя «художественным руководителем МХАТ им. М. Горького». Что ж, с формальной точки зрения эту должность он, в числе назначенной «группы товарищей», действительно получил. Судя по всему, благодаря стараниям бывшего министра культуры В.Р. Мединского и советника президента РФ по вопросам культуры В.И. Толстого.

О назначении было объявлено в СМИ 4 декабря 2018 года вкупе с информацией о том, что народная артистка СССР Т.В. Доронина, более 30 лет возглавлявшая легендарный Московский Художественный академический театр им. М. Горького, смещена с поста художественного руководителя — директора. Взамен её провозгласили президентом МХАТ им. М. Горького. Как на деле оказалось, лишили по уставу театра какого-либо художественно-творческого значения, а соответственно и влияния на жизнедеятельность труппы, созданной и воспитанной именно Т.В. Дорониной, выдающейся актрисой и режиссёром современности, создавшей уникальный репертуарный театр, в котором более 40 спектаклей поставлены лично ею.

По иронии судьбы, а скорее — по чьей-то с коварством продуманной интриге, в тот же холодный день 4 декабря был объявлен всероссийский Год театра, с помпой отметивший своё начало на сцене старейшего русского драматического театра имени Ф. Волкова в Ярославле.

ПОЧЕМУ этот разговор я начинаю с передачи канала «Культура», задавшись целью понять, что же представляет собой ныне «феномен», провозглашённый Бояковым как «новый патриотический православный театр»? Он призван существовать вместо исторически укоренённого в российской почве МХАТ им. М. Горького? Зачем это понадобилось ретивым чиновникам от культуры? Ведь модернизировать искусство классического психологического театра с помощью ухищрений Боякова по сути означает — уничтожать классический русский драматический театр, составлявший одну из основ, духовных опор нашего народа! Телепередача отчасти проливает свет в этом остром вопросе.

Что особенно поразило, так это кичливое заявление Боякова о том, что он своей волей вывел из репертуара МХАТ им. М. Горького спектакль «Вишнёвый сад». В своё время, а именно в 1988 году, когда коллектив под руководством Дорониной только вставал на ноги, редчайшего таланта украинский театральный режиссёр Сергей Данченко приехал в Москву, чтобы вместе с Татьяной Васильевной, в величие уникального дарования которой он верил беззаветно, создать этот спектакль.

И они совершили чудо! Музыкальность, поэзия, таинственность обаяния и глубина постижения русской жизни, а также духовное наполнение спектакля покоряли зрителя абсолютно. Доронина без малого 30 лет играла Любовь Андреевну Раневскую и только в 2016 году передала любимейшую роль лучшей актрисе современного МХАТ им. М. Горького, заслуженной артистке России и Карелии Лидии Матасовой. Доронина долго и тщательно готовила эту художественную акцию, потому что бывают спектакли, которые в истории культуры имеют право на звание неповторимого художественного полотна, остающегося в анналах истории как явления недосягаемые. Таким спектаклем был «Вишнёвый сад», и с Матасовой он не утратил своего поэтического и нравственного обаяния, чем особенно дорожила Т.В. Доронина.

И что же? Вдруг Бояков с экрана ТВ заявляет: «Если бы автор спектакля был жив, он сказал бы, что спектакль устарел и его пора снять». Поразительно! Такая отсебятина при этом с лёгкостью опровергается. В частности, известным в России театральным критиком Олегом Вергелисом, в отличие от Боякова хорошо знающим творчество и Т. Дорониной, и С. Данченко. О. Вергелис живёт в Киеве и совсем недавно выпустил великолепную книгу о творчестве выдающегося театрального режиссёра С. Данченко и о том неповторимом художественном событии театральной культуры мирового значения, которое явилось в созданном им поэтическом спектакле МХАТ им. М. Горького по пьесе А.П. Чехова.

После этого прямо поставлю вопрос: зачем министру культуры Мединскому понадобился Бояков во МХАТ? Разве он не знал, что представляет собой на театральных российских подмостках этот «ас менеджмента»? Знал прекрасно, а потому ответ напрашивается однозначный: чтобы лишить мир нынешней нашей культуры духовной отдушины! Нанести смертельный удар по лучшим явлениям русского театра. Где доказательства? Да в той же телепередаче канала «Культура».

