— Начинаем видеосъёмку, — предупреждает пришедшую на приём женщину руководитель фракции КПРФ в Сызранской думе, второй секретарь горкома Марина Ерина. — Представьтесь, пожалуйста.
— Лядина Людмила Васильевна…
Муж Лядиной — мэр Сызрани, ознаменовавший многолетнее пребывание в этом кресле деяниями, имеющими немалое общественное звучание. Недаром горком КПРФ требует отставки этого господина. К их требованию присоединяется и законная супруга мэра. А ещё Людмила Васильевна считает, что от него можно ждать всяческих неприятностей. Вот и пришла в горком, чтобы попросить у коммунистов защиты.
ИСПОВЕДЬ госпожи Лядиной могла бы лечь в основу многосерийного фильма на темы морали, использования господином Лядиным служебного положения в личных целях, операций с денежными мешками, которые предназначались нужным людям, и многое другое.
Часть сюжетов из бурной жизни мэра относится к временам, когда он был ещё генеральным директором Сызранского НПЗ. За давностью лет они уже потеряли свою актуальность. К тому же мешки были не полными, а находились в них какие-то жалкие миллионы. Это же слёзы на фоне тех миллиардов, что фигурируют в бесконечных уголовных делах высоких должностных лиц. В нашей стране воруют, берут и дают взятки, перегоняют деньги за рубеж в таких масштабах, что сызранские «транзакции» былых времён с помощью неполных мешков вряд ли привлекут высокое внимание борцов с криминалом.
А на темы морали вообще говорить сложно. Морального кодекса строителя капитализма нет, и нарушить его Лядин не мог. Да, держал в своих замах некую даму, когда был директором НПЗ. Держал её в тех же замах до недавних пор, будучи мэром. А вы посмотрите на самый верх — кто только не пригрелся под бочком наших сановных господ. Детки, зятья, всякого рода кумушки и прочие близкие люди высокопоставленных граждан рулят и правят всеми сторонами нашей бедовой жизни.
А чем Лядин хуже их? Да ничем.
Но для горожан он вроде горькой редьки. Даже законной жене народ шлёт разного рода компромат, не говоря уж об инстанциях. Его фотографируют ранней порой, когда открывает ворота своего особняка для выезда той дамы. Величайшее раздражение у горожан вызвала ширма, за которой он прятался от прочих верующих со своей заместительшей и другими сподвижниками на Пасху в местном храме во время богослужения. Эта ширма и стала символом местной власти. С одной её стороны, бедствует и взывает к небесным и земным силам народ по причине безработицы, самых высоких в области коммунальных платежей, постоянно растущих цен, чиновничьего произвола, а с другой — просит отпущения грехов вполне благополучный мэр и его челядь.
Жаловалась Людмила Лядина во время своего визита в горком КПРФ и на произвол супруга. Вместе они не живут уже длительное время, но развода муж не даёт, а сам тем временем реализует их совместное имущество. Куда только она не обращалась — никаких результатов. Как узнают, что муж — мэр города, должностные лица к ней теряют всякий интерес. Лядину хождения жены по кабинетам не нравятся, и она боится его бурной ответной реакции. Считает, что предание гласности её опасений будет надёжной защитой в сложившейся ситуации.
Гласность Сызранский горком КПРФ обеспечил. Материалы о самоуправстве мэра поместил в областной партийной газете «Трудовая Самара» и в интернете, так что теперь Лядину в отношении своей супруги нужно вести себя как можно деликатнее. Но у коммунистов есть к нему и свой счёт.
— Под десятилетним руководством мэра Сызрань постепенно деградирует. Закрываются крупные промышленные предприятия, смертность вдвое превышает рождаемость. Из города уезжает молодёжь. Недавняя проверка показала, что нецелевые расходы городской администрации превысили миллиард рублей, что совершенно недопустимо при небольшом городском бюджете, — перечисляет «достижения» мэра Марина Ерина.
