Бережём ли родное?

Бережём ли родное?

№138 (31198) 16 декабря 2021 года
4 полоса
Автор: Валерий МИТРОХИН, литератор, заслуженный работник культуры Республики Крым. г. Симферополь.

Хочу и я сказать слово в большом разговоре о нынешнем состоянии нашей песни, который очень правильно и своевременно начала на своих страницах «Правда». Действительно, это назрело и наболело! А у крымчан, которых я представляю, тут есть и свои специфические проблемы. В общем, положение требует от руководства российской культуры серьёзных, основательно продуманных мер в данном направлении.

Блуждая по земному шару в поисках иных радиоголосов (есть такой в интернете путеводитель Radio Garden), я сделал несколько открытий.

Эфир мира густо насыщен музыкой, но, увы, классическая практически отсутствует на всех континентах. Зато подавляющее большинство территорий отдают предпочтение своим — фольклору и языку. Вся Азия слушает характерные восточные напевы. У Японии, Китая, Индии — свои интонации и ритмы. Голоса этих стран спутать с другими невозможно. Мусульмане всех стран поют похожие мелодии, но тоже свои. Англосаксонских вкраплений там нет.

Африка насыщена радиоисточниками интенсивно, не в пример нашей Сибири, где от Урала до Тихого океана и пары десятков точек не наберётся.

Конечно, очень густой насыщенностью отличается Европа. Пожалуй, не менее, чем США. На третьем, я бы сказал, месте — Южная Америка.

При этом, повторюсь, как правило, всюду в названных выше пределах звучит соответствующая песенная мелодика и, как правило, тексты на местном языке.

Кроме…

По всей территории России широко гуляет англосаксонская шлягерная «культура», так называемый альтернативный хип-хоп! Правда, в пределах Украины это ещё интенсивнее.

И что же получается? Турки поют по-турецки, греки по-гречески. В Италии, Испании, Франции, Германии преимущественно тоже всё своё… А у нас и по соседству с нами?

Украина, а также Прибалтика великий, могучий русский язык и всю славянскую традицию отвергают начисто.

Разумеется, причина не только в обидах на СССР, но и в амбициях, которые старательно подогреваются здесь западными политическими силами.

Лариса Баранова-Гонченко, опубликовавшая статью «Прокати нас, Андрюша, на тракторе» («Правда», №105 за 2021 год), верно подметила: Украина не подарила Крыму ни одной своей песни. Правда, мы, крымчане, ответили тем же.

Те шестьдесят лет для меня и моего поколения — это целая жизнь. Большая часть моих ровесников не дожили до возвращения Крыма в Россию. А хотелось. Очень.

Человеческая, особенно детская, душа всё знает наперёд. У неё всё про всё записано на листах нетленных. Время от времени натыкаюсь на эти разрозненные страницы. Я знаю, она мне подбрасывает их. Читай, мол, сверяйся. Всё ли ты сделал, что тебе полагается?

По праздникам или когда приезжали гости в нашем тесном доме накрывали стол, и посреди беседы, полной для меня нового, вдруг занималась песня — сначала одна, потом другая и третья... Все я знал наизусть. Это были песни донских и кубанских казаков, замечательные русские советские песни. И моя родня, все коренные крымчане, пела их. Две бабушки — по очереди, каждая свою, и застолье им подпевало...

Общительный характер способствовал тому, что дверь моего дома всегда была открыта и для друзей, и для всех добрых людей. Собираясь, мы и потом пробовали петь, но соседи этого не одобряли, а петь вполголоса наши песни невозможно, потому устремления эти постепенно угасли.

Русская, советская песня, вытесняемая эстрадной «пугачёвщиной», обиженно ушла в тень.

Но были сопротивленцы. По крымским городам и весям долгое время после переподчинения Крыма Киеву в клубах и Домах культуры возникали самодеятельные хоры и ансамбли, где народная, фольклорная песня свободно конкурировала с чуждой русскому характеру музыкой. Приходили сюда и лучшие из советских песен.

Особенно отличался в этом отношении Бахчисарайский район. Тот самый, где в конце 1980-х — начале 1990-х в массовом порядке стали расселяться возвратившиеся бывшие депортированные — нынче их переименовали в реабилитированных — крымские татары.

Чудны дела твои, Господи! Иначе и не скажешь. Пел и по сей день поёт в городе Бахчисарае женский народный хор «Русская песня»! Репетирует коллектив где придётся. То в библиотеке, то в городской больнице. Но — репетирует и поёт! «Русская песня» живёт вот уже скоро пятьдесят лет. Побеждает на фестивалях местного значения. В Россию же её (по традиции?) «не пущают»…

Приведу отрывок из безответного своего письма президенту РФ:

«Вы как-то обмолвились, что Крым своим поступком консолидировал Россию. Судя по тому, как Москва питает полуостров в духовном плане, с этим тезисом мало кто из нас может согласиться.

