Грани европейского киноспектра: от «Гагарина» до «Инстинкта»

Грани европейского киноспектра: от «Гагарина» до «Инстинкта»

№94 (31026) 8 октября 2020 года
4 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

42-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), проведение которого из-за крайне напряжённой эпидемической ситуации в мире до последнего момента оставалось под вопросом, всё же состоялся. И пусть пандемия COVID-19 внесла негативные коррективы в организацию одного из старейших европейских кинофорумов, поклонникам важнейшего из искусств всё же удалось ознакомиться с целым рядом заметных киноновинок. Причём далеко не последнюю роль в этом, как всегда, сыграли многочисленные внеконкурсные программы, подобранные с учётом вкусов самых разных категорий любителей кино. И если такие давно устоявшиеся киноблоки, как «Восемь с половиной фильмов» или «Эйфория», обычно рассчитаны на приверженцев интеллектуально-эстетического кинематографа, то программа «Спектр» предназначена для более широкой и менее искушённой аудитории.

ЭТОТ традиционно масштабный киноцикл позволяет провести своеобразный «спектральный анализ» текущего киносезона, максимально раздвинув — пространственно, художественно, форматно — его диапазон. Правда, на сей раз в содержание киноблока свою лепту внёс коронавирус, заметно сузивший географию представленных картин: прерванное из-за пандемии международное сообщение привело к тому, что «Спектр» ограничился творениями лишь кинематографистов Старого Света. Однако чисто европейское ассорти из классических мелодрам и комедий, автобиографических и социально-психологических фильмов, спортивной драмы, эротического триллера и артхаусного мюзикла получилось довольно впечатляющим.

В самой объёмной внеконкурсной программе, состоявшей из 21 картины, многие из которых уже «засветились» на престижных кинофорумах, преобладали фильмы из Франции и Италии, притом мастерами Пятой республики — главной кинокузницы Старого Света — была снята треть из них.

Среди обилия лент французского производства наибольшего внимания заслуживает картина «Гагарин», чьё название, с ходу ассоциирующееся с именем первого покорителя межзвёздного пространства, легко вводит в заблуждение, настраивая на просмотр очередной попытки художественного прочтения биографии Юрия Гагарина. На деле же полнометражный дебют Фанни Леатар и Жереми Труиля, включённый в конкурсную программу отменённого Каннского кинофестиваля-2020, — социальная драма об обитателях «Сите` Гагарин», микрорайона в Иври-сюр-Сен — южном пригороде Парижа, названного в честь легендарного советского космонавта.

Главный герой фильма, подросток-афроамериканец Юри, с детства вместе с матерью живущий в огромном старом многоквартирном комплексе с домами из красного кирпича, восхищается подвигом Гагарина и мечтает бороздить просторы Вселенной. Когда парень узнаёт, что власти, следуя проекту реконструкции города, собираются сровнять с землёй знаменитый в прошлом район, а 370 не самых успешных и богатых, в основном мигрантских, семей постепенно переселить в другие места, он решает не только бороться за сохранение любимого дома, но и претворить в жизнь заветное желание. Вместе с друзьями Дианой и Хусамом Юри присоединяется к протестующим против демонтажа родного квартала, переоборудует свою квартиру в космический корабль и отправляется в путешествие.

Для лучшего понимания исторической значимости «Сите` Гагарин» в начале фильма демонстрируются кадры кинохроники с Юрием Гагариным, приехавшим в столицу Франции в 1963 году специально на открытие жилого комплекса в Иври-сюр-Сен. И хотя за своё почти полувековое существование квартал утратил былую привлекательность, дух русских первопроходцев Вселенной до сих пор витает в морально и физически изношенных зданиях, чьи стены и фасады испещрены граффити. А посему сегодняшних обитателей полузаброшенных домов с разбитыми или заколоченными окнами не волнует, что «русский космос» так же обветшал, как и «Сите` Гагарин». Здесь до сих пор слышна русская речь: бомж (привычное амплуа актёра Дени Лавана) исполняет песню Высоцкого, молодая же цыганка Диана на ломаном русском вдохновенно выводит: «Жулик будет воровать, а я буду продавать», что полностью отвечает её жизненному кредо.

Фантастически-поэтическая история Юри, превратившего «Сите` Гагарин» в свой звездолёт и взмывающего из него прямо в открытый космос, разворачивается на фоне реальных событий. Но документальная основа происходящего, пожалуй, лишь повод для метафорического повествования о юности, чьим грёзам не суждено сбыться в мире социального хаоса и коммунальной разрухи.

НАДО ОТМЕТИТЬ, что многомесячный процесс по сносу «Сите` Гагарин», стартовавший в августе 2019 года, вызвал мощный общественный и политический резонанс во Франции. Образцовый социальный микрорайон, сданный в эксплуатацию в 1963-м и носящий имя Юрия Гагарина, лично присутствовавшего на его открытии, долгие годы являлся оплотом коммунистов, находившихся у власти в Иври-сюр-Сен с 1925 года. Жилой комплекс, построенный для рабочего класса, подчёркивал авторитет Французской коммунистической партии (ФКП), сыгравшей ведущую роль в движении Сопротивления, а потому пользовавшейся огромной поддержкой населения в течение послевоенных десятилетий. Главное здание — гигантская Т-образная 13-этажная башня на 382 квартиры, аренда которых субсидировалась, — действительно выглядело, как нечто космическое на фоне рядов тесных рабочих домишек в «красном поясе» пригородов, окружавших Париж с 1920-х годов. В дальнейшем квартал служил моделью для проектов социального урбанизма, осуществлявшихся коммунистами, и считался своего рода международной витриной ФКП.

