Пару лет назад АО «Авиакомпания «ИрАэро» под новые проекты полётов из Москвы набрала полторы сотни бортпроводников, живущих в столице и обученных специально для полётов на Боингах-777. Молодая, но опытная (все имеют лётный стаж) команда бортпроводников подобралась быстро: в приватной беседе гарантировались интересные заграничные полёты и зарплата не ниже 60—70 тысяч рублей в месяц. Правда, к настоящей работе они приступили лишь через несколько месяцев, а с апреля по июль выслушивали обещания руководства, что рейсы вот-вот начнутся.
УЖЕ ТОГДА бортпроводникам стоило задуматься о нечистоплотности менеджмента компании, тем более что многие из них обожглись на банкротстве «Трансаэро» и «ВимАвиа» (последняя до сих пор имеет долги перед работниками в сотни тысяч рублей каждому). Но молодости свойственно верить в лучшее, да и выбор авиакомпаний-работодателей сокращается с каждым годом.
До осени 2019-го москвичи честно выполняли свои обязанности, заботясь о комфорте и безопасности пассажиров даже тогда, когда начались серьёзные задержки зарплаты. Но в начале ноября авиакомпания «ИрАэро» по каким-то причинам не продлила с лизингодателем договор аренды трёх самолётов Боинг- 777-200. Большая часть бортпроводников осталась фактически без работы, не имея допусков на другие типы воздушных судов, эксплуатируемые в авиакомпании.
Согласно части 1 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, а работодатель обязан соответствующую работу предоставить (часть 2 ст. 22 ТК РФ). В таких условиях добросовестная компания, не способная обеспечить работой своих сотрудников, проводит сокращение штата с выплатами, соответствующими трудовому законодательству. Однако в «ИрАэро» решили пойти менее затратным путём: коллектив о понижении объёма работ официально не был проинформирован и сокращения персонала не дождался.
Вместо этого работодатель различными незаконными способами понуждает к увольнению бортпроводников, имеющих единственный допуск — только на тип самолёта Боинг-777-200. И это приносит свои плоды. Некоторые были вынуждены уволиться по собственному желанию без всякого «выходного пособия», им просто не на что жить.
В конце ноября многие московские сотрудники направили работодателю письменные уведомления о приостановке работы до погашения компанией всех задолженностей по зарплате, которые копились аж с сентября. В декабре задолженность по заработной плате работникам была выплачена, но не средний заработок, который сохраняется за работником в период приостановления его деятельности (ст. 142 ТК РФ). Никто из них не дождался компенсации за невыплаченные в срок суммы задержанной зарплаты (ст. 236 ТК РФ). Добиться объяснений от руководства по этим вопросам персоналу так и не удалось.
Сейчас большинство бортпроводников Московского отделения вынуждены отгуливать свои оплачиваемые отпуска, даже если они не планировали делать это зимой. Руководство настаивает: по окончании отпусков они либо пишут заявления об увольнении по соглашению сторон, либо уходят в отпуск без сохранения содержания до лучших времён московского офиса «ИрАэро», которые никто не гарантирует. При этом работник теряет не только доход, но и трудовой стаж для выработки пенсии из-за простоя по вине работодателя.
Что же предлагают тем, кто хочет работать и не желает «добровольно» увольняться или простаивать?
Отгулявших оплачиваемый отпуск сотрудников, имеющих единственный допуск на Боинг-777-200, ждёт на электронной почте «письмо счастья» с распоряжением, которое обязывает прибыть в Иркутск «на место работы» для переподготовки на воздушных судах типа АН-24 в соответствии с приказом Генерального директора АО «АК «ИрАэро» Ю.В. Лапина. На данный момент полёты на этом типе воздушного судна выполняются из Иркутска, Магадана и Якутска. То есть живущим в столице профессионалам предлагается бросить свои квартиры, семьи, а многим и обучение в столичных вузах и, согласно обязательному к исполнению наряду, прибыть в Иркутск для переподготовки, после которой остаться там же работать за зарплату значительно ниже московской. При этом на время переобучения и работы авиакомпания не оплачивает перелёт, не предоставляет временное жильё, не обеспечивает питанием.
Изначально все бортпроводники были приняты на работу Московским отделением «ИрАэро» по месту фактического проживания, о чём свидетельствуют их трудовые договоры и записи в трудовых книжках, а летали из аэропортов Домодедово и Внуково. В их трудовых договорах нет ни слова о каком-либо вахтовом методе, никто из них не планировал постоянно проживать в другом городе.
Но сейчас руководство «ИрАэро» заявляет, что все эти годы местом работы ничего не подозревавших москвичей был город Иркутск, куда им и следует явиться для продолжения делового сотрудничества в трёхдневный срок, иначе их ждёт увольнение по статье за прогул. Правда, и там их особо не ждут: местный персонал «ИрАэро» явно не перегружен полётами. Персонал московского офиса считает, что подобное распоряжение является мерой запугивания «особо строптивых» сотрудников, не желающих мириться со сложившейся ситуацией.
ЕЩЁ ОДНА неприятная неожиданность, подкараулившая наивных москвичей: выплаты в Пенсионный и другие фонды начислялись компанией только с официальной части их заработка, составляющей примерно треть ежемесячных реальных доходов. В справках по форме 2НДФЛ сумма также значительно занижена и указана только из расчёта фиксированной части, без оплаты за полётное время.
Фактически выплачиваемая зарплата бортпроводника состоит из оклада, оплаты каждого выполненного лётного часа, начисляемых надбавок. Однако в трудовом договоре была указана только окладная часть заработной платы. При этом отпускные рассчитывались по среднему заработку, учитывая фактическую оплату труда. Авиакомпания «ИрАэро» скрывает факт оплаты за полётное время и подаёт сведения только об окладной части зарплаты.
Судя по всему, иркутская авиакомпания старается полностью откреститься от московских стюардов. Бортпроводникам (всё ещё работникам «ИрАэро»!), имеющим допуск только на Боинг-777-200, предписывается проходить обязательные для профессии медкомиссии за свой счёт, что является прямым нарушением трудового законодательства. С ними работодатель практически перестал взаимодействовать, в то время как имеющие допуск на тип самолёта ВС RRJ продолжают общение с менеджментом и инструкторами, регулярно получают наряд и иную информацию на почту, для них также был специально создан отдельный чат для общения.
Десяткам работников некуда даже пожаловаться на произвол работодателя, так как все контролирующие авиакомпанию ведомства (Трудовая инспекция, прокуратура, Следственный комитет) также находятся в Иркутске. Минимальная стоимость перелёта и сопутствующие расходы обойдутся «жалобщикам» в десятки тысяч рублей. Такие затраты не позволяют им активно отстаивать свои права, чем и пользуется руководство «ИрАэро».
Московские же ведомства отказываются принимать жалобы, ссылаясь на то, что компания зарегистрирована в другом городе. Были направлены коллективные заявления в Роструд г. Москвы, Прокуратуру РФ, в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру, Байкало-Ангарскую транспортную прокуратуру. Ответов оттуда работники авиакомпании так и не дождались.
Ещё в апреле 2019 года Секретариат Центрального Комитета Компартии Украины выступил с заявлением «Вандализм и разрушение памятников и мемориалов победителям фашизма опасны и недопустимы».
ПОСЛЕДНИЕ события показывают, что далеко не все на Украине прислушиваются к рекомендациям идеологов современного режима на корню уничтожать память о великом прошлом своей Родины.