За последствия коронакризиса расплатятся рабочие

За последствия коронакризиса расплатятся рабочие

№42 (30974) 4 июня 2020 года
1 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

Пандемия COVID-19 в Европе идёт на спад, ограничительные меры повсеместно снимаются, и жизнь, казалось бы, возвращается в привычную колею, обретая радужные краски. Но светлые перспективы, будто бы открывающиеся после отмены режима самоизоляции, всего лишь иллюзия: пришло время расплаты за вынужденный многонедельный простой тысяч компаний и предприятий. По законам капитализма всё, что не приносит прибыль, не имеет права на существование. И, как всегда, когда бал правят большие деньги, отвечать за убытки «владельцев заводов, газет, пароходов» придётся трудящимся.

ТАК, автомобилестроительная корпорация «Рено» сократит 15 тысяч рабочих мест по всему миру, в том числе 4,6 тысячи во Франции. Дабы подсластить пилюлю, руководство компании обещало постараться урезать штат не путём увольнений, а за счёт выходящих на пенсию сотрудников, перевода на другие должности внутри компании и переквалификации. Как отмечает агентство «Франс-пресс», решение принято в рамках плана по экономии 2 млрд евро в течение трёх лет. Концерн намерен к 2024 году снизить производственный объём с 4 млн автомобилей до 3,3 млн и отказаться от увеличения мощностей в Марокко и Румынии. На родине автопроизводитель собирается сконцентрировать усилия на электрокарах и развитии инновационных технологий.

Конечно, это далеко не первый кризис автогиганта. Ещё в 2008 году французское государство поддержало корпорацию, помогая взять крупный кредит. «Рено» добилась увеличения доли на рынке, выпуская и продукцию базовой сборки, и обновив модельную линейку, прибавив к ней автомобили верхней ценовой гаммы. Будущее выглядело довольно безоблачно, пока в конце 2018-го не грянул скандал с арестом тогдашнего руководителя консорциума «Рено»—«Ниссан»—«Мицубиси» Карлоса Гона, в итоге отправившегося в японскую тюрьму по обвинению в неуплате налогов. Рухнуло ли доверие покупателей из-за этого пренеприятнейшего события или нет, доподлинно неизвестно, но только вот в отчётности концерна отмечалось падение объёма продаж на 150 млн евро.

Словом, один из лидеров мирового автопрома, когда-то воплощавший лучшие и самые продвинутые инженерные решения, находился в сложной ситуации ещё до пандемии COVID-19. А уж с введением общенационального карантина вообще оказался в плачевном положении, поскольку, как и многие другие игроки авторынка, был вынужден закрыть все свои заводы. Постепенное возобновление деятельности предприятий «Рено» началось лишь в конце апреля. Впрочем, падение цифр продаж в период коронакризиса (в апреле спрос на новые авто концерна в Европе снизился на 76,3%) заставило даже сдержанного министра экономики и финансов Франции Брюно Лё Мэра признать: «Рено» может исчезнуть». Как отмечают эксперты отрасли, 2019 год выдался тяжёлым для компании: её чистый убыток, согласно годовому финансовому отчёту, превысил 140 млн евро.

В ЭКОНОМИКЕ Пятой республики автомобильная промышленность — один из тяжеловесов не только из-за престижа, но и потому, что обеспечивает свыше миллиона рабочих мест. Французское государство, обладающее 15% акций «Рено» как совладелец, естественно, заинтересовано в том, чтобы концерн держался на плаву. Министерство экономики и финансов предлагает гарантии на 5 млрд евро, дабы предоставить менеджерам автогиганта возможность взять кредит. Правда, эта поддержка обставляется рядом условий, о которых в конце мая объявил президент страны Эмманюэль Макрон, пообещавший в целом выделить на спасение автомобильной отрасли 8 млрд евро и объявивший об амбициозном плане сделать Францию европейским лидером в производстве автомобилей с двигателем, не загрязняющим природу (электрическим или гибридным), доведя их количество до миллиона в год.

Увы, для достижения столь грандиозных целей требуется продвинутая инженерная мысль, но, судя по поступающей информации, именно работники этого звена сегодня покидают «Рено» ради его конкурентов. Как, кстати, и покупатели, указывающие, что высокая цена некогда престижных французских авто уже не отвечает ожидаемому качеству. К слову сказать, несмотря на переживаемые трудности, масштабные планы по реформированию и сокращению 15 тысяч сотрудников по всему миру, руководство «Рено» заявило о продолжении участия в гонках «Формулы-1».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ работники предприятий, входящих в альянс «Рено»—«Ниссан»—«Мицубиси», недовольны грядущими перспективами реструктуризации своих предприятий и не желают расплачиваться за потери автопрома в период коронакризиса собственным благополучием. Сотрудники завода «Рено» в городе Мобёже на севере Франции объявили забастовку в знак протеста против планов автопроизводителя объединить их предприятие, на котором трудятся 2100 человек, с заводом в Дуэ, расположенном в 70 километрах отсюда. При этом производство электрооборудования модели «Кэнгу» из Мобёжа будет передано в Дуэ. По призыву профсоюзов тысячи людей приняли участие в шестикилометровом марше от завода до мэрии Мобёжа.

