Сотрудники Музея имени Рублёва сообщили об угрозе выселения из Спасо-Андроникова монастыря. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, знаменитый на весь мир своим собранием икон, в скором времени могут выгнать из Спасо-Андроникова монастыря. Переговоры с Русской православной церковью (РПЦ) идут сложно и не обещают положительного результата.
КАК СООБЩИЛА учёный секретарь музея Наталья Комашко, «Церковь не хочет ничего уступать: и мирно делить территорию с музеем, и мирно разойтись, отдав часть им, а часть нам. Здесь собираются устроить очередной монастырь, разрушить Музей древнерусского искусства».
В январе музей получил письмо от Росимущества за подписью патриарха. Ведомство попросило музейщиков в соответствии с действующим законодательством передать РПЦ весь комплекс Спасо-Андроникова монастыря.
Напомним: Музей имени Андрея Рублёва был учреждён на базе монастырского комплекса ещё в далёком 1947 году. Тогда начались первые реставрационные работы, собрана огромная коллекция икон, над изучением и сохранением которых на протяжении семи десятков лет трудились специалисты с мировым именем.
Музейное сообщество отмечает, что превращение культурного объекта в монастырь, закрытый для посещения тысяч граждан, желающих приобщиться к культуре Древней Руси, стало бы непоправимой ошибкой. Тем более что руководство музея активно сотрудничает с РПЦ как по вопросам научной атрибуции памятников церкви, так и в плане представления их широким массам людей. Ведётся активная работа по сохранению и реставрации уникального собрания древних икон, являющихся гордостью нашей страны. Согласно постановлению президиума Союза музеев России, принятому 19 февраля в Ярославле и опубликованному на его сайте, организация считает запрос РПЦ о передаче в собственность всех зданий и построек архитектурного ансамбля бывшего Спасо-Андроникова монастыря «угрозой для дальнейшей деятельности Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва».
«Думали ли мы, молодые сотрудники музея, с воодушевлением принимая участие в актуальных в 1990-х годах конференциях «Музей и церковь», что однажды, двадцать с лишним лет спустя, этот вопрос встанет в другой, пугающей плоскости: музей ИЛИ церковь? Как та лисичка из сказки, подселившаяся в заюшкину избушку и выгнавшая серого, а Спасский собор Андроникова монастыря, напомним, одним из первых в Москве передан церкви. Если передача комплекса Спасо-Андроникова монастыря осуществится, это будет факти-чески гибелью музея, созданного в 1947 году. Без этих стен, связанных с именем Андрея Рублёва, без этих белокаменных интерьеров — это просто какое-то количество икон, произведений декоративно-прикладного искусства, книг, которые можно влить в фонды любого крупного музея. А коллекции памятников археологии, найденных в том числе и на территории монастыря, коллекции копий фресок, а направления исследований, связанные с историей монастыря? Кому они будут нужны в другом месте? Не будем забывать, что и сам монастырь от реального разрушения спасли именно музейщики. Неизбежен и удар по репутации самой церкви как учреждения, призванного поддерживать традиции и культуру, духом смирения и любви побеждать «ненавистную рознь мира сего», — сказала «Правде» бывший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублёва Наталья Филатова.
1 июля
— 130 лет со дня рождения В.И. Мухиной (1889—1953) — советского скульптора, академика АХ СССР, народного художника СССР. Автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница», памятников П. Чайковскому и М. Горькому в Москве и др. Лауреат пяти Сталинских премий.
— Начинаем видеосъёмку, — предупреждает пришедшую на приём женщину руководитель фракции КПРФ в Сызранской думе, второй секретарь горкома Марина Ерина. — Представьтесь, пожалуйста.
— Лядина Людмила Васильевна…
Муж Лядиной — мэр Сызрани, ознаменовавший многолетнее пребывание в этом кресле деяниями, имеющими немалое общественное звучание. Недаром горком КПРФ требует отставки этого господина. К их требованию присоединяется и законная супруга мэра. А ещё Людмила Васильевна считает, что от него можно ждать всяческих неприятностей. Вот и пришла в горком, чтобы попросить у коммунистов защиты.