Острый карандаш Херлуфа Бидструпа

Острый карандаш Херлуфа Бидструпа

№52 (31112) 21—24 мая 2021 года
6 полоса
Автор: Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды». г. Смоленск.

Думается, что почти все люди, когда где-нибудь встречают слово «карикатура», представляют себе нечто остроумное, смешное и весёлое. Отчасти это, конечно, так. Но только отчасти. Ведь карикатуры очень и очень разнообразны. Вообще слово «карикатура» переводится с итальянского как преувеличение. Это сатирический или юмористический рисунок, а также серии таких рисунков. Карикатура — относительно молодой жанр мирового изобразительного искусства, который появился в XVIII веке, а окончательно сформировался и получил распространение в XIX—XX веках.

В Советском Союзе карикатуры были чрезвычайно популярны в газетах и журналах. Выходили даже специализированные издания, основанные исключительно на политических, сатирических и юмористических рисунках: «Окна РОСТА», «Заноза», знаменитый «Крокодил», а также для детей «Весёлые картинки» и «Мурзилка». В «Литературной газете» с 1960-х годов существовал «Клуб 12 стульев», где постоянно печатались карикатуры на различные темы. Были и знаменитые советские художники-карикатуристы — Борис Ефимов, Кукрыниксы (Куприянов, Крылов и Николай Соколов), Виталий Песков, Василий Дубов, Сергей Тюнин и многие другие.

В СССР часто публиковались и зарубежные представители этого жанра. Одним из них был популярный во всём мире и в Советском Союзе в 60—70-е годы прошлого столетия датский художник-карикатурист, член Коммунистической партии Дании Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup).

Как известно, карикатуры бывают политическими, социальными, философскими, бытовыми и так далее. Причём политические карикатуры во все времена весьма опасное занятие — за них можно получить крупный штраф или угодить в тюрьму, а за некоторые можно даже лишиться жизни. В творчестве Херлуфа Бидструпа были представлены все эти виды карикатур, которыми он владел мастерски и не боялся высказывать свою точку зрения на самые острые темы при помощи рисунков.

Датчанин Херлуф Бидструп появился на свет в сентябре 1912 года, как ни странно, в Берлине. Дело в том, что его отец — живописец, художник-декоратор и маляр Хермонд Бидструп — был гражданином Дании, но в поисках заработка и интересных заказов он 12 лет путешествовал по миру, побывав даже в Египте и Палестине. Вернувшись в Европу, он оказался в Берлине, где женился на немке Августе Эмме Берте Шмидт. И вскоре у них родился первенец Херлуф.

А через два года началась Первая мировая война. Работы для Хермонда не было, ведь художники-декораторы в военное время не нужны, и семейство Бидструпов по-настоящему голодало и бедствовало. Жизнь в Германии стала невыносимой.

К тому же через некоторое время немецкие власти арестовали отца семейства по подозрению в шпионаже. Когда в 1917 году он вышел из тюрьмы, то принял решение увезти семью на свою родину — в Данию. Королевство Дания было нейтральным государством, поэтому во время войны гражданам страны жилось неплохо.

Тем временем маленький Херлуф обнаружил талант к рисованию. Естественно, первым его учителем и критиком был отец, который много рассказывал сыну не только о своих странствиях, но и о разных профессиональных премудростях.

Херлуф Бидструп: «Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать. Карандаш помогал мне забывать о житейских трудностях.

Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбки. Помню, как я обиделся на своего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними, наверно, не менее старательно, чем маститый художник над созданием образа святой Мадонны! Постепенно я стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех — мой союзник».

Ещё в школе юный Бидструп понял, что станет художником. Он иногда развлекал учеников и преподавателей, делая мелом шаржи и смешные рисунки на большой классной доске. В старших классах Херлуф всерьёз стал готовиться к поступлению в Королевскую академию художеств в Копенгагене. Для этого он по вечерам посещал художественное училище, где рисовал масляными красками и углём, изу-чал геометрию, законы перспективы, проекцию и композицию.

Учась с 1931 по 1935 год в Академии художеств, молодой Бидструп усердно занимался живописью, рисовал гипсовые скульптуры и натурщиков, а в свободное время делал зарисовки людей в движении — на улице, в трамвае, в кафе. Поэтому он всегда носил с собой небольшой блокнот и остро заточенный карандаш. И это помогло ему в дальнейшем.

Окончив академию, Херлуф оказался без работы, и, чтобы не жить за счёт родителей, он начал подрабатывать художником в рекламе велосипедных гонок, а через некоторое время стал газетным художником со своим узнаваемым стилем. Его серии рисунков — небольшие мини-комиксы — очень нравились читателям.