ОБЫЧНО здесь принято вести речь о достижениях творческих коллективов и их лидеров, о ярких художественных открытиях и талантливых победах исполнителей. В передаче же, о которой ведём речь, ничего подобного не прозвучало. И понятно почему: никаких художественных завоеваний у представленного зрителю «круга друзей Боякова» нет!

К примеру, в ответ на принципиальный вопрос ведущего, какое вообще отношение имеет «новый» театр Боякова к традициям и художественным принципам основателей Художественного театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Бояков ничего вразумительного сказать не смог. Кроме того, что вновь заявил, будто бы театр Дорониной никакой современной драматургии, которую он призван внедрять, как в своё время делали основоположники МХТ, не имел. Кроме Юрия Полякова.

То, что новоявленное руководство театра не знакомо с творческой судьбой МХАТ им. М. Горького и не желает ничего знать о его 30-летней созидательной и благотворной деятельности последнего времени, очевидным стало сразу. «Ни о какой верности традициям речи быть не должно!» — вот с чем явились пришельцы. Под аккомпанемент чудовищной лжи начал осуществляться захват любимого в народе театра сознательными разрушителями основ национальной культуры.

Но к сведению несведущих и в опровержение лжи Боякова внесём серьёзное уточнение. В репертуаре театра Дорониной, наряду с классиками времён Станиславского — А. Чеховым, М. Горьким, М. Булгаковым, А. Островским, Ф. Достоевским и т.д. (зарубежных авторов пока опускаем), а также выдающимися авторами советского времени — А. Твардовским, В. Розовым, А. Арбузовым, К. Симоновым, значительное место занимали спектакли, литературным основанием которых были остро злободневные произведения современной литературы. Назову имена В. Белова, В. Распутина, М. Варфоломеева,

А. Вампилова, В. Некрасова, В. Малягина, А. Дударева, Олега Данилова, Валентина Непомнящего, Юрия Харламова и, конечно, Юрия Полякова.

А кто такой всё-таки этот Эдуард Бояков? Интернет пестрит сведениями о его красочной полукриминальной биографии: соратник скандального ненавистника России Марата Гельмана, авантюрист, изгнанный волей народного гнева из Академии искусств Воронежа, создатель и многолетний радетель, по его же заявлению в газете «Культура», «антирусской «Золотой маски», создатель бесславного образования под названием «Практика».

Вспомним в дополнение и мнение по этому поводу профессионального литературного и театрального критика, хорошо знакомого с «деятельностью» Боякова. Обратимся к доктору филологических наук Капитолине Кокшенёвой. Вот что она пишет: «…Заговорили о «травле Боякова», тем самым пытаясь повлиять на грядущие решения, которые, конечно, будут после разговора Татьяны Васильевны Дорониной с президентом страны». И далее: «Я никогда не хотела и не хочу театрального сотрудничества с Э. Бояковым — его мелочная узурпация дела, которое он предлагал как «общее» («Русский художественный союз»), его не обеспеченные ничем претензии на русско-православное лидерство развели нас быстро и навсегда… Да, конечно, мне «группа патриотического захвата» тут же отомстила. О мстительности Боякова меня предупреждали близкие ему люди. Но дело сейчас не во мне...

Бояков и его команда театр-то потому и получили, что недавно модный в радикально либеральной среде инфлюенсер, выговаривающий, что «культура должна поднимать тему однополых браков, а не обслуживать власть» (цитирую Боякова), стал в одночасье патриотом и «гонимой фигурой»... Ну и как «гонимому за патриотизм» не дать театра?! Немедленно дать! Тем более что власти всех времён и народов особенно любят «перебежчиков» из стана антигосударственников, например, в государственники, из либералов — в патриоты, из буддистов — в православные, из Боякова, любителя понтового слова «проект», недавно твёрдо знавшего, что в «фильме Ларса фон Триера гораздо больше театра, чем в спектаклях Товстоногова», — в Боякова, чревовещающего, что «у нас как бы нет ни фольклора, ни традиционного визуального кода — дизайна, костюма, орнамента, ни уклада, отражающего корневые ценности».

