Героика бегства

№100 (30887) 12 сентября 2019 года
4 полоса
Автор: Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ, заместитель главного редактора журнала «Историк».

ДЛЯ БРИТАНЦЕВ эвакуация из окружённого гитлеровцами французского порта Дюнкерк стала самым важным событием не только 1940 года, но и всей Второй мировой. Отступление после жестоких поражений в восприятии современных англичан превратилось в героическую эпопею.

Тогда, в 1940 году, трагедия Дюнкерка воспринималась как знак беды, как предвестие национальной катастрофы. Британцы, которым несколько веков не приходилось вести оборонительные войны на собственном острове, ощутили себя уязвимыми перед завоевателем: многим казалось, что оккупация старой доброй Англии неминуема. Пропаганда старалась представить отступление почётным. Из поражения извлекли уроки, оно заставило армию и экономику мобилизоваться. Но только с годами, когда опасность германского вторжения окончательно миновала, Дюнкерк стали трактовать чуть ли не как победу. В XXI веке англичане убеждены, что именно «чудо Дюнкерка» не позволило Гитлеру реализовать свои планы в Европе.

Разобраться в этом феномене помогает фильм английского режиссёра Кристофера Нолана «Дюнкерк». Этот блокбастер 2017 года снискал огромный успех и у публики, и у критики во многом потому, что его авторам удалось перенести на экран массовые представления британцев о событиях Второй мировой войны, да и вообще «о доблестях, о подвигах, о славе». Он с точностью воспроизвёл сложившиеся стереотипы. Фильм получился эффектный — с натуралистичными сценами бомбёжек, с героями, которым сочувствуешь. Солидный бюджет, восемь номинаций на «Оскара», громкий прокат по всему миру…

Британский миф о войне

Сам факт появления блокбастера о героях Дюнкерка — лучшее свидетельство того, что именно этот эпизод Второй мировой войны стал ключевым для современного британского мифа об истории ХХ века. По таким фильмам Европа и судит о своём прошлом.

Для нынешнего кинозрителя первая ассоциация с понятием «война» — компьютерная игра. И «Дюнкерк» напоминает классическую «стрелялку», в которой зритель путешествует по лабиринтам войны, мысленно преодолевая препятствия.

XXI век изменил систему ценностей европейцев, отношение к подвигу и героизму. Вместо эпохи 300 спартанцев, которые ценой гибели остановили наступление завоевателей, настало время 300 тысяч спасшихся солдат и офицеров Дюнкерка — англичан, французов, бельгийцев. Они не стояли насмерть. Они просто эвакуировались — и это трактуется как подвиг. Конечно, это была не увеселительная морская прогулка, а опасный рейс под налётами люфтваффе. Но почему именно беглецы из Дюнкерка так важны для современных британцев, ведь в истории Англии было немало «нормальных героев», которые не шли «в обход» опасности?

Ключевое содержание дюнкеркской героики в глазах нынешних европейцев — желание скрыться от противоестественных ужасов войны, от немецких бомбёжек и танковых ударов. Оказывается, главный подвиг солдата — спастись. Любой ценой. Бессилие перед жестоким врагом и ожидание чудесного спасения, как в фантастической киноленте, — это тоже часть современного западного восприятия большой войны.

Какие ценности защищают герои «Дюнкерка»? Подчёркивается, что они принадлежат к европейской общности. А кто им противостоит? Некая инфернальная сила, бессмысленная и беспощадная, всё сметающая на своём пути. Наваждение, кошмарный сон. Благо, компьютерная графика позволяет воссоздать на экране самые душераздирающие картины. Из соображений «политкорректности» в фильме не упоминается национальная принадлежность врагов. «Немцы», «гитлеровцы» — эти понятия остаются за скобками. Они присутствуют как анонимные стихийные «силы зла».

Они не стреляют

В фильме есть серьёзные отступления от исторической правды. Мы не видим ни французских, ни британских солдат в бою. Они не стреляют. Складывается впечатление, что прижатые к проливу Па-де-Кале войска только грустили и паниковали, пока стояли в прибрежных дюнах под огнём врага в длинных очередях, дожидаясь прибытия предназначенных для них спасательных средств.

