Недавно я прочитала в 3-м и 4-м номерах журнала «Наш современник» за 2019 год довольно необычный роман Андрея Тимофеева «Пробуждение».
Узнала о нём из отзыва правдиста Виктора Кожемяко «О трудном пробуждении молодых среди смуты», который был напечатан в номере газеты за 6—9 сентября.
В чём же необычность этого произведения молодого автора? Уже хотя бы в том, что в центре его — представители достойной части современной молодёжи. Ведь как сейчас прозаики пишут о молодых? Обычно в связи с какой-либо наркоманией, криминалом, компьютерной зависимостью и прочими пороками. У Тимофеева — иное.
И ТУТ СНОВА удивляешься, потому что юноши и девушки из романа очень увлечены коммунистическими идеями. А в прозе не найдёшь сейчас образов нынешних коммунистов, тем более — юных. Мне кажется, роман поднимает очень важные вопросы. Что делать молодым, когда пробуждается гражданское сознание? Как не попасть им в ловушку политических кукловодов, использующих искренние намерения юных в своих целях?
Но всё же не хочется спешить, называя молодых персонажей романа коммунистами. До высокого звания коммуниста им ещё надо дорасти. А пока мы видим главных героев-москвичей причастными не к КПРФ, а к какому-то общественному движению «Суть» — с собраниями молодёжной ячейки, пафосными речами, с пикетами и коллективным обучением в так называемой школе высших смыслов. Да, направленность коммунистическая тут в чём-то просматривается. Но ведь разные сейчас движения появляются под красными знамёнами. Попробуй иногда разберись поглубже, в чём между ними разница и чья позиция тебе по-настоящему близка! Как разобраться? У меня самой нет подобного опыта, но мне нравится, как в этом плане ведёт себя главный герой романа — Володя Молчанов. Он размышляет и анализирует. Думающего человека труднее обмануть.
От лица Володи, который работает в рекламном отделе фирмы после окончания московского вуза, и ведётся рассказ. Начало повествования приходится на весну 2014 года — тревожное время и референдума о статусе Крыма, и начала войны в Донбассе. Видимо, Молчанов и раньше не был равнодушен к событиям общественно-политической жизни, но на собрание «Сути» по большому счёту попал случайно. Постепенно заинтересовался, помогал в проведении пикетов и в сборе гуманитарной помощи борющемуся Донбассу.
Однако что-то останавливало его от вступления в ячейку. Что? Некая фальшь, исходящая от «Сути». Там вроде бы коммунисты, но какие-то другие… И Володя прав, что в итоге уходит. Не твоё — уходи. А желание настоящего дела остаётся и толкает парня на поступок благородный, но импульсивный: немедленно закупить инсулин для луганских диабетиков и одному уехать автобусом из Москвы в объятый войной Донбасс. Уехать, не зная даже, какой именно нужен инсулин, у кого и где остановиться…
Молчанов и сам в растерянности от спонтанного решения, но всё же садится в автобус. Один в поле — тоже воин! Впереди Володю ждёт неизвестность. На этой неопределённой ноте роман заканчивается, и, по-моему, явно просится его продолжение. Найдёт ли главный герой своё место в борьбе за справедливость?
Напомню: события романа происходят в современной Москве. Тот путь, каким добирался Володя Молчанов до места собраний «Сути» на северо-западе столицы, автором довольно ярко обрисован и, наверное, выдуман. Но я поразилась, потому что описание совпало с абсолютно реальным местом.
Да, будучи в Москве, я шла от станции метро «Войковская» к району Коптево, миновала арку во двор и детскую площадку. Только Молчанов шёл к нынешним молодёжным активистам, а я — к дому, где когда-то жили советские герои-комсомольцы Зоя и Александр Космодемьянские. Во дворе с многоэтажками о них напоминает обелиск. Останься брат с сестрой в живых, они, наверное, вступили бы в КПСС, а теперь — в КПРФ. Я пишу об этом, чтобы провести параллель: как молодые становились коммунистами в советскую эпоху и как сейчас.
В СССР действовала преемственность в воспитании юных граждан: октябрятская организация — пионерия — комсомол. Совершеннолетние при желании вступали в КПСС. С развалом Советского Союза эту цепочку уничтожили, но организации стали возрождаться. Читая роман, я предполагала, что начинающие коммунисты где-то упомянут возродившийся комсомол. Ведь в ячейке «Сути» мы видим людей комсомольского возраста. Почему же они там, а не в ЛКСМ РФ?
Вообще, кроме «Сути», о других партиях и организациях в романе ничего не сказано. В итоге интересная работа Андрея Тимофеева оставила у меня всё-таки тяжеловатое впечатление. Честно говоря, к концу произведения ждала я большего луча надежды.
В советское время будущих коммунистов воспитывали на высоких, сильных образах ратных героев и передовиков труда, использовали великую мощь положительного примера. Но где в современной литературе яркие, запоминающиеся положительные образы? Их очень не хватает! А они помогли бы пробудить и развить гражданственность молодых, стремление с юных лет бороться за утверждение справедливого общества.
1 октября
— 70 лет со дня провозглашения Китайской Народной Республики. День образования КНР — национальный праздник.
— 95 лет назад открылся Московский театр сатиры.
Это роман о молодых, ищущих своё место в борьбе за справедливость (начало разговора в «Правде» №98 и 104)
Всего лишь Порыв
С интересом прочитал статью Виктора Кожемяко «О трудном пробуждении молодых среди смуты» («Правда», 6—9 сентября 2019 г.). Во многом согласен с автором. Действительно, о молодых в художественной литературе ныне пишут редко.Американская блокада сегодня приводит к огромным финансовым потерям в биофармацевтической промышленности Кубы — одной из стратегических отраслей экономики.
САМЫЙ последний доклад, представленный властями республики о блокаде США, свидетельствует, что Центр генной инженерии и биотехнологии прекратил получать доходы, поскольку не может экспортировать в США лекарство Heberprot-P — единственный в своём роде препарат для лечения диабетической язвы стопы. Если бы всего лишь пять процентов американских пациентов с этим заболеванием использовали его, стоимость экспорта в прошлом году, согласно докладу, достигла бы 103 млн долларов.
ВОЗМУЩЁННЫЕ условиями оплаты труда и отсутствием крайне необходимого оборудования, тем более в условиях новой вспышки Эболы, свыше 11 тысяч медицинских работников в Либерии начали общенациональную забастовку. По заявлению руководителя ассоциации работников сферы здравоохранения Джорджа Уильямса, люди доведены до отчаяния, ведь некоторым медработникам не выдавали зарплату в течение полугода. Он добавил, что в ряде больниц нет основных лекарственных препаратов, лабораторного оборудования, даже одноразовых перчаток.