Тем временем стремительно приближалась Вторая мировая война: в Италии давно уже хозяйничали фашисты Муссолини, в Германии к власти пришли нацисты во главе с Гитлером, а в Испании власть захватил генерал-националист Франко.

Херлуф Бидструп: «Антифашизм был у меня, как говорится, в крови. Отец стал пламенным сторонником Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Моя мать и её братья были на стороне левого крыла социал-демократии, боровшегося против войны. Со времени Октябрьской революции мои родители стали сторонниками Советского Союза. Следовательно, для меня трудность заключалась не в том, чтобы определить свою политическую позицию, а в том, чтобы суметь её выразить».

Поэтому первые политические карикатурные рисунки Херлуф Бидступ посвятил истерическим выступлениям Адольфа Гитлера. Эти карикатуры были напечатаны в антифашистском журнале «Культуркампен» (Kulturkampen), а также в социалистической и коммунистической прессе. Так началось вхождение Херлуфа в профессию — его юмористические, сатирические и политические рисунки стали появляться в разных газетах, и не только в Дании, но и в других скандинавских странах. При этом в своей автобиографии он отмечает: «Настоящим политическим сатириком я стал во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо происходящих событий».

В начале апреля 1940 года немецкие войска за считанные часы оккупировали Данию, хотя она и имела статус нейтрального государства. В стране были запрещены любые антифашистские выступления, также запретили Коммунистическую партию, а многие из руководящих партийных работников были арестованы полицией.

Бидструп не мог оставаться в стороне от происходящего и установил связь с находящейся в подполье Компартией и в 1943 году вступил в её ряды. Он продолжил рисовать политические шаржи и карикатуры, которые сопровождал своими язвительными комментариями. Эти саркастические рисунки и тексты печатались в нелегальной коммунистической газете «Ланд ог фольк» («Страна и народ») и выходили большим тиражом в виде открыток, а деньги от их продажи поступали в фонд партии. Именно тогда он решил, что после освобождения Дании будет работать постоянным художником коммунистической газеты.

Чтобы хоть как-то обезопасить себя и семью от репрессий из-за острых политических карикатур, Бидструп вместе с женой и маленьким сыном уехал из столицы и прожил до конца оккупации в небольшом дачном домике под Копенгагеном. При этом художник продолжал сатирически изображать различные политические ситуации. С тех пор его карикатуры и тексты ежедневно печатались на страницах центрального органа Коммунистической партии Дании.

Херлуф Бидструп: «Карикатура на политического противника удаётся лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику. Немаловажную роль играет и текст к этим рисункам. Я редко приступаю к созданию рисунка, не заготовив заранее текста. Материал к карикатурам я подбираю во время чтения газет.

В газете «Ланд ог фольк» я мог свободно высказывать своё мнение. В первые годы после оккупации я рисовал карикатуры на предателей родины, на коллаборационистов. Затем сатира была направлена против «плана Маршалла», против поджигателей «холодной войны», против НАТО, против капиталистических эксплуататоров и их социал-демократических подручных, против милитаризации Западной Германии, против нового вермахта, атомной бомбы и т.п.».

В послевоенный период творчество художника-коммуниста становится более разнообразным. Не забывая про едкую политическую сатиру, он в то же время уделяет много внимания бытовым карикатурным зарисовкам на самые разные темы. Сюжетами для его юмористических работ были непростые характеры, отношения между родителями и детьми, подчинёнными и начальниками, влюблёнными, соседями, продавцами и покупателями, а также различные смешные ситуации, в которые зачастую попадают обычные люди. И здесь Бидструп раскрывается не только как отличный рисовальщик, но и как великолепный наблюдатель, знаток народной повседневной жизни и весьма тонкий психолог.

Он высмеивает в своих мини-комиксах вечные человеческие слабости, недостатки и пороки — жадность, тщеславие, высокомерие, бюрократизм, неблагодарность, зависть, невежество и многое другое. И эти рисунки принесли Херлуфу Бидструпу настоящую мировую славу — альбомы с его графическими работами издавались большими тиражами не только в Дании, но и во многих странах, в том числе и в СССР.

Видимо, под впечатлением от рассказов отца, который в молодости много путешествовал, Бидструп после войны тоже объездил разные страны мира. И везде, как в юности, с ним был блокнот, в котором он делал быстрые карандашные наброски зарубежного быта.

