Продолжаем разговор о советских людях и нынешнем времени
Внучка пришла ко мне с сияющими глазами. Чувствовалось, что она хочет сказать деду что-то приятное.
— Я прочитала «Как закалялась сталь». Книга мне очень понравилась. Какой замечательный Павка Корчагин!
Это был настоящий подарок деду. Семиклассница София прочитала много книг. Но роман Николая Островского! Это была для меня большая и радостная неожиданность, тем более что многих любимых книг советских писателей нет теперь в школьной программе.
Я ПОЗВОНИЛ в мой родной Нижний Новгород, в Центральную детскую библиотеку имени Горького. В канун Великой Отечественной войны меня, шестилетнего мальчика, привёл сюда отец. Здесь я позже прочитал роман Островского, и вот мне хотелось узнать, читают ли сегодня ребята произведения этого писателя.
— Книги Островского у нас, конечно, есть, — отвечала мне заведующая библиотекой, — но их нет в школьной программе. Поэтому и спрашивают эти книги ребята не часто. Читают те, кто услышал о них от родителей, друзей.
А я вспомнил, как в годы Великой Отечественной войны мой отец незадолго до своей гибели в письме с фронта посоветовал: «Возьми в нашей библиотеке «Как закалялась сталь». Тебе уже пора прочесть эту замечательную книгу».
Наша библиотека — это как раз библиотека имени Горького. Она находилась тогда по соседству с домом моего детства, во флигеле двора, где родился великий писатель. Порог этой библиотеки я впервые переступил в далёком 1940 году. И с тех пор являюсь её читателем. Приезжая в родной город, я обязательно прихожу сюда, встречаюсь с библиотекарями, юными читателями, рассказываю ребятам, как любили мы посещать библиотеку в советское время, что читали, с какими интересными людьми здесь устраивались встречи.
«Если я только для себя, зачем же я?» Эти слова Горького можно было прочесть при входе в библиотеку. Они перекликаются со словами из беседы политического обозревателя «Правды» Виктора Кожемяко с рабочим Олегом Прудниковым: «Если не я, то кто же?»
Действительно, если не я, то кто же? Потому, наверное, наши отцы ехали строить Магнитку, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре. Потому они шли добровольцами на фронт в 1941 году, а мы уже в начальной школе становились тимуровцами, посещали раненых в госпиталях, работали в полях и на заводах рядом со взрослыми.
Наши отцы победили фашистскую Германию, изгнали ненавистного врага, освободили страны Европы. Нас, советских людей, повсюду брали в пример. На всю жизнь запомнил я рассказы вернувшихся с фронта моих близких, как их, освободителей, засыпали цветами на улицах Варшавы и Праги благодарные поляки и чехи. Благодарность советским людям была поистине безгранична!
В ГОДЫ моей журналистской работы корреспондентом «Правды» в Болгарии меня пригласили однажды на литературно-музыкальный вечер в Софийский университет. Вечер был посвящён советской литературе. Не только студенты-филологи, но и ребята с других, негуманитарных факультетов приняли участие в этом вечере. Самые восторженные слова прозвучали в адрес Николая Островского. Студенты говорили, что «Как закалялась сталь» они прочитали ещё в школьные годы и Павка Корчагин стал для них одним из самых любимых героев, символом советского человека. На вечере звучали и советские песни.
Мне, горьковчанину, было особенно приятно услышать на болгарском языке «Сормовскую лирическую» композитора Мокроусова. И, что удивительно, эту популярную песню я через несколько лет услышал уже в Корейской Народно-Демократической Республике на корейском языке, когда находился в журналистской командировке в КНДР. Женщина, председатель корейского колхоза — побратима колхоза в Горьковской области, вернулась из поездки на берега Волги к своим побратимам с этой полюбившейся ей песней:
На далёком Востоке в чужой стороне
Пела песнь кореянка на своём языке.
Но мелодия эта взволновала до слёз!
Кто же волжскую песню до Кореи донёс?
Напевала про зорьки
Над слияньем двух рек,
Где под городом Горьким
Жил простой человек.
Шёл к любимой он рано,
Шёл в назначенный срок.
И о нём близ Пхеньяна
Спела песню Ли Ок.
Так написал я, взволнованный той встречей.
Советские книги и песни шагнули через границы. Их герои стали любимыми героями многих на планете.
Ну а что же сегодня? «Во главу жизни поставлена нажива. На душу, на совесть наплевать... А коммунизм звал к радостям взаимопонимания и созидания, в мир творчества, гуманизма». Так говорил народный артист России Юрий Назаров в недавней беседе с Виктором Кожемяко. Согласен полностью!
Но вернёмся к беседе с рабочим Олегом Прудниковым. В ней есть такие слова: «Именно под Красным флагом видится не только наше героическое прошлое, но и подлинно счастливое будущее». Присоединяюсь к этому утверждению.
И артист, и рабочий — истинно советские люди! — единодушны при оценке жизни в Советской стране. И у меня крепнет надежда на счастливое будущее моих внуков, когда я слышу, как декламируют они стихи деда из поэтического сборника «Огонёк»:
Бурлили улицы людским
потоком
И флаги полоскались на ветру,
От Балтики до Дальнего Востока
Колонны выходили поутру.
И мы гордились,
что под Красным флагом
Всей школой в этот день идём,
Со взрослыми шагаем рядом
И песни Революции поём.
ЧУВСТВО истинного патриотизма, вера в лучшее будущее своей Родины, правда о социализме и коммунизме не приходят сами собой. Нельзя забывать, что сегодня мы живём в капиталистической стране и молодые люди незнакомы со светлой советской действительностью. Они выросли во мраке обмана, наживы и бездуховности. Контрреволюционный переворот 1991 года и развал СССР не могли не повлиять и на молодёжь других стран, ничего не знающую о Советском Союзе, о советских людях, о героике и романтике, о сущности социализма. Тем более важно донести до неё подвиг советских людей, строивших самое справедливое общество.
И хочется верить, что пример советского человека поможет нашим потомкам выбраться из той трясины, в которую завели нашу Родину властолюбивые эгоисты, лжецы и перевёртыши. Святой наш долг — донести до молодых людей идеи равенства и социальной справедливости, чувство товарищества, героику и романтику тех лет. Хочется верить, что с эстафетой памяти мы передадим будущим поколениям всё светлое, чем жили и чему радовались в великой Советской стране.
На днях в столовой экспериментальной средней школы при образовательном комплексе района Миньхан в Шанхае ввели в эксплуатацию оборудование на базе искусственного интеллекта для приготовления пищи. Роботизированные «повара» способны готовить до тысячи порций за полтора часа.