Можно ли в современной России потратить 15 миллиардов рублей на несостоявшийся проект, а потом отменить его реализацию на одном месте, перенести в другое и сказать, что надо потратить ещё 35 миллиардов рублей? И это — не говоря ничего о том, зачем, собственно, этот проект нужен. Ответ: «Да, можно». В случае, если это связано со взятками и «откатами». Очередной ненужный народу, но необходимый властям по перечисленным выше причинам бредовый многомиллиардный проект в Санкт-Петербурге называется «Судебный квартал».
Там построим, здесь построим
Идея возвести Судебный квартал появилась в 2012 году, когда гарант Конституции высказался за перевод Верховного суда и Судебного департамента при Верховном суде из Москвы в Петербург. Вкупе с ними почему-то фигурировал Театр танца Бориса Эйфмана. Старт строительства переносился, эксперты утверждали: это связано с тем, что Судебный квартал не нужен ни судейской элите, которая не хочет переезжать, ни бизнесу. К сентябрю 2015 года на набережной Малой Невы наблюдался пустырь с тремя большими лужами.
Время шло, ситуация не менялась, но весной 2019-го в Петербурге началась непростая для власти кампания по выборам губернатора, и ей срочно понадобились рейтинги и хоть какие-то объяснения наличия пустыря в самом центре города. И красивое решение было найдено: отменяем стройку, вызывающую недовольство горожан, и говорим, что разобьём на этом месте парк, там же будет и театр. Но оказалось, стройка не отменяется, а переносится. И не куда попало, а на Смольную набережную, в непосредственной близости от центра исполнительной власти города — правительства Санкт-Петербурга. Видимо, подобное соседство должно было помочь в реализации на практике принципа разделения властей.
Ещё одной показательной иллюстрацией к принципу разделения властей по-российски стало сообщение РИА «Новости» о том, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поручил до 1 декабря 2019 года передать новый земельный участок под строительство Судебного квартала. Очевидно, глава исполнительной власти города забыл, что на момент этого «поручения» означенный участок ещё находился в перечне зелёных насаждений и решение о выведении его из данного перечня должна принять законодательная власть города, а точнее депутаты Законодательного собрания.
Однако на освобождающихся от зелени 2,8 гектара земли разместить запланированные здания судов, даже без учёта жилья для судей, крайне затруднительно. Участок, на котором ранее планировалось строительство, имел площадь приблизительно 9 гектаров. Резонно предположить, что на новом месте в угоду строительству будут отданы соседние территории. На эту мысль наводит и тот факт, что тогда общая площадь нового участка под строительство составит как раз около 9,5 гектара.
Постоим и начнём копать?
В истории возведения судебных зданий на новом месте есть ещё один вопрос без ответа. Пятьдесят лет назад было принято решение использовать территорию, ныне отведённую под Судебный квартал, как створ при сооружении планировавшегося тоннеля под Невой и связанных с ним автомобильных развязок.
Позже предлагались варианты как строительства подземной переправы меньшего диаметра, без использования дорогостоящей техники, так и ещё более экономичного варианта возведения моста. Как соединится этот проект со строительством Судебного квартала — непонятно.
Чиновники заявляют, что возведение Судебного квартала не противоречит тоннелю (мосту), даже является шагом в его реализации. Но как такое возможно? Никакого единого плана сооружения двух затратных и конструктивно сложных объектов общественности не представлено, скорее всего, его просто не существует. Создаётся стойкое впечатление, что грандиозные идеи строительства то там, то тут многомиллиардных объектов проталкиваются лоббистами без какой-либо оглядки на единую концепцию развития города и при полном попустительстве со стороны чиновников.
Сколько стоит суд
В 2006 году один из крупнейших российских банков заключил инвестиционный контракт и получил право на строительство здесь элитного жилого комплекса «Набережная Европы».
В 2012 году в угоду этому проекту был снесён ГИПХ (институт прикладной химии). Когда здания института уже снесли, городские власти «вдруг» решили, что элитный жилой комплекс не вписывается в программу сохранения исторического центра. Инвестору компенсировали из бюджета затраты на сумму более 11 миллиардов рублей. При этом собственно строительство так и не началось, были вырыты котлованы для подземной автостоянки и устраивались буронабивные сваи.
Стройка Судебного квартала уже обрастает скандалами. В 2012 году работы хотели завершить за 2,5 года, потратив 50 миллиардов рублей. В начале 2017 года Федеральная антимонопольная служба отменила результаты проведённых тендеров по выбору субподрядчиков, так как порядок оценки заявок был признан незаконным. Но ни слова о наказании виновных, конечно же, не прозвучало.
После того как место строительства изменилось, затраты на стройку были заявлены в размере 35,735 миллиарда рублей, а срок завершения наметили на 31 декабря 2021 года.