Художник впервые посетил Советский Союз в 1952 году в составе датской делегации. И, конечно же, сделал множество зарисовок о жизни и работе простых людей в первом социалистическом государстве. Эти и другие рисунки Херлуфа Бидструпа были показаны в Государственном Эрмитаже в Ленинграде и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Выставки прошли с большим успехом.

Позже датский художник-коммунист неоднократно бывал в СССР, встречался с советскими деятелями искусства и культуры, участвовал в совместных творческих проектах. Поэтому совсем не случайно в 1964 году Бидструпу была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами», в 1972-м он был награждён орденом Трудового Красного Знамени и в 1973 году стал почётным членом Академии художеств СССР. А ещё через три года его имя появилось и в космосе — 1 апреля 1976 года советский астроном Николай Черных открыл новый астероид 1976 GQ3, который он назвал «Бидструп» в честь датского художника.

Умер Херлуф Бидструп 26 декабря 1988 года в датском городе Аллеред. Его творческое наследие насчитывает более пяти тысяч остроумных рисунков, которые по-прежнему смешны и актуальны.

Просмотров: 2139

Другие статьи номера

«А Васька слушает да ест…»
Письмо пришло из Хосты. Той самой благодатной сочинской Хосты, где частный капитал в реликтовом лесу на оползневой горе пытается возвести апартаменты. Острой теме была посвящена корреспонденция «Кто ответит за гибель Хосты?» (газета «Правда» №16 (31076), 16—17 февраля 2021 года).
11 дней календаря

21 мая

— День полярника. В этот день в 1937 г. начала работу научно-исследовательская экспедиция первой советской полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1».

— 100 лет со дня рождения Валентины Караваевой (1921—1997) — советской актрисы театра и кино. За исполнение заглавной роли в знаменитом фильме «Машенька» была удостоена Сталинской премии в 1943 г.

«Цивилизованный» каннибализм
Палестино-израильский конфликт стал очередным преступлением капитала. Ответственность за него несут правящие круги Израиля и их союзники, закрывающие глаза на систему апартеида.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
БОГОТА. Полицию Колумбии реформируют на фоне обвинений в нарушениях. Силовики должны будут сдать экзамены и получить сертификат. В новой структуре ведомства появится должность внешнего инспектора, которому предстоит следить за соблюдением прав человека.
Дивиденды — для богатых, нищета — для рабочих
Разрекламированная сильными мира сего «цифровизация», призванная, по их утверждению, заменить индустриальное общество «постиндустриальным», обеспечить доступ к информации широким слоям населения и предоставить возможность развития «бизнеса с нуля» благодаря интернет-ресурсам, на деле оказалась очередным мыльным пузырём капитализма. В то время как раздувшиеся интернет-гиганты распределяют многомиллиардные прибыли между акционерами, их работники бедствуют — закон капитализма остаётся неизменным.
Праздник детворы
В течение многих лет на Украине по инициативе фракции коммунистов в Верховной раде действовала государственная программа «Таланты многодетной семьи», в ходе которой по всей стране, от самых маленьких сёл и до крупнейших центров, проводились конкурсы среди детей из многодетных семей. А самые талантливые — победители региональных конкурсов — получали путёвку на итоговый республиканский слёт, который, как правило, проходил в Артеке или в других детских здравницах Черноморского побережья.
Продолжают традицию добрых дел

В Белоруссии не забыты традиции пионерского движения. Каждый год 19 мая в республике торжественно отмечают День пионерской дружбы.

После развала СССР правопреемницей Белорусской республиканской пионерской организации им. В.И. Ленина стала Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО), которая сегодня насчитывает в своих рядах около 573 тысяч активных, инициативных и творческих ребят. БРПО — одно из самых массовых детских объединений в стране. Первички организации действуют в каждой школе.

КНР дерзнёт отправить космический корабль на край Солнечной системы
Китайские учёные оценивают осуществимость проекта по отправке космических аппаратов на край Солнечной системы, заявил главный конструктор китайской программы исследования Луны У Вэйжэнь.
Старт лунного зонда «Чанъэ-6» намечен на 2024 год

Китай намерен приблизительно в 2024 году запустить зонд «Чанъэ-6» для сбора образцов в бассейне Южный полюс — Эйткен, расположенном на обратной стороне Луны.

Главный конструктор третьего этапа китайской программы исследования Луны Ху Хао сообщил на Китайской космической конференции, проходившей в Нанкине (провинция Цзянсу, Восточный Китай), что детальное проектирование миссии продолжается.

Вместе на Луне

Изучение безграничного космоса является общей мечтой человечества. Китай продвигает инновационное развитие аэрокосмической науки, космических технологий и приложений, активно развивает международное сотрудничество.

Все статьи номера