На самом деле Дюнкерк всё-таки держал оборону, но это не вписывается в современную концепцию подвига. Сказались то ли пацифизм, то ли неприятие контактных сражений. В XXI веке Европа привыкла воевать у компьютера, с неизменным утренним кофе. Это война, в которой главным фактором стало техническое превосходство и можно бомбить противника, оставаясь неуязвимым. Почти 80 лет назад всё было иначе. Но авторы фильма смотрят на прошлое из сегодняшнего дня — и быт тогдашних артиллеристов и пехотинцев показался им слишком неприглядным, чтобы рисовать его без купюр. Какие уж тут атаки, когда главное — эвакуироваться, перенестись на землю обетованную, подальше от взрывов…

В фильме напрочь улетучился дух воинской дисциплины. Герои «Дюнкерка» — офицеры и солдаты — больше похожи на дезертиров. Огромное скопление бессильных молодых людей в военной форме — зрелище печальное. Идея самопожертвования ради победы почти отсутствует. Разве что сэр Уинстон Черчилль осторожно намекает, что одними эвакуациями войны не выигрываются. Но кульминация фильма — это спасение, бегство в зону комфорта. И спасшихся солдат в Британии чествуют как героев. Их — никого не победивших, но уцелевших. Они оставили немцам артиллерию, машины, танки — львиную долю всего арсенала армии. Весь пляж был завален брошенными винтовками, мотоциклами, автомобилями… Наверное, сожалеть о потерянной технике — дурной тон, человеческая жизнь важнее «железок». Но сколько жизней может спасти танковая бригада? Таких вопросов современный западный обыватель, видимо, сознательно избегает.

Два взгляда на войну

Приоритет человеческой жизни — это красиво и благородно. Но во все времена главными героями войн были павшие «за други своя». У сегодняшнего британского массового зрителя даже не возникает сомнения: почему они не приняли бой? За их спиной оставалась Британия, положение вовсе не было безнадёжным, гитлеровцы просто теснили их. Огромная боеспособная группировка чуть ли не в буквальном смысле ждала у моря погоды. Штатские британцы в те дни действительно проявили патриотизм и сплочённость. С помощью яхт и небольших катеров через пролив Па-де-Кале переправили более 300 тысяч человек. Вообще-то армия должна защищать свой народ, а здесь получилось наоборот: обыватели, рыбаки, мелкие частники спасали армию.

Смогли бы герои Дюнкерка сломить силу третьего рейха? Ответить на этот вопрос можно, только сравнивая британское и советское отношение к той войне. Нам трудно представить себе подвиг без Победы, без самопожертвования, когда, по словам из песни, «мы за ценой не постоим». Герой — тот, кто поднял в атаку дрогнувших товарищей, кто закрыл своим телом огневую точку врага, кто стоял насмерть. Таковы особенности исторической памяти.

А фильм «Дюнкерк» — это красноречивый рассказ не столько о событиях 1940 года, сколько — и прежде всего — о современных европейцах с их ценностями и страхами. Для них война лишь череда страданий, которые хочется как можно быстрее прервать, поберечь психику. Для показанных на экране англичан и французов главное — переждать стихийное бедствие, перегруппироваться, сохранить силы и выжить. Роль победителей они в конечном итоге сами уступили Красной Армии, предпочитая ретироваться с поля боя.

Просмотров: 291

Другие статьи номера

Блицкриг на западе
1 СЕНТЯБРЯ 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Два дня спустя Великобритания и Франция, связанные с Варшавой союзными обязательствами, объявили Германии войну. Вскоре их примеру последовали Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз. Так, согласно принятой датировке, началась Вторая мировая война.
В гостях у «Правды» — журнал «Историк»

Сентябрьский номер журнала посвящён началу Второй мировой войны. Представляем нашим читателям на этой странице некоторые из его материалов по актуальной исторической теме

Cлово главного редактора

Восемьдесят лет назад — 1 сентября 1939 года — началась Вторая мировая война, самая страшная и разрушительная за всю историю человечества. 22 июня 1941-го она докатилась и до нашей страны, унеся жизни 27 миллионов наших сограждан. Именно Советский Союз внёс решающий вклад в разгром нацизма — силы, которая взорвала хрупкое международное равновесие, сложившееся по итогам Первой мировой.

