Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии словно бы высветила славную плеяду городов-героев. Это Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь, крепость Брест и ряд других, которые в разное время были удостоены высокого звания. На знамёнах этих городов появлялись ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
ПОСЛЕ ВОЙНЫ на карте Советского Союза стали появляться также города воинской славы. Их жители с гордостью рассказывают о своих защитниках. На главных площадях этих городов установлены памятные стелы, к подножию которых приносят цветы.
Но наша Великая Победа одержана не только теми советскими людьми, которые вели бои, освобождая родную землю, изгоняя врага и сокрушая его в его же логове, но и тружениками тыла. Их следует по праву назвать тружениками Победы. Они в городах и весях самоотверженно трудились под гордым девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!».
А вот городов трудовой доблести официально у нас не было. О них лишь поговаривали те, кто в годы войны трудился без выходных и отпусков на заводах и фабриках, а ныне вынужден довольствоваться мизерной пенсией.
Так далее продолжаться не могло. Вот почему «Правда» в номере от 26—27 июля 2011 года опубликовала статью «Труженикам тыла — достойную жизнь». Но, к сожалению, такое предложение не получило отклика в «верхах», от которых зависело решение вопроса.
И тогда «Правда» уже в номере от 13 — 16 января 2012 года, возвращаясь к теме, печатает статью «Это и был наш Второй фронт». Однако и на этот раз там, «наверху», сделали вид, что не заметили дважды высказанного предложения. Лишь в декабре 2019-го, через семь-восемь лет после публикаций в «Правде», президент Владимир Путин внёс в Госдуму проект закона о «Городах трудовой доблести».
Что ж, лучше поздно, чем никогда, как говорится в подобных случаях.
Да, недавно список таких городов наконец появился. Их — двадцать. Я назову. В Сибири это почётное звание получили города Иркутск, Томск, Новосибирск, Омск и Новокузнецк Кемеровской области. На Урале такими городами стали Екатеринбург с Нижним Тагилом, Челябинск с Магнитогорском и Пермь. Наконец, в Центральной части России этого звания удостоились города Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Ярославль, Ижевск, Уфа, Ульяновск, Иваново и Боровичи Новгородской области.
Все они, безусловно, заслуженные. Однако возник у меня и повод задуматься. Чиновники наверху забыли почему-то о «нашенском», по определению Владимира Ильича, Дальнем Востоке. Ни единого дальневосточного города в списке нет!
Мне, в своё время собственному корреспонденту газеты «Советская Россия», довелось все шестидесятые годы, образно говоря, колесить по дорогам этого «нашенского», хоть и далёкого от Москвы края, омываемого морями Тихого и Ледовитого океанов.
Бывал я и в Комсомольске-на-Амуре. Вспомним. Город этот на пустынном берегу батюшки-Амура был заложен в тридцать втором году прошлого столетия комсомольско-молодёжными бригадами всего Советского Союза. Два гигантских завода — авиационный и судостроительный — выросли на берегу великой реки. Труженики этих заводов в годы Великой Отечественной посылали на фронт боевые самолёты, спускали в воды Амура подводные лодки, средние корабли-тральщики и сторожевики. Они по водной глади плыли в Татарский пролив, а там и до боевых операций рукой подать...
И вот теперь имя этого города я не нашёл в списке городов трудовой доблести. Справедливо ли это? Почему наш Дальний Восток и на этот раз обойдён?
Не могу не сказать также о городе на неистовом Енисее — Красноярске.
Так получилось, что, вернувшись с фронта и в сорок шестом году уволившись в запас, я был направлен на Красноярский машиностроительный завод редактором многотиражной газеты. Завод «Красмаш», как его называли кратко, был построен в середине тридцатых годов и стал военным предприятием. Красноярцы-красмашевцы в годы войны направляли на фронт длинноствольные орудия. Эти противовоздушные пушки защищали Москву и другие фронтовые позиции от фашистских стервятников. На знамени завода пять орденов, в том числе и орден Ленина.
В Красноярск стекались оборудование и большие группы работников таких заводов, как Запорожский комбайновый и Коломенский паровозостроительный. Они быстро входили в строй и работали для фронта, для Победы.
Но Красноярска не нахожу я в списке городов трудовой доблести. Почему?
Справедливость должна восторжествовать! Города Комсомольск-на-Амуре и Красноярск должны быть отмечены этим почётным званием.
5 августа 1943 года в Москве по приказу Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина состоялся первый артиллерийский салют в честь освобождения советскими войсками городов Орёл и Белгород.
Приезжаешь нынче в какое-нибудь ещё недавно бедное и оттого унылое китайское село, и приметы нового времени встречают тебя повсюду. Тут и там крутят свои длинные крылья ветряки, подающие энергию в теплицы, на фермы, в гаражи…
И КОНЕЧНО ЖЕ, в крестьянские дома, которые нынче правильнее было бы называть особняками, потому как государство в последнее время здорово помогло глубинке с завидными новосельями.
Ультраправые силы Испании и Португалии пытаются воспользоваться кризисом, вызванным пандемией. Их успеху способствует политика псевдолевых правительств, идущих на поводу у крупного капитала.
Новый кабинет, старый курс
Пандемия коронавируса вызвала различную реакцию в мире. Где-то невидимый враг получил достойный отпор, а где-то ему удалось вволю побушевать, оставив после себя новые кладбища и разорённые экономики. Испанию трудно отнести к числу победителей.НАЦИОНАЛЬНЫЙ детский технопарк заработает в январе 2021 года, сообщил во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА директор Республиканского центра инновационного и технического творчества Сергей Сачко.
Главная цель технопарка — реализация новых образовательных программ, программ дополнительного образования одарённых детей и молодёжи, направленных на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской работе, изобретательству и рационализаторству.