Отечественный гений во времени и пространстве истории
Закончившийся 2018 год следовало бы назвать Годом Владимира Маяковского.
Среди других круглых юбиляров-писателей минувшего года — М. Горького (март 2018-го — 150 лет со дня рождения), И.С. Тургенева (октябрь—ноябрь 2018-го — 200 лет с дня рождения) и иных «датных» событий года — Карл Маркс (май 2018-го — 200 лет со дня рождения), Ленинский комсомол (октябрь 2018-го — столетие создания организации) и т.п. — «полукруглый» (125 лет со дня рождения) Маяковский отнюдь не затерялся. Хотя, скажем, официальное телевидение и проправительственная пресса позорно его игнорировали.
Вопреки отношению нынешней российской власти, он действительно, «трудом громаду лет» прорвав, явился к нам «весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / вошёл водопровод, / сработанный / ещё рабами Рима».
В том, что Владимир Маяковский в год своего 125-летия явился к нам «весомо» и «зримо», убеждает целый ряд связанных с Маяковским кино- и театральных премьер, состоявшихся в этом году. О некоторых упоминалось в «Правде», №77 (24—25 июля 2018 г.).
О том же говорит и ряд юбилейных выставок текущего года: «Дочка» — в Музее-квартире В.В. Маяковского на Красной Пресне; «Живопись словами. Между текстом и образом» (о Маяковском поэте и художнике) — в галерее «Беляево» (Москва); «Здорово, в веках Владимир» — в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве; «Владимир Маяковский. Там и у нас» — в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва) и другие.
В масштабе международном
Наконец, то, что Маяковский очень весомо явился к нам «через хребты веков / и через головы / поэтов и правительств», показала и Международная научная конференция «Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве. К 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского», прошедшая в Институте мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) в сентябре 2018 года. Об этой конференции кратко было сообщено в «Правде», №111 (11 октября 2018 г.). Помимо учёных из России и государств «ближнего зарубежья» (то есть бывших республик Советского Союза), в ней приняли участие представители Бразилии, Германии, Греции, Израиля, Ирана, Испании, Италии, Китая, Сербии, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии…
Выступления участников и состоявшаяся на конференции дискуссия на тему «Творчество Маяковского в зарубежном мире: проблемы рецепции, перевода, изучения» подтвердили тот факт, что сегодня, в XXI веке, именно Маяковский является наиболее известным, наиболее переводимым, наиболее востребованным русским поэтом во всём мире. И востребован Маяковский не только как поэт, но и как художник, как драматург, как публицист, как агитатор-горлан.
Да, Владимир Маяковский был не только поэтом, но и драматургом, художником, сценаристом, актёром, теоретиком искусства, литературным критиком, журналистом. Неудивительно, что его творчество, требующее комплексного изучения, привлекало и привлекает внимание учёных разных специальностей. И на конференции в ИМЛИ, наряду с голосами литературоведов, историков литературы, звучали голоса театроведов, музыковедов, искусствоведов, киноведов. Многогранное творчество Владимира Маяковского является неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, находится в центре внимания исследователей разных специальностей как в России, так и за рубежами её.
В своё время, ещё во второй половине XX века, известный учёный, профессор Пекинского университета Цао Цзинхуа, составитель трёхтомника «История русско-советской литературы», отмечал: «Влияние Маяковского на китайскую общественность, как и на революционную литературу во всём мире и на революционное движение, превзошло влияние любого поэта любой страны в мировой истории».
А по словам докладчика из Китая на прошедшей в ИМЛИ конференции, особой популярностью пользуются там ныне такие сатирические стихи Маяковского, как «Столп», «Сплетник», «Подлиза», «Общее руководство для начинающих подхалим», «Прозаседавшиеся». Подобные произведения нашего поэта помогают бороться с коррупционерами, взяточниками и прочими замаскированными врагами общества. Как известно, в Китае (в отличие от нынешней России) такие деятели подвергаются очень серьёзным наказаниям.
Высоко ценили Ленин, Сталин, Цветаева…
Горячо восприняв революционные свершения 1917 года («... днесь / небывалой сбывается былью / социалистов великая ересь!»), Маяковский в то же время вполне здраво оценивал публичных деятелей того времени. Особенно забюрокраченных государственных чиновников, демагогов, приспособленцев, громкими и «правильными» фразами прикрывавших собственное ничтожество и бездеятельность. Уже в 1922 году он публикует резко сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», появившееся 5 марта в газете «Известия»:
Чуть ночь превратится
в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ
в учрежденья.
<…>
Снова взбираюсь,
глядя на ночь,
на верхний этаж
семиэтажного дома.
«Пришёл товарищ
Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
<…>
С волненья не уснёшь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет
ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения
всех заседаний!»
