Остался честен перед своей музыкой

Остался честен перед своей музыкой

№127 (31187) 19—22 ноября 2021 года
6 полоса
Автор: Василий КРИВОНОС, президент фонда «Петербургское наследие и перспектива», член бюро СПб ГК КПРФ.

«...Мой народ, моя Россия подарили мне высшее, как я после понял, откровение — отдавать. Я композитор. Яблоко в моих руках — музыка, его сок — человеческая боль, вера, надежда, любовь, добро. И я дарю его людям, и я хочу, чтобы трапеза на музыкальном пиршестве была всеобщей, братской. И чтобы музыкальная пища для всего нашего народа была простой, здоровой и полезной. В этом я вижу свой неоплатный и радостный долг русского художника». Валерий Гаврилин.

В Санкт-Петербурге с большим успехом прошёл XI Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль, который проводится в честь выдающегося советского и российского композитора, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Валерия Гаврилина.

Фестиваль этого года был посвящён соавторам композитора, исполнителям его творений, тем, кто на протяжении всей жизни пропагандировал творчество выдающегося композитора: дирижёрам Р. Мартынову, А. Бадхену, С. Горковенко, В. Федосееву, В. Чернушенко, В. Минину, М. Козлову, Э. Серову; режиссёрам А. Белинскому, Г. Товстоногову, З. Корогодскому, Л. Додину, М. Ульянову, И. Владимирову; музыкантам Р. Хараджаняну, Н. Новику, Н. Тульчинской, В. Сканави; певцам И. Богачёвой, З. Долухановой, В. Чернову, Н. Герасимовой, Э. Хилю, Т. Калинченко, Л. Сенчиной; поэтам А. Шульгиной, О. Фокиной, В. Коростылёву, В. Максимову, Б. Гершту, В. Гину, А. Володину; балетмейстерам В. Васильеву, Б. Эйфману и многим другим, без кого мы сегодня не можем представить наследие Валерия Гаврилина. Ведь ещё композитор Андрей Петров отмечал, что «каждому, кто встречается с творчеством Гаврилина […], захочется узнать о нём как о человеке и художнике: где и как он жил, с кем общался, что ценил в людях, что отвергал».

Каждое из мероприятий фестиваля, прошедших на центральных площадках: в капелле и филармонии Санкт-Петербурга, как бы сплетало музыку Валерия Александровича с жизнью и творчеством его соавторов-исполнителей, с их совместной работой.

Для гостей фестиваля прозвучали вальсы и романсы Валерия Гаврилина, его «Первая немецкая тетрадь» и «Русская тетрадь», любимые публикой произведения — «Два брата», «Рябины», «Простите меня», «Шутка», «Любовь останется» и многие другие в исполнении лучших коллективов и артистов Санкт-Петербурга: Государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева под управлением народного артиста Российской Федерации Дмитрия Хохлова, оркестра народных инструментов «Скоморохи» (художественный руководитель и дирижёр — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Виктор Акулович), солистки театра «Зазеркалье», лауреата премии «Золотой софит» Ольги Васильевой, солиста театра Музыкальной комедии Владимира Яроша, лауреатов международных конкурсов Сергея Зыкова, Елены Воликовой, Павла Шнипова, Александра Кузнецова, Дины Каминской, Якова Марра, Андрея Колесника, Олега Гречнева. Слова Валерия Гаврилина и его друзей-соавторов воспроизводили мастера художественного слова Анна Фомичёва и Лариса Воронцовская.

Подавляющее большинство исполнителей — молодые, но уже опытные артисты, которые любят и ценят музыку Валерия Александровича, понимают её сложность, красоту и характер.

Эта энергетика передаётся и зрителям. «В сложные времена пандемии фестиваль, посвящённый В. Гаврилину, — это глоток свежего воздуха надежды и уверенности в будущем, радость общения с прекрасным», — говорит Алевтина Гринько из Союза ветеранов судостроения. Согласна с ней и Елена Парфёнова: «Думаю, что память о таком великом человеке должна жить вечно! И передавать её нужно последующим поколениям, обязательно! Иначе вскоре всё порастёт забвением…»

Известный публицист Юрий Белов в 1999 году на 60-летии Валерия Александровича так выразил своё отношение к нему:

«Он мир открыл, явил Россию миру и звуки страстные своей волшебной лиры нам посвятил. Он каждый миг творил до срыва сердца и не жалея сил. Мы в музыке его услышим грусть, финал победный — да воскреснет Русь!