«С нами обращаются, как с куклами: поиграли и выкинули! — цитирует возмущённых демонстрантов агентство «Рейтер». — Над нами просто издеваются! Мы столько сделали для этого завода, а теперь нас вышвыривают вон. Двадцать лет назад такое казалось немыслимым... Даже и вчера мы ещё надеялись, что дела пойдут на лад, но вот...»

Как пишут французские СМИ, на предприятиях в Дуэ и Мобёже запускают так называемую программу консультаций: компания изучает возможность превращения севера страны в «инновационный центр по электромобилям и лёгкому коммерческому транспорту», вследствие чего завод в Дуэ, не исключено, перепрофилируют под выпуск электричек. На предприятии во Флине хотят создать «экосистему с многооборотным использованием продукции». А вот в Фондери-де-Бретань (коммуна Кодан) запущена «стратегическая внутренняя проверка». Смысл её пока не ясен, но рабочие завода вышли на масштабные демонстрации протеста, подозревая, что своего рода ревизия — предвестник закрытия предприятия.

Не ясна и судьба завода в Дьеппе: в «Рено» задумались о его переоборудовании после завершения производства авто «Альпин A110». Конкретных сроков остановки сборки спорткара в компании не назвали, но, скорее всего, французский автогигант намерен отказаться от возрождённого бренда. Окончательное решение в отношении «Альпин» примет новый исполнительный директор «Рено» Лука де Мео, вступающий в должность в июле.

И, наконец, «Рено» собирается провести «анализ адаптации производства в РФ». Столь смутная формулировка никак не расшифровывается, но, по некоторым данным, компания может закрыть свой завод в Москве, выпускающий кроссоверы «Аркана», «Каптюр», «Дастер» и «Ниссан Террано», и перенести производство на одно из предприятий АвтоВАЗа. Так что от реформирования французского автоконцерна пострадают и российские рабочие.

КРОМЕ ТОГО, из-за негативной ситуации на мировом автомобильном рынке, возникшей в связи с пандемией COVID-19, урезает свой штат и «Ниссан». Хуже всего обстоят дела в Барселоне, где японский автогигант собирается закрыть автомобильный завод, на котором трудятся 3000 человек. И хотя испанские власти пообещали сделать всё возможное, чтобы предотвратить сворачивание производства в каталонской столице, рабочие мало верят в успех и проводят масштабные акции протеста возле здания предприятия, устраивая митинги и сжигая автопокрышки.

Закрытие завода «Ниссан» в Барселоне — ощутимый удар по четвёртой экономике еврозоны на фоне растущей безработицы и наступающей из-за коронавирусного кризиса рецессии. Испанское правительство, обещавшее после январской встречи с представителями альянса «Рено»—«Ниссан»—«Мицубиси» гарантировать работу на предприятии, предлагает японскому производителю найти другие варианты решения проблемы.

Региональные власти Каталонии также призвали «Ниссан» пересмотреть планы и заявили о готовности выделить автомобилестроителю пакет помощи в размере 100 млн евро для производства новых моделей, но ответа пока не получили.

Завод «Ниссан» в Барселоне, чьё закрытие обойдётся японскому концерну в 1 млрд евро, рассчитан на ежегодный выпуск 200 тысяч автомобилей, однако по итогам прошлого года с его конвейера сошло лишь порядка 55 тысяч машин, главным образом лёгкие грузовики и коммерческий транспорт.

Просмотров: 1685

Другие статьи номера

Без «совков» грязь не вычистим

Продолжаем разговор о советских людях и нынешнем времени

Не могу остаться в стороне от опубликованной в №26 «Правды» беседы политического обозревателя Виктора Кожемяко с заместителем главного редактора журнала «Историк» Арсением Замостьяновым под заголовком «Что же это значит — быть советскими?». Многое в этой интересной, актуальной беседе не вызывает сомнений, но есть и немало спорного.