А 6 марта 1922 года В.И. Ленин, выступая на Съезде металлистов с речью «О международном и внутреннем положении Советской республики», среди прочего, сказал:
«Вчера я случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своём стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они всё заседают и перезаседают. Не знаю, как насчёт поэзии, а насчёт политики ручаюсь, что это совершенно правильно. <…> Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печём с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит проверки…»
Оценивая этот эпизод в истории русской литературы, нельзя не отметить следующее. Фактически Маяковский оказался вообще единственным (!) советским писателем и поэтом, о творчестве которого В.И. Ленин, глава государства, высказался публично, печатно. Известны ленинские высказывания о русских писателях-классиках XIX века, о «старших» писателях-народниках, о баснях Демьяна Бедного времён его сотрудничества в дореволюционной большевистской «Правде», упоминания о М. Горьком, лично встречавшемся и переписывавшемся с Лениным. Наконец, была политическая оценка сборника памфлетов Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Но место Маяковского в этом ряду стало особенным. Он по-своему ознаменовал роль поэта в социалистическом строительстве.
Так что вполне справедливая фраза И.В. Сталина о том, что «Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» (1935), кроме прочего, является своего рода развитием мысли В.И. Ленина применительно к политической и культурной ситуации 1930-х годов.
Но эта сталинская оценка творчества Маяковского в годы «катастройки», в период новой волны оголтелого антисоветизма, рьяного «либерально-демократического» развенчания «культа личности Сталина» стала одним из стимулов для сбрасывания великого поэта с пьедестала.
Между тем Марина Цветаева ещё в 1932 году, живя в Париже, но глубоко переживая трагическую гибель Маяковского, писала: «Во-первых, когда мы говорим о поэте — дай нам Бог помнить о веке. Второе и обратное: говоря о данном поэте, Маяковском, придётся помнить не только о веке, нам непрестанно придётся помнить на век вперёд. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придётся не назад, а вперёд. <…> Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго ещё нас будет ждать». Мысль, в чём-то глубинно перекликающаяся с оценкой И.В. Сталина...
И — вопрос к нам, внукам и правнукам поколения М. Цветаевой, «уважаемым товарищам потомкам», к которым «во весь голос» обращался поэт: встретились ли мы с Маяковским, слышим ли мы его широко и по-настоящему?
Что читают и кого цитируют нынешние власти предержащие
Владимир Путин, говоря о своих литературных предпочтениях, называл некоторых русских классиков, цитировал Лермонтова, Есенина, Карамзина, Ивана Ильина, Николая Бердяева... Однако трудно сказать, что тут от самого выступающего, а что от «спичрайтеров». Точный факт следующий: ещё в 2014 году президент подписал указ о праздновании в 2018 году 100-летия со дня рождения Солженицына...
Дмитрий Медведев в каких-либо явных литературных пристрастиях не отметился. Но вот стало известно, что он вдруг решил почтить своим присутствием некую конференцию, посвящённую 100-летию того же Солженицына, организованную в Доме Пашкова (РГБ — Российская государственная библиотека)...
Недавно министр культуры В. Мединский признался, что его «давно нервирует» увлечение российской молодёжи рэпом. А потом о рэпе положительно отозвались какие-то начальники в администрации президента и даже глава Службы внешней разведки С. Нарышкин. После этого министр культуры быстро изменил своё мнение. Рассказал, что он сообщил сыну: дескать, «первым рэпером был Маяковский». Сын поделился этим мнением с одноклассниками, что вызвало у них живое обсуждение. Дискуссия о русском рэпе, в частности, состоялась на 15-м заседании клуба «Валдай», проходившем в Сочи, где звучали строки российских «хип-хоп исполнителей». Затем говорили об этом в Госдуме и т.д. В итоге молодёжь «согласилась» с высказыванием о Маяковском как о рэпере.
И вот уже телеведущий канала «Россия» Д. Киселёв поддержал российский рэп, тоже отметив, что предтечей рэперов в отечественной культуре был… Владимир Маяковский. «Образы Маяковского, рифмы и ритм — на зависть современным рэперам», — сказал Киселёв, прочитав отрывок из поэмы Маяковского «Хорошо».
Ну надо же, какие неожиданно объявились «почитатели» великого революционного поэта в теперешней России!
Однако для большего понимания следует, наверное, вот что сообщить. В мае 2018 года прилетел в Москву известный американский актёр, кинорежиссёр, музыкант, сценарист и продюсер Джонни Депп. Прилетел всего на два дня, для выступления известной рок-группы. Утро в Москве он провёл, посетив Музей-квартиру В.В. Маяковского на Красной Пресне. Побывал также на Красной площади, осмотрел Мавзолей В.И. Ленина. А в Музее Маяковского провёл около часа и оставил запись: «Я сражён вашим гостеприимством и близостью к гению Маяковского. С уважением Джонни Депп». Он сказал: «Я прочитал очень много его стихов. Когда я стал читать его стихи, то влюбился. В его страсть, драматизм, драйв и невероятную силу…»
Ох, не отсюда ли проистекают неожиданные «прозрения» наших «культурных» деятелей?.. Что ж, по-прежнему нет пророков в Отечестве своём.