Любил Бетховена, Шопена, Мендельсона. Но «Русскую тетрадь» он сочинил и русские до боли «Перезвоны».

Валерий Гаврилин не только наше, российское, но и мировое достояние. Поставленный в 1982 году телебалет «Анюта» в постановке замечательного режиссёра А.А. Белинского и хореографии народного артиста СССР В.В. Васильева был куплен более чем 120 странами, благодаря чему «Тарантелла» Гаврилина стала одним из известнейших классических шлягеров. Сценическая версия этого балета была поставлена в крупнейших театрах страны. Звучат за рубежом и симфонические, вокальные произведения Гаврилина.

Самые высокие оценки творчества Валерия Гаврилина давали его выдающиеся современники. Композитор Георгий Свиридов заявлял, что Валерий Гаврилин «стал одним из самых выдающихся советских композиторов». «Музыка Гаврилина — это музыка высокого духовного содержания, музыка, наполненная благородством чувств, нет в ней ни грязных музыкальных гармоний, ни грязных душевных помыслов. Она зовёт человека к добру, к внутреннему совершенству», — отмечал композитор, заключая: «Останется немногое, но Гаврилин останется».

Ещё при жизни Гаврилина Дмитрий Шостакович, отмечая его большой талант, подчёркивал, что о нём «надо очень заботиться». Дирижёр Владимир Федосеев ставил Гаврилина в один ряд с Глинкой и Свиридовым, Суриковым и Нестеровым, Мусоргским и Шостаковичем, Гоголем и Беловым, замечая, что Гаврилин в своём творчестве «соединяет ценнейшие традиции с современным взглядом и чувством, создавая то единое, что мы должны гордо называть русской культурой».

Первый Гаврилинский фестиваль состоялся в далёком 1999 году, когда ушёл из жизни Валерий Александрович. Тогда фестиваль поддержали и Министерство культуры Российской Федерации, и администрации Санкт-Петербурга и Вологодской области, и Союз композиторов Санкт-Петербурга. Спустя немногим более двух десятилетий федеральные и региональные органы власти оказались не готовыми поддержать фестиваль.

В 2019 году, когда шла подготовка десятого, юбилейного фестиваля, чиновники несколько раз отказали в его финансировании, а на запрос вдовы композитора Натальи Евгеньевны ответили, что музыка Валерия Гаврилина и так звучит на концертных площадках, так что нет необходимости проводить отдельный фестиваль.

А между тем каждый из Гаврилинских фестивалей — это уникальное событие, которое позволяет не только прозвучать бессмертным произведениям композитора, но и рассказать о самом Валерии Александровиче, его судьбе, его борьбе, которую он постоянно вёл своим главным оружием — музыкой.

Только благодаря поддержке Коммунистической партии Российской Федерации и личному участию Геннадия Андреевича Зюганова удалось провести и X, и XI Гаврилинские фестивали, реализовать издательские проекты, посвящённые Валерию Александровичу. В тот момент, когда все предпочли стыдливо отвернуться, промолчать, забыть или отгородиться забором формальностей, только КПРФ оказалась силой, способной не на словах, а на деле защищать и оберегать русскую, советскую культуру.

Валерий Александрович в 1990-е годы оказался на распутье: остаться верным честности и принципиальности в творчестве, нравственной чистоте в жизни или свернуть на путь конформизма, мещанства, следования за длинным рублём. Сегодня, к сожалению, значительно чаще славят тех, кто избрал второй путь. Они удобны для государства, готовы подчёркивать свою лояльность за новые контракты и гранты на проекты, зарплаты и дачи, депутатские мандаты и «известность». Гаврилин остался честен — перед собой, перед людьми, перед собственной музыкой.

Следуя заветам композитора, организаторы Гаврилинского фестиваля во главе с секретарём по сохранению творческого наследия Валерия Гаврилина Галиной Александровной Ефимовой все эти годы делали мероприятия фестиваля абсолютно доступными для всех: билеты никогда не продавались, а распространялись совершенно бесплатно среди петербуржцев и гостей города.

Скажем и о том, что благодаря духоподъёмному продвижению творческого наследия русского советского музыкального гения, в чём реализуют свою любовь к нему его жена Наталья Евгеньевна Гаврилина и почитательница и исполнительница его произведений Галина Александровна Ефимова, живёт и просветляет души людей, и молодых, и пожилых, великая музыка Валерия Гаврилина.