Для русских крымчан судьба складывалась по-разному. Одни становились миллионерами, другие голодали. Я поминаю тех, кто так и не увидел победы, ради которой они страдали и жизнь свою отдали. Не те, кто бегал в Киев за ярлыками благополучия, а те, что по миллиметру пробивали наш путь на Север, чтобы та культура, та сохранённая ими изящная словесность могла пополнить духовную казну великой России.

Чем же теперь отвечает нам наше Отечество?

Крым — непочатая бочка старого вина урожая 1954 года. За эти 60 лет оно прокисло от времени и прогоркло от слёз. Но за эти десятилетия родилось и выросло несколько поколений художников. Написана до сих пор неведомая российскому читателю литература. Неведомая Москве, потому что ещё в советское время была сталкиваема в украинские (по месту жительства) издательства, где полуостровитян демонстративно игнорировали, поскольку они якобы несли опасность для «титульной культуры».

То же самое происходит нынче и с российской духовностью. Она заперта прозападной блокадой, как некогда Крым Перекопским валом. И сделано это не только для того, чтобы и к нам пришёл суррогатный рэп, а шире — чтобы заглушить и затем искоренить народный дух из российской почвы, а место это посыпать солью…»

Моя тема сейчас — песни. А какие песни на слуху сегодня в России? Что звучит с телеэкранов и по радио, долетая от Москвы до нашего Крыма? Зачастую можно сказать об этом одним словом: чудовищно! Отсутствие в нынешней России этических фильтров, разнузданность и вседозволенность социальных медиа породили уродливое поколение исполнителей типа Моргенштерна.

Да, ныне в российской столице и других ведущих городах нашей страны аморальные, странные, по сути — неполноценные в личностном плане существа собирают миллионные аудитории подростков, богатеют и процветают на почве бескультурья и невежества. Деградация вовсю началась ещё в 1990-е. Именно тогда появилась тенденция культивирования пошлости, глупости, вплоть до полного истребления эстетического вкуса. А за последнее десятилетие наблюдается планомерное уничтожение школ искусств и музыкальных школ, то есть ещё остававшихся островков знаний о настоящей музыке, композиторах, народном искусстве, фольклоре.

Финансирование государственных культурных учебных заведений сокращается. Сюда приходят работать энтузиасты, последние из могикан, способные передать духовность детям. Однако слушать классическую музыку или народные, а тем более советские песни стало «немодно», как, впрочем, неактуально читать книги и играть в шахматы. Массмедиа делают ставку на развлечения, и рейтинг передач решает всё. Но надо же понять, что стремительная деградация общества, которая поощряется телеканалами и радиостанциями, будет иметь (и уже имеет!) самые плачевные последствия. Вырастает поколение «слепоглухонемых» в духовном плане людей, абсолютно бесчувственных и интеллектуально элементарных. Эпоха неосредневековья грядёт? Так будет ли в ней место подлинному искусству?

Крым долго ждал. Научился терпению. И пока он, можно сказать, довольно великодушно взирает на то, как антинародная московская конъюнктура кинулась объедать незрелые плоды Крымской весны. Они ведь не знают, что бывает с теми, кто ест немытый и зелёный виноград. А я, когда думаю о происходящем с нашей песней и культурой в целом, всерьёз беспокоюсь не за конъюнктурщиков, а за народ.

Но вернёмся к стартовому тезису этих заметок — к интернету. Ругаемся мы в его адрес поделом. Но даже в этом на первый взгляд деструк-тивном явлении есть немало полезного и поучительного. Именно в его запутанных и порой гнилых, даже смертельных сетях живёт вместе с тем удивительный мир гуманистического понимания высших смыслов человеческого общежития.

Молодая очаровательная японка, обладающая сильным и красивым голосом, поёт русские и советские песни. Да как поёт! Её зовут Нацуки. Это она перепела Пугачёву. Такое мнение высказывают тысячи пользователей, и не только россиян. Она лучше поёт знаменитый пугачёвский хит «Миллион алых роз». Прекрасно исполняет песню Шевчука «Что такое осень» и многое из того, что пела Анна Герман. Великолепная пахмутовская «Надежда» и целый ряд других произведений советского периода вошли в репертуар девушки из Нагасаки.

А вот ещё одна песня, русская душой: «Из-за острова на стрежень...» Её запустила на глобальную орбиту австралийская группа «The Seekers» ещё в 1965 году, и она тоже стала настоящим хитом, визитной карточкой этой группы — музыканты обычно заканчивали ею все свои концерты. Сингл с этой песней продавался в Великобритании по 93000 экземпляров в день! И до сих пор занимает 30-е место в списке самых продаваемых всех времён в Великобритании.

