«Кладбище миллиардов»

«Кладбище миллиардов»

№106 (31038) 6—9 ноября 2020 года
6 полоса
Автор: Пётр ПАРХИТЬКО.

Как выясняется, не только Россия славится своими «долгостроями», такими, например, как футбольный стадион к чемпионату мира — 2018 в Санкт-Петербурге. Не менее масштабным и затянувшимся на долгие годы строительством «отличилась» и Германия, для которой обычно свойственны точность, дисциплина и педантичность в решении любых вопросов. Тем не менее и там строительство (в данном случае — нового берлинского международного аэропорта, окончание которого планировалось всего через пять лет после начала) затянулось почти на целых 15 лет.

В ИТОГЕ новый международный аэропорт Берлин-Бранденбург (сокращённо — BER) открылся в первый день ноября 2020 года. Его строительство, начатое ещё в 2006 году, стало одним из самых крупных скандалов в истории подобных проектов в немецкой столице, констатирует «Дойче велле». 

Аэропорт BER имени Вилли Брандта, бывшего канцлера ФРГ, открылся наконец после многократных переносов этой даты. Изначально планировалось, что аэропорт сдадут в эксплуатацию в октябре 2011 года. Но из-за различных технических и строительных недостатков, особенно в сфере пожарной безопасности, даты открытия BER отменяли и переносили в общей сложности целых шесть раз.

Так, например, в ходе инвентаризации объекта в 2013 году было выявлено около 120 тысяч (!) дефектов, в том числе серьёзных: к примеру, неработающая система противопожарной защиты, тысячи автоматических дверей без подключения к электросети и провисающие потолки парковок. Ещё одной проблемой с точки зрения безопасности стало большое число беспорядочно проложенных кабелей. Кроме того, эскалаторы, ведущие от терминала вылета к подземному вокзалу, оказались слишком короткими.

Чтобы устранить изъяны, архитекторам, инженерам, техническим специалистам и строителям потребовалось восемь лет. В итоге строительная смета выросла с 2 млрд до 7 млрд евро. Помимо этого, выяснилось, что проектировщики аэропорта ошиблись в расчётах и он будет слишком мал. Поэтому было принято решение о дальнейшем расширении, которое должно закончиться к 2030 году и потребует дополнительных затрат почти в 3 млрд евро.

Как же в такой высокотехнологичной стране, как Германия, мог возникнуть столь крупный и проблемный долгострой? Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, в итоговом отчёте которого говорится о «коллективной утрате чувства реальности». Специалисты пришли к выводу, что к такой ситуации привели ошибки на всех уровнях, но прежде всего недостаток опыта и слишком сильное давление политиков: новый берлинский аэропорт BER должен был стать объектом престижа, главными воздушными воротами немецкой столицы.

Но проблемы обозначились с самого начала. К моменту старта строительных работ план нового аэропорта уже был согласован. Однако компания, отвечающая за его возведение, продолжала высказывать всё новые пожелания, которые архитекторы и инженеры должны были воплощать в жизнь в процессе строительства. Так, было решено дополнительно построить антресольные этажи, пассажирские трапы, торговые площадки и зоны общественного питания. Поскольку правила безопасности ЕС постоянно меняются, план аэропорта пришлось полностью переделать. В результате строительство объекта стало отставать от графика ещё в 2009 году. В 2010 году обанкротилось ведущее инженерное бюро, отвечавшее за техническое оснащение здания. Открытие BER, запланированное на 2011 год, в итоге отложили, но лишь на восемь месяцев.

Позже бывший главный архитектор аэропорта Майнхард фон Геркан описал эти события в своей книге «Blackbox BER» («Чёрный ящик BER»). Он утверждает, что новая дата введения аэропорта в эксплуатацию была назначена «в соответствии с политическим календарём», несмотря на слишком короткие сроки и возражения компании, строившей объект. Кроме того, фон Геркан указывает в своей книге и на многочисленные фальсификации, связанные с ходом строительства. Он, в частности, пишет, что компания-оператор аэропорта пыталась скрыть трудности от наблюдательного совета стройки во главе с тогдашним обер-бургомистром Берлина Клаусом Воверайтом. С декабря 2011 по март 2012 года отчёты о ходе строительства откровенно приукрашивались, отмечает «Дойче велле» со ссылкой на утверждения архитектора.

«Наши красные предупреждающие стрелки, указывающие на то, что назначенные сроки не могут быть соблюдены, заменяли на жёлтые, сигнализирующие о том, что в срок можно уложиться, если приложить много усилий», — рассказывает фон Геркан в своей книге.