«У нас никогда не возникало даже мысли о том, чтобы продавать билеты на Гаврилинский фестиваль. Каждый раз нам удавалось находить необходимые суммы, чтобы проводить мероприятия: артисты, подрядчики, площадки шли навстречу, понимая, насколько значимо творчество Валерия Александровича. С каждым годом находить необходимую финансовую поддержку стало всё сложнее. Но благодаря поддержке КПРФ фестиваль продолжает свою историю», — подчеркнула Галина Ефимова.

При капитализме культура, как и образование, и медицина, и многое другое, становится коммерческим проектом. Воспитывать прекрасное в человеке, заставлять его думать, размышлять, понимать — очень сложная задача, но она не приносит денег. Куда проще и прибыльнее продать что-то простое, глупое развлечение, чтобы зритель «не напрягался». Это и деньги приносит, и рейтинги, и славу. Многие так и поступают, считая, что зрителя нужно удивлять, эпатировать, любой ценой удержать его внимание в бесконечном потоке развлекательного контента.

В такой ситуации сохранение и поддержка высочайших достижений советской, русской культуры — задача огромнейшей важности, без решения которой невозможно говорить о России XXI века.

Просмотров: 644

Другие статьи номера

В лесу без дров
При капитализме всегда будут страдать самые слабые. Что бы ни происходило, какие бы решения ни принимали власти, в убытках всегда будут пенсионеры, одинокие мамочки и инвалиды.
Гробы дорожают
«В то время как во многих европейских странах пандемия COVID-19 постепенно теряет свой ужас, ситуация в России всё больше выходит из-под контроля, — пишет немецкая экономическая газета «Хандельсблат».
Вам вывих или перелом?

В Оренбурге есть тротуар, который пешеходы обходят стороной

Эпопея с капитальным ремонтом дороги и тротуаров на улице Туркестанской продолжается уже два года. Ремонт шокировал не только оренбуржцев, но и жителей всей страны. Позором города стал тротуар. Местами пешеходы вынуждены переходить с него на проезжую часть.

10 ДНЕЙ КАЛЕНДАРЯ

21 ноября

— 105 лет назад родился В.Н. Леонов (1916—2003) — советский разведчик, капитан 2 ранга, дважды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командовал разведотрядами на Северном и Тихоокеанском флотах.

Нелёгкий полёт «Жар-птицы»
В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» прошла организованная ассоциацией «Народные художественные промыслы» XVII выставка-ярмарка «Жар-птица. Осень-2021». В ней принимали участие художники и мастера промыслов, ремесленники из многих регионов России, представившие посетителям произведения своего искусства. Ярославская майолика, дулёвский фарфор, ростовская финифть, северная чернь, жостовские подносы, хохлома, елецкое кружево, оренбургские пуховые платки, клинские ёлочные игрушки — всё это лишь часть представленного на выставке великолепия народных промыслов.
«Красный партизан» — хозяйство крепкое
«В осень — работ восемь» — эта пословица, пожалуй, как никакая другая, отражает всю суть сельской жизни предзимней поры. Зачастую сельчанам недосуг любоваться «природы пышным увяданьем», потому что в это время работы невпроворот и в коллективном хозяйстве, и на собственном подворье. Вот и жители агрогородка Луково, что в Малоритском районе Брестской области Белоруссии, красотой своего прекрасного озера в эти дни любуются только издали, отправляясь по своим делам — на ферму, мехдвор, стройку или в поле.
32 причала гостеприимства
Кения будет использовать строящийся Китаем крупный порт Ламу, чтобы стать региональным перевалочным хабом, а также способствовать развитию местного производства и созданию новых рабочих мест, и люди ждут этого, заявили высокопоставленные чиновники африканской страны.
Фидель близко
В Великобритании состоялась премьера документального фильма «Fidel de cerca» («Фидель близко») — своего рода кинопортрет исторического лидера Кубинской революции, составленный из свидетельств членов его семьи и окружающих его людей.
Мафия богатеет
Мафиозные группировки в Италии пытаются нажиться на пандемии: сегодня в сферу их интересов попали средства, выделяемые стране Евросоюзом по линии антикризисных программ и фондов восстановления, сообщает агентство «Рейтер» со ссылкой на доклад, обнародованный Управлением по борьбе с мафией (УБМ).
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
КАДИС. Рабочие металлургического сектора испанской провинции Кадис, занимающиеся в основном обслуживанием местного порта, продолжают блокировать дороги и железнодорожные пути в рамках стачки. Акция организована профсоюзами, добивающимися индексации зарплаты с учётом роста инфляции в ЕС. Ранее несколько групп бастующих столкнулись с полицией, есть задержанные.
Все статьи номера