О героях, красоте и счастье

О героях, красоте и счастье

№112 (31044) 20—23 ноября 2020 года
6 полоса
Автор: Николай МУСИЕНКО.

Бывают же в жизни такие приятные неожиданности: шёл я по одной из улиц старой Калуги, увидел афишу персональной выставки художника, чьё имя — Дмитрий Слепушкин — ничего мне не говорило, но всё же решил заглянуть в особняк, где размещается Калужский музей изобразительных искусств — очень уж внимательно смотрел с афиши прямо на меня солдат в форме времён Отечественной войны 1812 года. Зашёл туда и… стал ещё одним поклонником этого замечательного мастера реалистической живописи.

…ДРОБНО стучит барабан, пороховой дым клубится над сомкнутыми шеренгами солдат, устремившихся в штыковую атаку на французов. Впереди всех — генерал Раевский с двумя юными сыновьями. В руке у младшего обнажённая шпага, старший сжимает древко полкового стяга… «Атака. Подвиг генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой» — это не просто батальная историческая картина, это глубокое размышление художника о доблести и жертвенности русского человека, защищающего до конца, независимо от возраста и воинского звания, самое главное, что есть в его жизни, — Родину.

Такие картины не рождаются в одночасье, их надо вынашивать долго и мучительно, события, в них отражённые, впитываются в сознание не только через чтение исторической литературы, но и через прикосновение к оружию, униформе и прочим реликвиям той давней войны. Причём не просто прикосновение — в мундире солдата лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Сергеевич Слепушкин сам не раз участвовал в реконструкциях баталий былых времён на Бородинском поле, жил в палатке там, где гремело когда-то легендарное сражение, ел кашу, приготовленную на костре, слышал «настоящие» пушечные и ружейные выстрелы, вдыхал запах пороха.

Но это было уже потом. А вначале было детство, как говорит сам художник, «в великом, прекрасном и бесконечно любимом мною Петербурге-Ленинграде. Вопроса, кем быть, у меня никогда не возникало — настолько органично и естественно произошёл переход от детских игрушек к бумаге и краскам. К тому же у меня был пример для подражания — мой отец, художник-график, и хорошо понимающая искусство, с душой живописца, моя мама. С детства я был окружён книгами по истории, альбомами по искусству, репродукции которых я любил и знал почти наизусть. Благодатная среда Петербурга, музеи города, и прежде всего Эрмитаж, Русский музей, несравнимые по красоте пригороды — Павловск, Пушкин, Петергоф — позволили мне приобщиться к высоким образцам русско-европейской культуры».

Однажды родители повезли сына в Москву. Показали ему знаменитую Бородинскую панораму, созданную художником Францем Рубо. Увиденное потрясло воображение мальчика: «Я стал интересоваться всем, что так или иначе относилось к событиям 1812 года. Изучал архивные источники, воспоминания участников событий тех лет, делал зарисовки обмундирования и оружия. В дальнейшем судьба свела меня с интереснейшими людьми из военно-исторических клубов Петербурга и Москвы, многие из них впоследствии стали героями моих картин».

Не только батальные сцены — и все другие жанры изобразительного искусства по плечу Дмитрию Слепушкину, питомцу Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, ученику Ильи Глазунова. Можно любоваться его пейзажами — заснеженными деревушками и церквушками, осенними лесами и летними полями, рассветами и закатами. Смотришь на вышедшие из-под кисти художника картины и словно слышишь, как скрипит под ногами снег, шелестят кроны вековых деревьев, свистит ветер в горном ущелье, плещет морская волна. А его цветы язык не поворачивается назвать натюрмортами, то есть «мёртвой природой», — они впитали в себя солнце, утреннюю свежесть, они словно источают аромат породивших их садов или полей.

И, конечно, нельзя не сказать хотя бы пару слов о портретах, созданных Дмитрием Сергеевичем. На выставке их несколько. Но мне больше всего понравилась «Ксения» — как замечательно играют солнечные блики на её лице, плечах, летнем платье, как ритмично перекликаются на холсте свет и тени, каким счастьем дышит это полотно!

