«В ЯКУТИИ глобальное потепление вызывает таяние почв, которые раньше оставались замёрзшими в течение года. Тысячи жилых домов находятся под угрозой обрушения летом, в то время как деревни на севере рискуют быть затопленными во время «чёрных наводнений», — пишет корреспондент швейцарской газеты «Тан» в Москве Эммануэль Гриншпан.
«Все якуты заметили это явление», — рассказывает Валентина Дмитриева, президент местной природоохранной ассоциации «Эйгэ». «Мы традиционно хороним наших умерших летом на глубине двух метров под землёй. Раньше нужно было заливать землю кипятком, чтобы оттаять последние 50 сантиметров. Сегодня земля уже и так мягкая», — говорит Дмитриева, которая также является директором исследовательских программ Северо-Восточного федерального университета в Якутске.
«Последствия этой ускоренной оттепели напоминают о семи бедах апокалипсиса: деформации почвы, сверхбыстрой эрозии берегов Северного Ледовитого океана, наводнениях чёрной воды, болотах и озёрах, поглощающих пастбища, «пьяных лесах», где хаотично гнутся деревья, пробуждая микробов и столетних бактерий, способных вызвать эпидемии...» — отмечается в статье.
«Даже в городской среде такое явление очевидно. В Якутске, столице республики, вечная мерзлота создавала для зданий фундамент беспрецедентной твёрдости. Но 400 тысяч жителей «самого холодного города в мире» уже выражают обеспокоенность. Все здания, подобно бетонным многоножкам, расположены на сваях, вбитых в вечную мерзлоту. Пространство между первым этажом и землёй, от одного до двух метров, остаётся пустым, дабы тепло домов не растапливало поддерживающую их почву, а ледяной воздух охлаждал «активный слой». До 2000 года стандарт требовал, чтобы строители ставили свои здания на сваи по 8 метров. Это означает, что сегодня в течение нескольких месяцев пятиэтажные сооружения больше эксплуатируются лишь на последних пяти метрах. В результате возникают трещины, разрушающие десятки зданий старой постройки. Их наскоро заделывает мэрия, но этого недостаточно для сокрытия тайны. Тем более что некоторые сооружения уже рухнули. Официально власти объявили 331 строение непригодным для использования. 165 зданий фактически будут уничтожены из-за отсутствия финансирования», — указывает Гриншпан.
«Власти, как правило, закрывают глаза и разрешают возводить конструкции, превышающие 15 этажей, в то время как мы всегда рекомендовали не выходить за пределы пяти этажей», — предупреждает Семён Готовцев, директор лаборатории геокриологии в Якутском институте вечной мерзлоты. По его словам, многие дома могут рухнуть, и «никто не знает, как долго они продержатся, поскольку мы не знаем, как быстро спадёт активный слой».
«Раньше при сверхсухом континентальном климате выпадало только 40 миллиметров осадков в год. «Сегодня у нас бывает по 80 миллиметров за один день», — рассказывает Валентина Дмитриева. Результат: интенсивность наводнений увеличивается в десять раз. Обычные, которые сопровождают таяние снега в конце мая, ускоряют эрозию берегов реки. Вторая волна наводнений проходит в конце июля из-за аномальных дождей. Но самое страшное — это третье наводнение в конце августа. Оно вызвано переполнением озёр (в Якутии их более миллиона) и чёрной водой от таяния вечной мерзлоты перед возвращением зимы. Дома не успевают высохнуть, так как случаются заморозки, и жители вынуждены их покидать», — сообщает «Тан».
Как отмечает Семён Готовцев, необычно сильные дожди происходят из-за отступления полярной ледяной шапки, в течение десятилетия покрывавшей Северный Ледовитый океан. Эти влажные массы с севера нарушают климат и увеличивают количество осадков в десять раз. Зимой они создают толстый снежный покров, который изолирует землю от ледяного воздуха. Холод с поверхности больше не может проникнуть вглубь. Избыток снега способствует появлению «талика», то есть слоёв, оттаивающих весь год. «Водный цикл нарушен, — настаивает Готовцев. — Озёра переполняются, всё превращается в болота, это катастрофа, и множество деревень приходится отстраивать заново. Многие намывные основания вечной мерзлоты необходимо усилить: ведь при таянии они разрушатся. Это очень быстрый процесс, и в последнее десятилетие произошло его резкое ускорение».
«Опасность глобального потепления особенно сильно сказывается на тундре, покрывающей северную часть Якутии. На юге лес (тайга) более устойчив к изменению климата, но термокарстовые процессы до такой степени деформируют эти участки, что деревья начинают наклоняться во всех направлениях, отсюда и местное выражение «пьяный лес», — указывает автор статьи. Тайге, однако, угрожают пожары (60% из них вызваны деятельностью человека) и чрезмерная вырубка леса в коммерческих целях, утверждает Трофим Максимов, директор центра биохимии и климатологии Института естественных наук Якутска: «Если мы расширим лес, то сможем противостоять глобальному потеплению, и не только в Якутии. Но нам нужно финансирование, и поэтому мы должны убеждать население и политиков».
1 июля
— 130 лет со дня рождения В.И. Мухиной (1889—1953) — советского скульптора, академика АХ СССР, народного художника СССР. Автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница», памятников П. Чайковскому и М. Горькому в Москве и др. Лауреат пяти Сталинских премий.
— Начинаем видеосъёмку, — предупреждает пришедшую на приём женщину руководитель фракции КПРФ в Сызранской думе, второй секретарь горкома Марина Ерина. — Представьтесь, пожалуйста.
— Лядина Людмила Васильевна…
Муж Лядиной — мэр Сызрани, ознаменовавший многолетнее пребывание в этом кресле деяниями, имеющими немалое общественное звучание. Недаром горком КПРФ требует отставки этого господина. К их требованию присоединяется и законная супруга мэра. А ещё Людмила Васильевна считает, что от него можно ждать всяческих неприятностей. Вот и пришла в горком, чтобы попросить у коммунистов защиты.