Над Альгирдасом Палецкисом начался суд
Генпрокуратура Литвы завершила досудебное расследование, и Шяуляйский окружной суд 1 июня приступил к рассмотрению по существу дела бывшего лидера Социалистического народного фронта Литвы, правозащитника и журналиста Альгирдаса Палецкиса и бизнесмена Деймантаса Бертаускаса.
По долгу памяти священной

Воронежский общественник отремонтировал в Польше памятник командиру краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия» Ивану Туркеничу

15 февраля 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, командира легендарной «Молодой гвардии» в донбасском городе Краснодоне Ивана Туркенича. Он погиб в августе 1944-го, при освобождении польского города Глогув-Малопольский. Позже прах Ивана был перезахоронен в городе Жешув. И вот какие знаменательные события произошли здесь недавно.

В небе тяжёлые беспилотники

Управление гражданской авиации Китая разрешило компании Ehang начать лётные испытания тяжёлых беспилотных аэромобилей.

ОНИ ОСНАЩЕНЫ восемью двигателями со сдвоенными пропеллерами, которые позволяют развивать скорость до 130 км/час. Сообщается, что эти аппараты будут использоваться для туристических рейсов (перевозки двух пассажиров) и доставки грузов в труднодоступные районы. Выданное правительственным ведомством разрешение одобряет проведение испытаний аэромобилей Ehang 216 с нагрузкой более 150 килограммов.

Пульс планеты
ВАШИНГТОН. Не менее 11 человек погибли за время протестов и беспорядков в США, спровоцированных гибелью афроамериканца Джорджа Флойда во время его ареста. Задержаны около 4500 манифестантов. Им уже предъявлены обвинения в мародёрстве, нарушении режима чрезвычайного положения, перекрытии дорог. Но протестующие, несмотря на введённый в 40 городах комендантский час, с улиц уходить не собираются и говорят, что не дадут Трампу изуродовать американскую демократию и продолжат пользоваться своим правом высказывать мнение, гарантированным первой поправкой к Конституции. Тем временем Пентагон перебросил около 1600 военнослужащих в окрестности столицы для подавления массовых волнений.
«Чувство эпоса» пошло с молотка
Украина выносит на рынок последнюю советскую «рубаху» — продаёт построенные при СССР дворцы спорта и стадионы. Голод — не американская тётка Нуланд и даже не львовская Фарион. Правда, покупателей у «самостийной» сейчас негусто — её олигархи даже с награбленным не справляются — какое уж там «покупать»!
День пограничника на фоне протестов

Последние дни в многострадальной стране были насыщены самыми разными и противоречивыми событиями.

НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО, на что следовало бы обратить внимание, так это на широкое празднование 28 мая 102-й годовщины Пограничных войск СССР. Как свидетельствуют сообщения, приведённые в социальных сетях, в разных городах Украины зафиксировано более четырёх тысяч фактов (в том числе и видео) празднования Дня пограничника!
Досрочная победа
Мини-футбольный клуб КПРФ (МФК КПРФ) впервые в своей 9-летней истории выступлений в российской Суперлиге стал победителем регулярного чемпионата страны. Это стало известно после того, как по итогам специального совещания президентов клубов лиги с руководством Ассоциации мини-футбола России (АМФР) было принято решение отказаться в нынешних условиях от доигровки чемпионата, где командам оставалось провести по 7—8 игр, и сразу перейти к решающей стадии плей-офф, по итогам которой будут определены чемпион страны и призёры турнира.
Ничего Святого
Ни для кого не секрет, что коррупция — бич российского чиновничества и в его лице — самой власти. Проникла она и в такую сферу, как религиозная деятельность. Пока служители церкви призывают своих прихожан к скромности и смирению, высокопоставленные чиновники от Русской православной церкви (РПЦ) живут как у Христа за пазухой, обрастая имуществом и недвижимостью. Одним из ярких примеров тому — управляющий храмом Христа Спасителя в Москве Сергей Семененко, у которого при достаточно средней для столицы зарплате обнаружились и дорогостоящие автомобили, и объекты недвижимости, на которые ему просто нереально заработать честным трудом. Даже с помощью всевышнего.
Обед начинает кусаться

Средняя российская семья в апреле тратила на покупку продуктов 26000 рублей, что составило 46% от всех трат за месяц. Это самое высокое значение за всё время подсчёта такой статистики, сообщает журнал «Форбс».

РАСХОДЫ средней российской семьи на продукты питания в апреле составили 46% от всех её расходов, показал Food Index, который рассчитывает исследовательский холдинг «Ромир». Это самое высокое значение индекса за всё время его расчёта. При общих средних расходах домохозяйств в 56800 рублей затраты на продукты составили в среднем 26000 рублей.

Все статьи номера