Многие называют эту старинную песню народной. Однако у неё есть автор — Дмитрий Садовников, поэт, собиратель русского фольклора, этнограф. Его стихи, написанные в 1883 году, так всем пришлись по душе, что ушли в народ и превратились в знаменитую раздольную песню. Одним из самых ярких её исполнителей был Фёдор Шаляпин.

По-моему, многие иностранцы поют русские и советские песни чаще, нежели наши «звёзды»!

Есть о чём задуматься?

Славянский мелодизм покоряет сердца людей, далеко живущих от границ России.

Шведский хор поёт «Коня».

Вальс «Амурские волны» на русском языке исполняет хор студентов Хэнаньского педагогического университета в Китае.

А как ярко и величаво звучит в исполнении северокорейского хора военнослужащих наша славная «Смуглянка»!

И вот так многое-многое родное слышу я не у себя дома, а издалека. Похоже, иностранцы однажды свергнут с подмостков российской традиции засилье банальных, надоевших всем киркоровых-басковых, и мы вернёмся к нашим песням, русским и советским, сохранённым для нас китайцами…

Да, человечество любит и поёт наши песни по всей планете — от Норвегии до Австралии, от Бразилии до Японии. А это значит — я верю! — никакие поветрия, поражающие нашу культуру, не смогут всё-таки убить песни Советского Союза, лучшие песни России. Впрочем, от нас это очень зависит. От того, как мы будем беречь их, исполнять, не допускать забвения.

Просмотров: 621

Другие статьи номера

Нашу песню не задушишь, не убьёшь!
Советская песня — это не только высочайшее искусство мирового значения, которому жить вечно. Это также наша история на этапе небывалого подъёма великой страны социализма, история, ни в коем случае не подлежащая забвению. Она отразилась эмоционально в лучших музыкально-поэтических произведениях своего времени, на что правомерно обращают внимание многие читатели «Правды», включившиеся в начатый редакцией разговор о сегодняшней судьбе советской песни и её перспективах на будущее.
«За всё,что завтра ждём…»

Слово ветерана

Когда в кругу моих друзей заходит разговор о любимых песнях, я сразу вспоминаю особо почитаемого мною советского поэта Михаила Васильевича Исаковского — удивительно талантливого автора песенных слов. Всё в них просто, как истина. Всё красиво: нет ни шипящих, ни рычащих звуков. И всё взято из глубин родной для него смоленской деревушки: «Под этот вальс весенним днём ходили мы на круг, / Под этот вальс в краю родном любили мы подруг». Читаешь стихи поэта – и не начитаешься. Они словно с самого листа рукописи поют!

Смело, товарищи, в ногу

Смело, товарищи, в ногу,

Духом окрепнем в борьбе,

В царство свободы дорогу

Грудью проложим себе.

В лесу прифронтовом

С берёз, неслышен, невесом,

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс

«Осенний сон»

Играет гармонист.

Труд — крут!
В Минске подвели итоги третьего трудового семестра. Торжественное мероприятие собрало в зале ЗАО «Атлант» более 500 юношей и девушек в рамках финала республиканского марафона студенческих отрядов «Молодость. Труд. Единство», посвящённого Году народного единства.
«Мы постоянно должны выбивать свою зарплату...»
В статье «Подземное напряжение» («Правда», №136) уже сообщалось о том, что горняки ряда шахт Волыни, Львовщины и Донбасса в очередной раз прекратили работу, требуя погашения задолженности по заработной плате.
Палецкис создал партию
Альгирдаса Палецкиса литовский суд признал «русским шпионом» и приговорил к шести годам тюрьмы. Прогрессивный общественный деятель оспорил официальную версию о событиях у Вильнюсской телебашни и Дома печати в январе 1991 года и заявил, что кровопролитие спровоцировали радикалы: «свои стреляли в своих». За эту фразу было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность «за отрицание советской агрессии и оккупации». Суд рассмотрит апелляцию 12 января.
Лула да Силва — фаворит
Результаты опубликованного на днях изучения общественного мнения подтверждают, что Луис Инасио Лула да Силва является фаворитом президентских выборов в Бразилии, намеченных на октябрь следующего года. Опрос консалтинговой фирмы Quaest показывает: представитель Партии трудящихся Лула да Силва (был главой государства с 1 января 2003 года по 31 декабря 2010-го) победит уже в первом туре.
Масштабные пандемии неизбежны
«Ещё одна пандемия масштаба COVID-19, вероятно, поразит мир в течение следующих 60 лет, предупреждают учёные, причём пандемии могут стать гораздо более распространённым явлением», — информирует британская газета «Дейли мейл».
Безработных провожают за границу

Сегодня в Грузии уровень безработицы, что называется, зашкаливает: в минувшем квартале года он достиг 19,5 процента.

И вот теперь министерство труда, здравоохранения и социальной защиты вынуждено заниматься тем, чтобы создать гражданам республики условия для выезда на заработки за рубеж.
Все статьи номера