Нашу помощь ждут
Как уже сообщала «Правда», 31 августа, в день гибели первого главы ДНР Александра Захарченко, в Донецке прошло несколько траурных церемоний. Российскую Федерацию на большинстве из них представляла делегация ЦК КПРФ, в составе секретаря ЦК КПРФ, первого заместителя Председателя ЦС СКП—КПСС Казбека Тайсаева, советника Председателя ЦК КПРФ Владимира Родина, первого секретаря Якутского рескома КПРФ, заместителя председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктора Губарева, помощника депутата Госдумы Юлия Якубова и автора этих строк. На Аллее героев был открыт бронзовый бюст народного героя. Позднее на городском кладбище «Донецкое море» у могилы Александра Захарченко состоялись панихида и траурный митинг.
Новая коалиция страннее прежней
Следовало бы, как заведено многолетней традицией, в очередной раз посетовать по поводу недавнего и тоже очередного правительственного кризиса на Апеннинском полуострове. Хотя бы потому, что он разразился в более чем неподходящее время — в начале августа, в самый разгар летних отпусков, в период массового отдыха, свято почитаемого всеми итальянцами.
К ребячьим услугам

В Минске до 2023 года планируется дополнительно построить 20 детских садов и 7 школ, сообщает БЕЛТА.

СРАЗУ три школы появятся во Фрунзенском районе, две — в Московском, по одной — в Ленинском и Центральном. В следующем и 2021 годах будет открыто по одной школе, три — в 2022-м, две — в 2023-м. Всего в этих учреждениях смогут обучаться около 7,36 тысячи детей.

Пульс планеты
ПХЕНЬЯН. КНДР осуществила два запуска, предположительно ракетных, спустя несколько часов после заявления о желании возобновить переговоры с США о денуклеаризации Корейского полуострова. Какие именно снаряды использовались, остаётся неизвестным, но, как утверждается, они были запущены в сторону Японского моря и пролетели около 330 км. Начиная с июля Северная Корея уже в восьмой раз осуществляет запуски снарядов, что, по мнению наблюдателей, свидетельствует о стремлении Пхеньяна оказать давление на Вашингтон с целью получения гарантий безопасности и ослабления наложенных на КНДР санкций.
Память нетленна
В Болгарии, в Русском культурном центре в Софии, открылась выставка «75 лет освобождения Европы от нацизма». Открытие её приурочено к незабываемому дню 9 сентября, когда 75 лет назад ликующая София встречала цветами Красную Армию, вступившую на территорию Болгарии.
Сроки, размытые Дождями

Возле здания Дома Республики в Уфе в очередной раз прошли пикеты дольщиков жилого комплекса «Миловский парк», которые ждут новоселья около пяти лет.

НА АКЦИЮ протеста вышли собственники квартир в домах, которые не вписались в схему строительства, придуманную в этом году в Госкомстрое Республики Башкортостан.

Чтобы остановить разрушение страны, надо побороть нищету
В российском политическом календаре начало осенней парламентской сессии следует сразу же за Единым днём голосования, что, безусловно, накладывает определённый отпечаток на работу палаты. 10 сентября депутаты Государственной думы, взвешивая плоды минувшей избирательной страды и обмениваясь впечатлениями и выводами, собрались на своё первое в этом сезоне пленарное заседание.
«Фанта» с неприличными жестами
Самара пышно отметила День города. К памятнику князя Засекина — основателя теперешнего областного центра — чиновники возложили пять букетов алых роз. Как известно, князюшка обладал суровым нравом, за что и получил кликуху Зубок. Он организовал первую коллективную казнь на территории теперешней Средней Волги, повесив пятерых казаков. Где их похоронили, конечно, неизвестно. Можно считать, что те букеты не только князю, но и тем пятерым повешенным.
Все статьи номера