Ещё о Ленине, патриотизме и о Красной площади
За интернационализмом Маяковского, его «всемирностью» не всегда замечается глубоко национальная сущность поэта, его истинный, а не показной патриотизм, его «русскость» в самом высоком смысле.
Начинается земля,
как известно, от Кремля.
* * *
Когда ж переходят
к научной теме,
им
рамки русского
узки,
с Тифлисской
Казанская академия
переписывается
по-французски».
* * *
Да будь я
и негром преклонных
годов,
и то
без унынья и лени
я русский бы выучил
только за то,
что им
разговаривал Ленин.
7 ноября 2018 года на Красной площади состоялся парад в честь исторического парада 1941 года, который, несмотря на тревожную обстановку на фронтах Великой Отечественной войны, стоя на трибуне Мавзолея В.И. Ленина, принимал И.В. Сталин. И в этот праздничный день 2018 года мы, к счастью, увидели открытый, а не стыдливо задрапированный, как это бывает 9 Мая, ленинский Мавзолей. Правда, ни слова не прозвучало о том, чему посвящён был тот исторический парад: 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции! Как обычно, ни Путин, ни Медведев не отметили это уже традиционное столичное мероприятие своим присутствием, опять поручив обозначить дату мэру Москвы Собянину.
Оно и понятно. Разве мог бы В. Путин обратиться к Ленину так, как это сделал Маяковский в 1929 году:
«Товарищ Ленин,
я вам докладываю
не по службе,
а по душе.
Товарищ Ленин,
работа адовая
будет
сделана
и делается уже.
<...>
Многие
без вас
отбились от рук.
Очень много
разных мерзавцев
ходят
по нашей земле
и вокруг.
Нету
им ни числа,
ни клички,
целая
лента типов
тянется.
Кулаки и волокитчики,
подхалимы,
сектанты
и пьяницы, —
ходят,
гордо
выпятив груди,
в ручках сплошь
и в значках нагрудных.
Мы их
всех,
конешно, скрутим,
но всех
скрутить
ужасно трудно...»
Очень уж живуча оказалась порода всяческих перерожденцев!
Перенесёмся, однако, в другую часть света — в Бразилию.
В 2016 году на фоне экономического кризиса и серьёзных недостатков в подготовке Олимпиады в Рио-де-Жанейро правым силам Бразилии удалось путём импичмента сместить законного президента страны Дилму Руссефф. Уходя с поста президента, она выступила перед своими сподвижниками и в заключение сказала:
— Я хочу завершить свою речь отрывком из прекрасного произведения русского поэта Маяковского: «Нам не с чего радоваться, но нечего грустить. Бурна вода истории…»
Окончательно отправили Руссефф в отставку 31 августа 2016 года. Обязанности главы государства стал исполнять ставленник правых сил Мишел Темер. Между тем у меня вопрос к читателям: а помните ли вы стихотворение Маяковского «Ну, что ж!» (1927), строки которого процитировала Дилма Руссефф?
Произведение это небольшое, но, как оказалось, чрезвычайно актуальное и для сегодняшних дней:
Раскрыл я
с тихим шорохом
глаза страниц…
И потянуло
порохом
от всех границ.
Не вновь,
которым з`а двадцать,
в грозе расти.
Нам не с чего
радоваться,
но нечего
грустить.
Бурна вода истории.
Угрозы
и войну
мы взрежем
на просторе,
как режет
киль волну.
P.S. Этим обращением Маяковского хотелось завершить статью. Но — «бурна вода истории...». По сообщениям прессы, на Балтийском заводе получил повреждение из-за ЧП готовый к вступлению в строй действующих ледокол «Виктор Черномырдин» (!). Не есть ли это некий «перст судьбы»? На флоте говорят: как назовёшь судно, такова и будет его судьба. Имя же этого подельника Ельцина, Горбачёва и прочих известных перерожденцев — явно не лучший выбор. Думаю, Родине моей, если бы она действительно стремилась к прорыву в будущее, гораздо больше к лицу было бы для мощного ледокола гордое имя «Владимир Маяковский».
11 января
— 170 лет со дня рождения А.Н. Померанцева (1849—1918) — русского архитектора. Наиболее известно его здание Верхних торговых рядов на Красной площади, ныне — Государственный универсальный магазин (ГУМ) в Москве.
Объявленный Дональдом Трампом вывод войск не остановит американское вмешательство в дела Сирии. Пойдя на ряд уступок Турции, Вашингтон продолжает агрессивную ближневосточную политику – теперь в более тесном сотрудничестве с Анкарой.