И политики охотно в это верили. Когда в аэропорту проводили проверки, строители заранее возводили на проблемных участках стены из гипсокартона, чтобы никто не увидел, как дела обстоят на самом деле. Но за четыре недели до запланированного открытия BER скрывать истинное положение вещей стало невозможно. Из-за неработающей системы противопожарной защиты в мае 2012 года аэропорт не получил лицензию на эксплуатацию.

Политики отреагировали на катастрофу чередой обвинений и увольнений. Фон Геркан и его команда тоже были вынуждены уйти. Впоследствии это решение признали ошибочным: специалистам, пришедшим на их место, не хватало знаний о том, что, где и как было построено раньше.

Любопытным выглядит в связи с этим и ещё одно сравнение с нашими российскими «строительными» реалиями: никто так и не был привлечён к ответственности за все эти скандальные действия. Политики, принимавшие решения, давно покинули свои посты. Воверайт добровольно ушёл в отставку с поста мэра Берлина в 2014 году — после очередного переноса срока открытия BER. Этот аэропорт журналисты прозвали «кладбищем миллиардов» (ещё одна аналогия с питерским стадионом). Но при этом все руководившие реализацией проекта BER чиновники и бизнесмены дружно избежали судебного преследования. Более того, один из двух директоров компании-оператора, уволенных в 2012 году, даже сумел востребовать через суд компенсацию за потерю доходов в размере 1,4 млн евро…

Вот вам и Германия с её дисциплиной и ответственностью!

Просмотров: 1024

Другие статьи номера

Шагает по городу Ленин
По журналистским делам побывал во всех союзных республиках СССР, в городах и весях видел много памятников Ленину. Чаще всего — на высоких пьедесталах. А 7 октября 2011 года впервые приехал в подмосковный город Щёлково и вижу: идёт по городу Ильич.
Придать экономике «синее ускорение»
Сегодня, когда мир составляет планы восстановления экономики, Группа высокого уровня по вопросам устойчивой экономики океанов (кратко — Группа океанов) заявляет, что именно гигантскому водному пространству предстоит сыграть в этом восстановлении ключевую роль.
Как закалялась сталь. Вчера и сегодня

Продолжаем разговор о советских людях и нынешнем времени

Внучка пришла ко мне с сияющими глазами. Чувствовалось, что она хочет сказать деду что-то приятное.

— Я прочитала «Как закалялась сталь». Книга мне очень понравилась. Какой замечательный Павка Корчагин!

Были лучина и свеча, теперь же «лампа Ильича»
Ровно сто лет минуло с того сумрачного ноябрьского дня, когда по селу Ярополец, что вблизи Волоколамска, вихрем пронеслась радостная весть: в гости к яропольчанам пожаловал сам Владимир Ильич Ленин. Да не один — вместе с супругой Надеждой Константиновной Крупской.
Цветок партизану
Пока по Восточной Европе катится волна десоветизации, в маленьком итальянском городке Кальдьеро в окрестностях Вероны открыли памятник советскому партизану Владимиру Тулиско, погибшему в перестрелке с отступавшими нацистами в апреле 1945 года. Монумент установили на центральной площади рядом со знаковой для местных жителей скульптурой, посвящённой павшим во Второй мировой войне.
Тупик двух зол
Какими бы ни были окончательные итоги выборов в США, они сохранят власть крупного капитала. Страну ждут обострение противоречий и новые витки порочного круга, разорвать который может только победа трудящихся.
Да здравствует мыло душистое!
«ПО ДАННЫМ исследования, опубликованного японскими учёными в октябре в журнале Clinical Infectious Diseases, обнаружилось: коронавирус сохраняет свою активность на коже в течение 9 часов, что подтверждает необходимость частого мытья рук для борьбы с пандемией коронавируса. Для сравнения: возбудитель заболевания, который вызывает грипп, выживает на коже примерно 1,8 часа», — пишет французская газета «Фигаро».
Сообщает Синьхуа

На днях в столовой экспериментальной средней школы при образовательном комплексе района Миньхан в Шанхае ввели в эксплуатацию оборудование на базе искусственного интеллекта для приготовления пищи. Роботизированные «повара» способны готовить до тысячи порций за полтора часа.

Правительственное фиаско
В течение нескольких недель французское правительство усиливало санитарные меры, но так и не смогло остановить эпидемию. Столкнувшись с новой вспышкой коронавируса, президент страны Эмманюэль Макрон принял решение о повторном введении режима полной социальной изоляции.
Учёные США — за сотрудничество с Кубой
ВЛАСТИ американского города Кембридж (штат Массачусетс) приняли документ, предполагающий сотрудничество с Кубой в области медицины для совместной борьбы с пандемией COVID-19.
Все статьи номера