Нянечка (по-новому её должность называется «младший воспитатель») одного из детских садов Омска коммунист Елена Буянова каждую неделю проводит одиночные пикеты в разных точках города. В первый раз вышла перед самым Новым годом.
С КРАСНЫМ ФЛАГОМ И ПЛАКАТОМ «Посадим Медведева на МРОТ» она встала у здания региональной приёмной председателя российского правительства, а по совместительству — омского штаба партии «Единая Россия». Стояла час. Из приёмной к ней никто не вышел, а вот прохожие жестами оказывали поддержку. Впрочем, рассказывает Елена, в одиночном пикете — она впервые в жизни, поэтому решиться было непросто. Да и знакомые отговаривали: мол, «настроение у людей праздничное, всем не до политики, не ходи».
— А при чём здесь политика? Здесь — экономика. 11 тысяч 163 рубля — моя зарплата. После всех платежей (коммуналка, интернет, телефон) откладываю на проезд в автобусе полторы тысячи, кое-что покупаю из лекарств и продуктов. К новогодним праздникам в кошельке осталась тысяча рублей. Никому из родных и друзей я не смогла купить подарков. Так что самое время стоять перед Новым годом возле штаба «Единой России» с таким вот плакатом!
После новогодних праздников Елена повторила свою акцию протеста. Говорит, что выйдет снова. А что ещё остаётся? Женщина никак не может понять: почему при официально установленном законом минимальном размере оплаты труда в 11163 рубля у неё в трудовом договоре оклад равен 5964 рублям? Ведь все эти МРОТы, «прожиточные минимумы», «продуктовые корзины» и прочие измерители выплат подразумеваются как базовые величины, от которых и нужно «плясать», но не наоборот? А у российских бюджетников всё именно так.
В трудовом договоре Буяновой написано, что её оплата труда состоит из пяти составляющих: оклада, надбавки к нему в 2000 рублей за норму отработанного времени. Странная тоже формулировочка: «норма отработанного времени». Разве оклад не подразумевает норму? Далее плюсуется ежемесячная надбавка за интенсивность труда (не менее странная величина и кто её измеряет? И почему она автоматически не входит в оклад? Или нянечка на разных скоростях моет посуду, пол, заправляет постели?). Эта надбавка может составлять и 100% от оклада, но на самом деле никогда не выплачивается больше 50%. Тем, кто не нравится начальству, по наблюдениям Елены, эта премия вообще не начисляется. Даже при предельной «интенсивности» труда. Ко всему вышеперечисленному добавляется 4% от оклада за работу с вредными веществами и 15% районного коэффициента (тут, кстати, тоже нельзя не задаться вопросом, а как определили, что вредность в работе нянечки составляет именно 4%? Почему не 10 или 12%?). Таким образом ежемесячно образуется сумма 11163 рубля. Тот самый МРОТ. А нянечка между тем уверена, что он (МРОТ) должен соответствовать минимальному окладу и уже к нему надо добавлять все прочие коэффициенты и премиальные. Она посчитала, что если бы отсчёт шёл от 11163 рублей, то конечная сумма её зарплаты была бы около 20 тысяч рублей. А это для человека, живущего в провинции, очень даже существенная разница!
Вторая причина пикета Елены и второй её вопрос к Медведеву: КАК прожить на зарплату 11 тысяч рублей? С тем уровнем цен, который есть сейчас в стране? К-А-А-К? Конечно, умереть не умрёшь, но достойным человеком себя не почувствуешь. Каждый знает, что такая сумма — это лишь минимальный набор самых необходимых обязательных ежемесячных платежей и покупок.
— Я считаю, что такая государственная политика нарушает мои конституционные права гражданина, потому что не обеспечиваются условия, создающие мне достойную жизнь и развитие. Работаю по восемь часов в день, а жить мне не на что. Страшно и то, что всё это продолжится и на пенсии. Какая она у меня будет с таким окладом? — говорит Елена Буянова.
Она подсчитала, что в Советском Союзе, когда всё было высчитано на основах социальной справедливости, при цене проезда в автобусе 5 копеек средняя зарплата составляла 120 рублей. Соответственно, при стоимости проезда 25 рублей (такая цена сейчас в Омске) средняя зарплата должна быть 60000 рублей. Зарплата уборщицы и нянечки в Советском Союзе была стандартная для многих учреждений — 80 рублей. Таким образом, при стоимости проезда 25 рублей современная зарплата уборщицы и нянечки должна быть 40000 рублей.
— А почему пикет одиночный? Разве остальных нянечек всё устраивает?
— Никого это устраивать не может… Сидят дома, потому что боятся — уволят, а дальше опять иди на биржу труда. А там предложат такую же работу за такую же зарплату.
— Замкнутый круг?
— Для кого-то — да. У меня сил молчать больше нет. Я вышла на пикет и готова к борьбе!
Дорогая «Правда»!
Для нас, белгородцев, имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской является примером служения народу, социалистической Родине. Беседы о нашей Зое проведены во всех белгородских вузах: БелГУ, Белгородском аграрном университете, Белгородском университете кооперации, БГТУ. Намечается поездка в г. Шебекино для беседы и рассказа о героине в учебных заведениях этого города.