Ага! Нет у нас ничего! Как бы…

Бояков все силы потратил на то, чтобы стать «кастой», имеющей доступ к реальной власти и финансовому ресурсу. И у него именно это и получилось. Он умеет «быть рядом», а потом зафиксировать себя в СМИ со значимыми фигурами. Накручивать себе рейтинг значимости? Да без проблем! Даже удалось привлечь митрополита Тихона (Шевкунова) для участия в странном съезде некоего православного сообщества «активных мирян»... Жаль, конечно, что не передаются вирусным путём способности ставить спектакль, а то бы, представляете, заразился бы Бояков музыкальностью от Гергиева ну и от кого-нибудь — режиссёрским талантом!

Театр Дорониной, МХАТ им. М. Горького, выбран не случайно, у него уже была репутация патриотического, так пусть уж придут те, у кого, как сказал мне один мхатовский артист, «хотя бы риторика наша».

Кстати, защитники «актуального театра» считают Боякова носителем такого бэкграунда, от которого невозможно, сколько ни открещивайся, избавиться.

ХОРОШО НАПИСАЛ о происшедшем во МХАТ им. М. Горького с приходом Боякова и его команды известный писатель Юрий Поляков:

«Для меня и для всех изменение статуса Татьяны Васильевны Дорониной, великой актрисы, создательницы и хранительницы МХАТ им. М. Горького, было как гром среди не очень ясного неба. А приход в театр команды Эдуарда Боякова стал ещё большей неожиданностью: ведь в общественном сознании он олицетворял до последнего времени как раз альтернативную ветвь отечественного театра. Достаточно вспомнить его опыт работы в «Практике»… Скажу прямо: наши взгляды на драматургию и театр принципиально разные. Но Бояков стремительно, буквально на глазах, стал православным патриотом… Мы ждали во МХАТ им. М. Горького новых постановок новой команды. И никому в голову не приходило, что, сыграв 25 января 2019 года в Татьянин день Вассу при переполненном зале, Доронина больше не переступит порог своего храма, прервёт всякие отношения с «варягами». Никто не предполагал, что в коллективе произойдёт раскол, а верные зрители русского реалистического театра начнут сетевую самоорганизацию для сопротивления и забросают гневными письмами всевозможные инстанции, которые их или не читали, или прятали подальше. Удивительные люди чиновники, они почему-то уверены, что если не обращать внимания на протесты и возмущение людей, то «пиплы схавают» и успокоятся. Нет, не успокоились… На первом премьерном спектакле команды Боякова «Последний герой» из зала кричали: «Позор!» Впечатление удручающее. Прежде всего — от литературной беспомощности…»

После встречи Т.В. Дорониной с президентом В.В. Путиным Бояков забегал по печатным изданиям. Отметился и в «Культуре», и в «Литературной газете», что, впрочем, и хорошо: большей пустоты, беспомощной идеологически и нравственно «публицистики» трудно представить. Да вот хотя бы это его откровение на страницах «ЛГ»: «Не все меня понимают, когда отвечаю: то, что я делаю во МХАТе, — абсолютное продолжение театра «Практика».

Уместно вспомнить в этой связи мысль К.С. Станиславского: «Театр может с той же силой принести большой вред обществу, раз с его подмостков будут показывать толпе пошлость, ложь и предрассудок».

КАКИЕ ещё нужны доказательства того, что горе-режиссёр Бояков вреден русскому театру, чужой в русской культуре, попросту — вредитель!

О том, что ведущие актёры МХАТ им. М. Горького, воспитанные Дорониной, восстали против «курса» Боякова, известно. Сейчас идут судебные разбирательства в связи с травлей, учинённой против восставших. Актёрами, не желающими мириться с произволом Боякова, написано ещё одно письмо президенту РФ. Вот о чём идёт в нём речь:

«В связи со сложившейся ситуацией во МХАТ им. М. Горького мы вынуждены сообщить, что в результате годового правления Э. Боякова и его команды почти уничтожен русский классический реалистический театр. Вопреки заявленному публично сохранению традиций, заложенных основоположниками Художественного театра, последовательно осуществляется отношение, разрушающее репертуар. 25 спектаклей уже уничтожены, а это постановки драматургии Горького, Островского, Достоевского, Симонова, которые заменены на низкопробную «новую драму». Новые спектакли посещаются зрителем плохо, несмотря на то, что цены на билеты предельно занижены.

