Подписание, подчас с помпой, договоров о намерениях или об инвестициях далеко не всегда в Ростовской области заканчивается реальными делами. Например, год назад появился проект создания инновационного комплекса в самой перспективной отрасли восточных районов региона — мясном животноводстве. Крупный рогатый скот красной калмыцкой породы и овцы мясошерстных пород отлично себя чувствуют в засушливой сальской степи при свободном содержании, довольствуясь круглый год сухой травой и солоноватой водой. Грех не воспользоваться таким даром природы. И в июне прошлого года в шести районах — Зимовниковском, Дубовском, Заветинском, Ремонтненском, Орловском и Пролетарском — было подписано соглашение о создании агропромышленного комплекса «Донское мясо».
ПЛАН его создания по принципу кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельхозкооперативов с поставщиками кормов и собственниками предприятий мясной переработки обсуждался в селе Федосеевка и на хуторе Тюльпаны Заветинского района. После окончания летнего пастбищного периода маточное стадо небольших ферм на 180—300 голов на зимовку без молодняка будет отправляться на площадки доращивания и калибровки от 500 голов. А окончательный откорм поголовья весом 180 — 200 кг организуют на площадках хозяйств в орошаемой зоне области — Пролетарском, Семикаракорском, Мартыновском и Волгодонском районах.
— Все льготы и преференции, действующие в регионе для приоритетных «100 губернаторских проектов», должны полностью распространяться и на создание комплекса «Донское мясо», — отметил тогда первый заместитель губернатора Игорь Гуськов. — Объединение потенциала организаций, ведущих деятельность в сфере животноводства, растениеводства, мелиорации, переработки мясной и растительной продукции, а также научных организаций и институтов развития приведёт к созданию на востоке Ростовской области территории опережающего развития.
В восточных районах, занимающих 21,6% Ростовской области, проживает всего 4% населения. В засушливом климате урожаи, особенно последние три года, получаются ниже ожидаемых. Потому и доходы населения весьма скромны: зарплата в Заветинском районе, например, составляет 12 тысяч рублей. При этом далеко не каждый трудоспособный имеет работу. Многие мужчины, особенно механизаторы, уезжают на вахтовые заработки. Поэтому создание комплекса «Донское мясо» может действительно вдохнуть жизнь в эти территории. И хоть мясное животноводство процесс трудоёмкий, всё же работа началась не на пустом месте: предприятия, включённые в процесс, уже работали. Оставалось только их объединить под эгидой Региональной корпорации развития Ростовской области.
Но за прошедший год, по словам регионального министра сельского хозяйства Константина Рачаловского, только одно предприятие изъявило желание построить объект в рамках комплекса: ООО «Консервпищепром» из Республики Калмыкия начало возводить в селе Ремонтное мясокомбинат.
— Строительные работы начались в июне прошлого года и должны закончиться к концу нынешнего, — говорит первый секретарь Ремонтненского райкома КПРФ Виктор Савченко.
В таком трудозатратном процессе, как мясное животноводство, система должна работать как часы. И всё же, как только будет сдан в эксплуатацию мясокомбинат, в убойный цех животные с откормочных площадок не поступят: просто потому, что их нет.
Площадки начального и заключительного откорма запланировано было разместить в шести засушливых районах и в четырёх, имеющих орошаемые пастбища. Мы позвонили в 11 хозяйств, чтобы узнать, как идут дела на предприятиях комплекса. Откликнулись только в двух: ФГУП «Красноармейское» Орловского района и ООО «Энергия» Пролетарского района. Но разведение крупного рогатого скота калмыцкой породы не связали с созданием комплекса. До остальных сельхозпредприятий, включённых в него, дозвониться по указанным на официальных сайтах номерам не удалось.