Областной администрации всё это, конечно, известно. А недавно первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин обогатил познания областных чиновников демонстрацией той видеосъёмки. Впечатление это произвело невыразимое. Видимо, поэтому никакой реакции пока нет. Да на всех мэров, что просятся в подобные истории, никакой реакции не наберёшься.
Невдалеке от Сызрани находится город Октябрьск, где славные традиции теперешней российской власти умножает мэр Александра Гожая. Если Лядин открывал ворота своей даме, совмещавшей эти обязанности с должностью заместителя мэра, то Александра Викторовна распахнула их перед своим гражданским мужем. Сначала впустила его в администрацию в качестве первого заместителя, потом сделала его начальником двух муниципальных управлений.
Факт гражданского замужества мэра и последствия этого мероприятия отражены в письме заместителя губернатора председателю Думы Октябрьска. В одном из управлений, руководил которым гражданский муж, а подотчётен он был тому же гражданскому мужу — заместителю главы города, были выявлены растраты денежных средств. Есть в том письме и ещё немало занимательного. Департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции областного правительства уже предупреждал Гожая, что нарушать закон нельзя. Но комиссия под председательством самого мэра установила, что нарушений нет. А на этот раз заместитель губернатора просит принять меры председателя городской Думы, ведь нарушение закона продолжается. Да и как им не продолжаться, если Гожая подобрала себе уникального кадра. До этого её гражданский муж уже работал мэром Октябрьска, проворовался и угодил за решётку на длительный срок. Там прошёл такие экономические университеты, что по объёму знаний и криминальных навыков уже не уступит даже российским министрам. Да и сама она — дама хваткая. До этого трудилась в детской школе искусств, где сильно не развернёшься. Но стала мэром — тут же повысила себе оклад на триста процентов. Правда, шуму огребла на все шестьсот. Не помогла даже «ширма» в виде цветочков и лавочек на центральной улице города, которые должны были наглядно продемонстрировать её заботу не о личном — народном благе.
А ещё Гожая решила приватизировать служебную квартиру, и местный суд уже пошёл навстречу, но областной всё отменил. Даже подкованный по одной уголовной и многим житейским статьям гражданский муж помочь ничем не мог.
Сам же он вынужден был покинуть свои должности, но не потому, что этого добились борцы с коррупцией. Пока они грозили пальчиком, гражданский брак распался, и бывший муж сразу же потерял работу в администрации.
Всю эту скандальную историю могли бы замять, но группа городских депутатов-«единороссов» решила добиться торжества закона, ведь бюджету бывшим гражданским мужем под покровительством самого мэра нанесён немалый ущерб. Как и жена мэра Сызрани, они пообращались в разные инстанции, где сидят те же «единороссы», ничего не добились и направили письмо председателю комитета по местному самоуправлению Самарской губернской думы коммунисту Михаилу Матвееву «в связи с кризисом органов исполнительной власти в Октябрьске».
— Это уже, похоже, не кризис, а деградация местной власти, — уточняет первый секретарь Самарского обкома КПРФ Алексей Лескин. — Такие примеры не редки, когда мэры городов и главы администраций райцентров сажают на высокие должности своих родственников, закадычных дружков, любовников и любовниц, не имеющих необходимого опыта, к тому же с сомнительной репутацией. И делается это порой при попустительстве регионального правительства…
Дошли ли эти сюжеты до губернатора Дмитрия Азарова, не известно. Если и дошли, то ситуация у него затруднительная. Ведь мэры и их замы, а также главы районных администраций обеспечили ему 70 с лишним процентов голосов на недавних выборах. Нетрудно догадаться, каким способом, с учётом их нравственных и прочих качеств, был получен такой результат.
Так что глава региона пока безмолвствует. Но коммунисты Сызранской и губернской думы будут добиваться оценки мэрского поведения наших героев. Чётко обозначил свою непримиримую позицию и обком КПРФ, так что реагировать областной власти всё равно придётся.
1 июля
— 130 лет со дня рождения В.И. Мухиной (1889—1953) — советского скульптора, академика АХ СССР, народного художника СССР. Автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница», памятников П. Чайковскому и М. Горькому в Москве и др. Лауреат пяти Сталинских премий.