В Законодательном собрании Оренбуржья министр АПК области В.И. Новоженин доложил об итогах работы в 2018 году и о развернувшейся весенне-полевой кампании. Село никак не подтверждает восторженные оценки «прорыва» из уст Путина и Медведева.
ГОД БЫЛ ГИБЛЫМ не только по погоде, из-за чего списано 350 тысяч гектаров посевов. Уже три десятилетия село душат обнищанием. Государство вроде бы помогает и на сей раз выделило помощь в 687 миллионов рублей, или около 2000 рублей на гектар, но это, конечно, не покрыло вынужденные затраты. А в целом поддержка агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней составила 3719 миллионов рублей, в том числе из федерального — 2693 миллиона. Однако это несравнимо меньше того, что отнимают у села буржуазные нахлебники.
Капельное финансовое орошение — так можно переиначить название самой прогрессивной технологии полива, чтобы показать ничтожно малые сегодня расходы на мелиоративные работы: за год лишь 92 миллиона рублей. Введено в эксплуатацию 878 гектаров орошаемых земель. Это всего лишь грядка под окном огромной засушливой области.
Экономика страдает прежде всего из-за опережающего повышения цен на энергоносители, особенно горюче-смазочные материалы. За последние три года взвинтили цены на дизельное топливо на 17,9 тысячи рублей за тонну — на 60 процентов! Цену на электроэнергию подняли на 13,6 процента. И потому рентабельность зерновых культур в 2018 году снизилась на 17,6 процента по сравнению с 2017 годом, на 12,9 процента ниже против 2016 года и на 14,5 процента ниже, чем в 2015-м.
Зерна область собрала лишь 2 миллиона тонн с пригоршней, меньше половины к «рекорду» 2017 года. В советские времена сбор зерна в 5—6 миллионов тонн был обычным делом, а рекорд превышал 8 миллионов тонн.
Продолжается катастрофа в животноводстве, несмотря на постоянные разговоры и припевки на всех уровнях власти. На конец 2018 года стадо крупного рогатого скота урезали уже до 549 тысяч голов, тогда как в советские годы содержали свыше 1800 тысяч.
При социализме в области выращивали свыше 600 тысяч свиней в год, а при сырьевом капитализме продолжается сокращение поголовья. В 2018 году свиней насчитывалось лишь 266 тысяч. Овец и коз, носителей знаменитого оренбургского пуха, осталось 318,3 тысячи. С советским временем вообще стыдно сравнивать — тогда в отаре овец и коз было 2,5 миллиона голов.
И потому за 2018 год в области произведено мяса скота и птицы лишь около 140 тысяч тонн против 220 тысяч тонн, которые были произведены в 1990 году. Тогда текла настоящая молочная река — 1323 тысячи тонн в год, теперь обмелела вполовину — до 667 тысяч тонн.
Катастрофа начинается с безостановочного ослабления производительных сил, технического парка. За прошедший год в области было приобретено лишь 250 зерноуборочных и 32 кормоуборочных комбайнов. Мизер. Износ технического парка составляет почти 50 процентов. Не хватает средств на приобретение техники даже с установленными в 2012 году скидками на 15—25 процентов от цен, которые всё равно непосильны для ограбленных крестьян.
Область, конечно же, против продолжающегося безденежья сельских тружеников. Решено оказать несвязанную поддержку растениеводства для приобретения дизельного топлива на весенние работы в сумме 317 миллионов рублей. Однако многие хозяйства в больших долгах и рассчитывать на финансовую помощь не имеют права. Поэтому им из кабалы не вылезти. Да и сама помощь смехотворна — около 80 рублей на гектар пашни. А ведь когда несвязанная поддержка была введена, она всё же составляла хотя бы около 600 рублей на гектар пашни.
В итоге за последний год рентабельность сельхозпредприятий области снизилась с 12 до 8 процентов, число прибыльных хозяйств — с 88 до 82 процентов. И это при том, что среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства за 2018 год составила лишь 17,5 тысячи рублей. Что это как не продолжающееся скоро уже три десятилетия попрание закона — каждому по труду? В результате такого ограбления молодёжь бежит из села. За прошедший год население области сократилось ещё на 12 тысяч человек.
При всяких «национальных проектах» почти полностью прекращено строительство дорог. Доставшиеся от советского времени, они у большинства сёл изношены до предела. Многие межрайонные автодороги взламываются большегрузными автомашинами нефтяных компаний. Так, недавно отремонтированная автодорога Илек — Ташла — Первомайка вновь раздавлена и стала испытанием на прочность для автомашин. За прошедший год подъездов к сёлам с твёрдым покрытием построено всего-то около шести километров. И это на всю область.
Принята федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года». По ней в 2018 году обеспечено жильём 55 молодых семей, построены четыре фельдшерско-акушерских пункта, введены в шести сёлах объекты водоснабжения. Это крохи, не сравнимые с темпами разрушительной «оптимизации». Такие показатели могли бы удовлетворить разве район, но никак не область.
Селяне выходят на поля. Только что не с пустым лукошком. По информации минсельхоза области, заготовлено только 82 процента минеральных удобрений к намеченному уровню, это лишь ничтожная часть того, что применялось в колхозах и совхозах. В двух целинных районах вообще не приобретено ни одной тонны, а в трёх районах — не более 10 процентов от прошлых лет.
А горюче-смазочные материалы? Сладко слушать отчёты господина Шувалова на заседаниях правительства страны по этому вопросу. Однако в Оренбургской области на 1 апреля из 65 тысяч тонн дизельного топлива и 5 тысяч тонн бензина было заготовлено хозяйствами только 26,5 тысячи тонн дизеля и 1,5 тысячи тонн бензина. В Александровском, Домбаровском, Светлинском районах это ниже 10 процентов потребности. Денег нет, а цены скачут. Летнее топливо стоит уже 40 тысяч рублей за тонну, что на 4—5 тысяч рублей больше, чем год назад.
И всё-таки труженики села отдают все силы работе на родной земле, постоянно преодолевая препоны капитализма, циничное безразличие буржуазной власти. А ведь современные научно-технические достижения достаточны для того, чтобы жизнь на селе была в радость. Но нынешнее время показало, что такое возможно только в социалистическом обществе.
Российское зерно импортёрам не по карману
На сегодня Россия потеряла азиатский рынок сбыта зерна, за исключением Турции. Об этом заявил глава Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
По его словам, все остальные азиатские импортёры не хотят или не могут покупать продукцию за предлагаемую цену. Турция — единственная из стран, которая пока что готова столько платить.
Как и зачем «реформаторы» уничтожали колхозы
Закономерным следствием контрреволюции, произошедшей под псевдонимом «радикальных реформ» в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия, стало целенаправленное разрушение устоев социализма во всех сферах. В сельском хозяйстве таким устоем была колхозно-совхозная система. Вопреки чёрным мифам, активно распространяемым «реформаторами», она была вполне эффективной.
Из-за отсутствия пастбищ рогатые кормилицы летом оказываются безнадзорными
Можно ли представить, чтобы корова в сельском подворье и летом жила на «сухом пайке», не щипала на выгоне сочное зелёное разнотравье? Вроде чистейший абсурд: такой хозяин не только измывается над животным, которое за долгую зиму истосковалось по свежему рациону, но и саморучно истощает-грабит семейный бюджет. Ведь всем известно, что у коровы молоко на языке и высокие надои как раз приходятся на летнюю пору.