Просмотров: 1977

Другие статьи номера

«Стенания умолкли, жертвы истлели»

На телеканале «Россия 1» 23 ноября стартует восьмисерийный телефильм «Грозный»

Начиная с 1915 года в нашей стране было создано по меньшей мере десять художественных фильмов об одном из самых известных русских самодержцев — Иване Васильевиче, прозванном в народе Грозным, — самой известной и в то же время загадочной фигуре российского Средневековья.

«Оборонсервис» = обороняйся от такого сервиса
Прошёл уже достаточно большой отрезок времени, чтобы сделать объективные выводы о том, что дало создание таких вертикальных структур управления в составе министерства обороны Российской Федерации, как санаторно-курортные комплексы, и замена тыла Вооружённых сил страны на некое аморфное акционерное общество «Оборонсервис» во главе с бизнесменом С.Н. Хурсевичем.
Трудные шаги к свободе
Латинская Америка остаётся центром борьбы реакционных и прогрессивных сил. Массовые волнения вспыхнули в Перу, неонацистские группировки Боливии прибегают к террору, а в Чили коммунисты создают альянс для разгрома неолиберальной модели.
Летучие мыши соблюдают дистанцию
«То, что во время пандемии многим из нас всё ещё даётся тяжело, летучие мыши делают добровольно: во время болезни они соблюдают социальную дистанцию, воздерживаясь от контакта с сородичами», — пишет немецкая газета «Вельт».
Красное сердце Германии
КОММУНИСТЫ Германии умножают своё политическое присутствие не только в профсоюзном и протестном движении, но и в муниципальной политике. Выше муниципального уровня дороги для Германской коммунистической партии закрыты: когда в 2008 году коммунист Кристель Вегнер была избрана по списку Левой партии в парламент федеральной земли Нижняя Саксония, это вызвало волну антикоммунистической травли со стороны немецких СМИ. Её исключили из фракции, и она пребывала до конца срока, отпущенного ей мандатом, в политической изоляции — настолько в ФРГ боятся коммунистов.
Пульс планеты
БУДАПЕШТ — ВАРШАВА. Власти Венгрии и Польши наложили вето на новый проект семилетнего бюджета ЕС и внебюджетного фонда восстановления экономики из-за включения в документ принципа верховенства права. Многие с удивлением восприняли такую позицию, поскольку были уверены, что эти страны теряют столько же, сколько и другие.
Гигант, задающий тренды
Комбайны, производимые ОАО «Гомсельмаш», сегодня достойно конкурируют с мировыми брендами. Уверенность в этом высказал министр промышленности республики Пётр Пархомчик на торжественном вечере, посвящённом 90-летию завода, сообщает БЕЛТА.
В ожидании «холодной и голодной» зимы

К 18 ноября Киевскую и соседние области покрыл небольшой снег — до трёх сантиметров, что моментально отразилось на качестве дорожного движения.

НА ДОРОГАХ страны, кроме западной и южной её частей, гололедица. А по прогнозам синоптиков, ещё до выходных должен ударить мороз под 16 градусов. И это уже грозит серьёзными испытаниями для большинства жителей северных и близких к ним регионов Украины.

Третье Китайское международное импортное ЭКСПО: заключены сделки на рекордную сумму!
Несмотря на свирепствующую по всему миру пандемию COVID-19, на Третьем Китайском международном импортном ЭКСПО были заключены сделки на рекордную сумму, превзойдя аналогичные показатели предыдущих двух подобных мероприятий. Об этом свидетельствуют обнародованные 10 ноября официальные данные.
Институциональные преимущества Китая в реализации пятилетних планов
На протяжении долгой истории Китая дальновидная политика, подкреплённая рациональными исследованиями и чёткими планами, рассматривалась в качестве главного импульса, стимулирующего социальное и экономическое развитие страны. В классическом конфуцианском трактате «Чжун юн» («Учение о середине») китайские учёные подчеркнули слова: «подготовка ведёт к успеху, а отсутствие планирования приводит к неудаче».
Все статьи номера