Не хотелось верить, что в засушливой Сальской степи появилась ещё одна потёмкинская деревня. Но больно уж в нужное время и в нужном месте родился инновационный проект «Донское мясо». В июне прошлого года как раз разворачивалась агитационная кампания по выборам депутатов Государственной думы. И по Волгодонскому избирательному округу №155, в который входили восточные районы Ростовской области с орошаемыми и неорошаемыми пастбищами, баллотировался председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин. Только он, в силу своей принадлежности к «партии власти», мог использовать этот козырь в своей пиар-компании.
— И он этот козырь использовал на всю катушку, — говорит коммунист Александр Дедович. — И в печатной продукции, и при встречах с избирателями, и при использовании административного ресурса: все будущие достижения присваивались представителям «Единой России». Даже право на лесть губернатору было «приватизировано».
Кивок на главу региона делался при каждом удобном случае: «Я благодарен губернатору региона Василию Юрьевичу Голубеву и Региональной корпорации развития за их принципиальную позицию в решении вопроса по обеспечению продовольственной безопасности юга России». Свой вопрос бывший председатель областного Заксобрания решил: пересел в кресло депутата Госдумы в Комитете по транспорту и строительству. Но на продовольственную безопасность Ростовской области эта «передислокация» не повлияла. «Восточные районы региона, как и четверть века хозяйствования «эффективных менеджеров», продолжают катиться вниз», — считают секретари Заветинского местного отделения КПРФ Иван Косенко, Анатолий Колганов и Анатолий Фролов.
В советские годы на востоке области поголовье овец исчисляли в миллионах, теперь достижимый предел — сотня тысяч. В сёлах, станицах и хуторах нет уже больших стад крупного рогатого скота. И, по твёрдому убеждению трёх секретарей местного отделения КПРФ, прогресс здесь остановился с приходом «демократов». И шумиха, поднятая во время выборов вокруг инновационного проекта, была чистейшей воды пиаром. А Анатолий Иванович Фролов привёз нас в окрестности села Киселёвка, где уже несколько лет назад собирались построить мощности по переработке мяса. Но так и не собрались: здесь, в голой степи, ещё не ступала нога строителя.
Строительство аграрных объектов вроде бы затевалось не только на востоке области. Во многих сельских районах трубили о хороших перспективах для развития экономики.
В 2012 году на форуме в Сочи губернатор Ростовской области подписал соглашение о строительстве в Целинском районе сахарного завода на 180 тыс. тонн сахара в год. В начале 2013 года инвесторы приобрели участок под строительство объекта площадью 224 га. Специалисты уже прикидывали необходимое количество посевных площадей под сахарную свёклу. Но вскоре инвесторы, а вместе с ними и областные чиновники потеряли к проекту всякий интерес. Через два года пришёл новый инвестор, пообещавший вложить в проект очередные 250 млн евро. Гарантом сделки должен стать Внешэкономбанк, который вызвался готовить экспертное заключение. Да так и не подготовил. Плантаций сахарной свёклы в хозяйствах окрестных районов не появилось.
— Как дань памяти несбывшейся надежде на сладкую жизнь остался указатель строительной площадки «Целинский сахар», — рассказывает лидер местных коммунистов Иван Лысенко. — И уже мало кто верит, что дело сдвинется с мёртвой точки.
Если, конечно, не потребуется пиар-кампания под очередные выборы.
Последние дни ознаменовались двумя знаковыми событиями.
ВО-ПЕРВЫХ, в Киеве прошёл саммит Украина — ЕС, перед началом которого с украинской стороны высказывалось множество самых радужных надежд и пожеланий, а после завершения воцарилась гробовая тишина. Украинские СМИ отделывались скупой информацией, а из зарубежной выяснилось, что вместо положенных двух дней саммит длился всего несколько часов.
Разрушая традиционную систему здравоохранения, чиновники от медицины предлагают модные инновации. Что может ожидать пациентов обычных поликлиник и больниц в самом ближайшем будущем?
ХОТЯ МИНЗДРАВ сегодня напоминает фонтан, изливающий на общественность поток всякого рода новаций, хотелось бы остановиться на двух наиболее показательных инициативах: телемедицине и ВОПах (врачах общей практики).