На спектакли «Последний герой» и «Парикмахерша» билеты стоят от 200 до 400 рублей, но и те не продаются. За более полгода со дня премьеры «Последнего героя» спектакль сыгран всего 7 раз, а объявленный в ноябре вообще снят из-за отсутствия зрителей.

Высокий уровень литературы, основополагающий для Художественного театра со дня его основания, последовательно подменяется убожеством «новой драмы», что ведёт к уничтожению театра — хранителя русского СЛОВА!

Бояков насаждает вопиющее отношение к коллективу театра. Уволено более 90 сотрудников из 315 членов коллектива. Новым руководством приведено в МХАТ им. М. Горького более 150 новых работников, штат раздут до 400 человек.

Следствием деспотичной и диктаторской политики Боякова явился раскол в труппе. Актёры, высказавшие критические замечания в адрес нового руководства, потребовавшие реальных полномочий для президента театра Т.В. Дорониной, подвергаются репрессиям: их сняли с ролей, зачастую главных, лишили заработка, не допускают на собрания труппы. Театр превращён в режимный объект. Травле подвергаются 20 человек, вплоть до беременных, многодетных, одиноких матерей. Публично заявлено Бояковым: «Я с вами работать не буду. Вас нет в моём творческом пространстве. И не будет… То, что я вас не могу выбросить, это проблема законодательства» (сказано 30 августа 2019 года на собрании коллектива).

В настоящее время идёт осуществление нового проекта Боякова «Открытые сцены». Это 14 площадок по всей территории театра: в буфете, в фойе, в переходах. Здесь проводятся лекции, занятия йогой, танцы, всевозможные кружки, например инструктаж по сортировке мусора… Театр превращён в проходной двор. На эти «открытые сцены» выделено 150 миллионов рублей бюджетных денег. Посещаемость же этих сцен, как правило, от двух до десяти человек...

Вопиющим стало якобы восстановление спектакля «Синяя птица», поставленного К.С. Станиславским в 1908 году и с тех пор бережно охраняемого всеми поколениями мхатовских артистов. Бояков за режиссуру «восстановления» получил 600000 рублей, при этом не постеснялся в афише рядом с именем Станиславского поставить: Бояков.

Главное направление пропагандистской работы нового руководства — ложь.

Постоянные заявления в прессе о сохранении традиций — ложь, о сохранности репертуара — ложь, заявление об уважении и о сохранении коллектива — ложь. Вопиющая ложь об уважительном и доброжелательном отношении к президенту МХАТ им. М. Горького Т.В. Дорониной — также.

Все описанные действия нового руководства — вопиющее попрание патриотизма и православия, провозглашаемых Бояковым как направление жизнедеятельности театра.

Он не прекращал своей борьбы с русским классическим театром, ведущейся давно и продолженной им те-перь на территории МХАТ им.

М. Горького.

Это письмо мы прилагаем как дополнение к письму президенту РФ в защиту МХАТ им. М. Горького и лично Т.В. Дорониной, подписанному видными деятелями культуры и опубликованному в конце прошлого года».

Недавно произошла смена министра культуры России. Но изменится ли отношение к русскому классическому театру, олицетворением которого давно стал МХАТ? Будет ли восстановлена справедливость в отношении великой Татьяны Дорониной? Наши соотечественники, которым по-настоящему дорога родная культура, категорически требуют этого!