Есть и другая зелень
Пока чиновники и бизнесмены мысленно мечтают о «зелени» в переносном смысле этого слова, горожан беспокоит зелень реальная. Участок, выбранный под строительство, — «Сад на Неве» — был включён в перечень зелёных насаждений. Для реализации идеи эту территорию из перечня быстренько исключили и объявили: «Стройке быть!»
«Сад на Неве» неоднократно терял и обретал статус сквера в зависимости от строительных амбиций городских властей. Активисты — защитники городской среды, выступающие против стройки в «Саду на Неве», уже заявили, что, как только очередное изменение вступит в силу, оно будет оспорено в суде. В группе в одной из социальных сетей «Центральный район за комфортную среду обитания» они пишут, что на одного местного жителя приходится всего 4,4 квадратных метра зелёных насаждений, тогда как по закону должно быть не меньше 6.
Чиновники, в свою очередь, заявляют, что «Сад на Неве» не нужен горожанам, так как до него трудно добраться. Жаль, что лица, облечённые властью, заодно не объясняют, зачем нужен горожанам Судебный квартал.
Словно издеваясь, как «компенсацию» за «Сад на Неве» власти Петербурга включили шесть новых зон в перечень зелёных насаждений Центрального района. Это бульвары на улице Черняховского, Синопской и Воскресенской набережных, набережной Обводного канала, Захарьевской улице, а также сквер у моста Александра Невского. Чиновники обещают благоустроить здесь территории. Общая площадь новых зон составляет 3,6 гектара. Однако на указанные зоны и так никто не покушался: их в принципе невозможно застроить, ведь это газоны вдоль дорог и автострад. Именно поэтому их экологическая ценность несопоставима с единым пространством «Сада на Неве», где растут кустарники и деревья.
Рано подводить итоги
Петербуржцы хорошо помнят историю стадиона «Зенит-Арена», почти 50 миллиардов потраченных на него рублей, годы позора, ощущения бессилия для любого мыслящего горожанина. Но стадион хотя бы стоит, попасть на матч, конечно, удовольствие недешёвое, но возможное.
Очевидно, Судебный квартал будет представлять собой объект совсем другого типа. Надо помнить, что с каждым годом власть всё сильнее отгораживается от народа: кордоны, рамки металлоискателей, заборы и тому подобное стали нормой, отделяющей казённые учреждения от простых смертных, а судебная власть — это тоже власть. И скорее всего Судебный квартал станет очередным строго охраняемым режимным объектом с высоким забором по периметру, и дай бог обойдётся без собак. Хотя…
Но зачем переносить из Москвы в Петербург Верховный суд и Судебный департамент при Верховном суде, да ещё и строить для сотрудников всех этих ведомств жильё? Ответа на этот вопрос не дают и не дадут никакие официальные источники. Ну не скажешь же: «Нам надо с чего-то воровать». Как-то неудобно, хоть и правда.
Если, несмотря на все протесты, проект Судебного квартала всё же реализуют, остаётся надеяться, что однажды он пригодится: судом праведным будут судить тех, кто решил его построить.
Ещё об одной причине буйства бурьяна на заброшенных сельхозугодьях
О вполне благополучном в советское время овоще-молочном совхозе «Брусянский», что в Белоярском районе на юге Свердловской области, сегодня напоминает лишь облупленный дорожный указатель с названием предприятия и выцветшими изображениями головы рогатой бурёнки, молочного бидона и огромного кочана капусты.
Идеал агробизнеса: коров поменьше, молока побольше и подороже
В последние годы молочное животноводство считается одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства Белгородской области. И оно оправдывает ожидания. По крайней мере, чиновников.
КОРОВЬЕ СТАДО, после многих лет сокращения, с 2018 года начало расти и к нынешнему июлю достигло 95,6 тысячи голов. По темпам роста производства молочное животноводство, по итогам полугодия, оставило позади даже традиционного лидера — свиноводство (рост производства молока — 10,7%, рост производства мяса свиней — 5,7%).
Брюссель ожидает очередной затяжной политсериал
ПРОЕКТ БЮДЖЕТА Европейского союза на период с 2021 по 2027 год, опубликованный Еврокомиссией, грозит всерьёз и надолго внести смуту в ряды членов евросообщества: обсуждение главного финансового документа ЕС с каждым днём вызывает всё больше конфликтов. Начать с того, что ради общего дела государствам Старого Света предложено раскошелиться ещё сильнее: в ближайшие семь лет взносы членов Евросоюза заметно вырастут.
УЧАЩИЕСЯ, которые живут в Полоцком районе Витебской области Белоруссии, смогут теперь бесплатно добираться пригородным транспортом в школы, кружки и секции Полоцка, сообщили в районном Совете депутатов корреспонденту БЕЛТА.
Решение о бесплатном проезде школьников принято ещё в марте 2018 года. Ребята могли по соответствующим справкам добираться в школы и гимназии. В районах школьников довозят до учреждений образования школьные автобусы.