Просмотров: 926

Другие статьи номера

«Да здравствуют наша артель и мировая революция!»
В грузинской советской литературе Константин Лордкипанидзе был заметным явлением, и уже хотя бы потому, что творил в ней на протяжении шести десятков лет начиная с середины 1920-х годов. Поэт, прозаик, сценарист, беспартийный большевик, участник Великой Отечественной войны, общественный деятель, видный организатор литературного процесса в Грузинской ССР, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, трёх орденов Трудового Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, которых он был удостоен на фронте вместе с медалью «За оборону Кавказа», а также ордена «Знак Почёта», лауреат Государственной премии Грузинской ССР им. Шота Руставели — Константин Александрович Лордкипанидзе благодаря своим талантливым прозаическим произведениям, и прежде всего роману «Заря Колхиды», был хорошо знаком русскоязычному читателю Страны Советов. Думается, что стопятнадцатилетняя годовщина со дня рождения писателя, приходящаяся на январь вступившего в свою орбиту 2020 года, поможет сегодняшнему читателю вспомнить это славное имя.
Цепь из 7 млн человек
Индия охвачена массовыми протестами. Их причина — несогласие с неолиберальными реформами и агрессивным националистическим курсом правительства. Как и во всём мире, правый популизм используется для закрепления господства буржуазии.
Венгры сожалеют о «той» жизни

ЗА 30 ЛЕТ, прошедших с момента отказа Венгрии от идей коммунизма, страна сильно изменилась. Но многие представители старшего поколения всё ещё помнят, какой жизнь была тогда. Для одних перемены однозначно явились благом, другие же грустят по коммунистическому прошлому.

Пульс планеты
БРЮССЕЛЬ. Европарламент на пленарной сессии одобрил соглашение о выходе Соединённого Королевства из ЕС. Европейские законодатели тепло простились со своими британскими коллегами: были и объятия, и тёплые слова, и хоровое исполнение шотландской народной песни о старой дружбе Auld Lang Syne. Теперь для завершения процесса ратификации сделки со стороны ЕС её должен формально утвердить Совет Евросоюза, что позволит туманному Альбиону покинуть сообщество 31 января. После этого начнётся переходный период, во время которого Лондон и Брюссель будут вести переговоры о будущем партнёрстве. На это отводится 11 месяцев.
Ставка на туризм
МОНГОЛИЮ в минувшем году посетило больше всего туристов из Китайской Народной Республики. Если в эту страну приехало 577300 гостей из-за рубежа, что на 9,1% выше, чем в 2018 году, то треть из них, или 32,7%, были туристы из Китая. Кроме того, в 2019-м 23% туристов в стране пришлось на Россию и 16,2% — на Южную Корею.
Грелка для экономики

Законопроект о пенсионной реформе в Эстонии принят 29 января парламентом республики во втором, заключительном чтении, информирует агентство «Регнум» со ссылкой на пресс-службу законодательного органа.

«За одобрение законопроекта о пенсионной реформе и одновременно за доверие правительству проголосовали 56 депутатов, против были 45 народных избранников», — говорится в сообщении.

Мечты без почвы
На днях Молодёжное агентство международных программ, информирует интернет-портал nra.lv, провело опрос среди пользователей латвийского интернета в возрасте от 18 до 30 лет. Участвовали в нём 1076 человек. Опрос выявил, что половина молодых людей на сегодняшний день удручены своей перспективой, так как считают имеющиеся у них навыки недостаточными для получения работы «своей мечты» где-нибудь вне родной республики.
Верность историческому соглашению

Спустя почти два десятилетия после вступления в силу соглашения между Кубой и Венесуэлой взаимоотношения этих стран остаются примером двустороннего сотрудничества и единства в нынешней непростой обстановке, сложившейся в Латинской Америке.

НЕСМОТРЯ НА ТО, что ряд государств региона следует политике неолиберализма, что ослабляет интеграционные механизмы, этот пример демонстрирует: объединение — единственный возможный способ успешного развития.

Предпродажная подготовка
Как заявил на днях в швейцарском Давосе премьер-министр Алексей Гончарук, его правительство намерено отдать национальному оператору железных дорог Германии «Дойче бан» в управление сроком на 10 лет АО «Укрзализныця» (Украинскую железную дорогу).
Первый из двенадцати
2020 год пройдёт под знаком Крысы, начинается новый цикл двенадцати символов китайского лунного календаря. Китайцы испытывают разные чувства по отношению к этому знаку, однако в качестве первого из 12 животных календарного цикла Крыса символизирует смышлёность, достаток и большое число потомков.
Все статьи номера