Однако в конце 1970-х, когда в ходе глубокой промышленной рецессии в столичных пригородах стали закрываться заводы, комплекс — островок социализма в капиталистической Франции — начал приходить в упадок. Уволенные рабочие покидали «Сите` Гагарин», а на их место приезжали мигранты из бывших французских колоний в Африке. Согласно статистике, с 1980 по 2007 год численность трудящихся в индустриальном секторе Пятой республики сократилась на 36%, а количество мигрантов за тот же период подскочило на 1,5 млн человек.

Некогда эталонный рабочий квартал постепенно превратился в гетто. По мере роста уровня бедности в районе увеличивалась преступность, особенно подростковая, и «Сите` Гагарин» пополнил ряды печально известных «чувствительных городских зон» Франции, требующих более целенаправленных государственных усилий в борьбе с безработицей.

На фоне деиндустриализации в «красном поясе» коммунисты утратили лидирующие позиции, поддерживать «Сите` Гагарин» в надлежащем виде стало некому. Сломанные лифты не ремонтировались месяцами, по зданиям шныряли крысы, а новые жильцы торговали наркотиками прямо в коридорах и стреляли по окнам. Полицейские рейды не помогали. В итоге власти Иври-сюр-Сен, признав, что «Сите` Гагарин» уже не спасти, решили снести его и возвести новый комплекс на 1430 квартир, 30% которых будут социальным жильём. После завершения 16-месячных работ по демонтажу строители приступят к созданию «зелёного района» энергосберегающих зданий и парков.

Кстати, как отмечают политологи, джентрификация — реконструкция пришедших в упадок городских кварталов путём благоустройства и последующего привлечения в них более состоятельных жильцов — давно превратилась в одну из наиболее значительных электоральных угроз для ФКП.

По-своему привлекательна и ещё одна лента из Франции — ироническая криминальная комедия «Наркомама», повествующая о талантливой переводчице-арабистке, сотруднице отдела полиции по борьбе с наркотиками. Нелёгкий труд, невысокая зарплата и постоянно растущие расходы (приходится платить за содержание матери в доме престарелых) вынуждают героиню искать дополнительные финансовые источники. Однажды, узнав о местонахождении крупной партии гашиша, утерянной продавцами, женщина недолго думая решает в корне изменить жизнь. Продолжая работать в правоохранительных органах, она строит собственную наркоимперию прямо под носом у коллег.

На скромную, но весьма предприимчивую переводчицу открывают охоту не только полиция, но и наркодельцы, вынужденные приобретать свой же товар по двойной цене. Однако новоиспечённой наркомаме удаётся обвести вокруг пальца всех преследователей.

Очередная работа режиссёра и сценариста Жан-Поля Саломе, известного по фильмам «Бельфегор — призрак Лувра», «Арсен Люпен» и криминальной комедии «Я изображаю труп», — лента о борьбе между служебным долгом и неизбывным желанием улучшить своё материальное положение. Увы, никогда не знаешь, на каком этапе обида за недостаточную денежную оценку своего труда заглушит голос совести и позволит, поддавшись искушению, прибегнуть к незаконным способам обогащения.

«Наркомама», созданная в духе добротных комедий, коими традиционно славились французские мастера, естественно, не претендует на роль киношедевра. Однако появление такой картины очень своевременно, поскольку люди, пережившие из-за коронавирусной пандемии тяжёлый и длительный период самоизоляции, сейчас как никогда нуждаются в лёгких развлекательных фильмах. Большинству зрителей хочется просто расслабиться, улыбнуться, от души посмеяться, а не предаваться тягостным размышлениям о вселенских проблемах. Ну а присутствие в ленте в качестве исполнительницы главной роли французской кинодивы Изабель Юппер, одной из самых статусных актрис Старого Света, — своеобразная гарантия качества фильма: гранд-дама европейского кинематографа, никогда не страдавшая всеядностью при выборе ролей, и по сей день соглашается сниматься только в заслуживающих внимания проектах.

ДОВОЛЬНО унылое впечатление, особенно после «Наркомамы», производит лента португальского кинодиссидента Жуау Николау «Технобосс», где явно проступают характерные черты европейского артхауса с его заниженным градусом эмоций. Не заснуть при просмотре картины, участвовавшей в конкурсной программе прошлогоднего международного кинофестиваля в Локарно, помогает лишь то, что она периодически превращается из психо-драмы в мюзикл.

Главный герой Луиш, специалист по охранным системам, пытающийся подсунуть их отелям и супермаркетам, находится в опасном предпенсионном возрасте, когда очень легко потерять работу, тем более если она связана с непрерывным и стремительным развитием компьютерных технологий. И хотя в жизни мужчины присутствуют взрослый сын, внук и кошка, Луиш чувствует себя одиноким, ощущая приближение старости. Депрессивному состоянию разведённого техника, любящего путешествовать по Португалии, отвечают и распеваемые им за рулём автомобиля меланхолические песенки о том, что любая дорога кончается и всё на свете — любовь, надежда, боль, печаль — проходит.

Апатию старости разнообразят эксцентричные выходки Луиша, то пускающегося в пляс под музыку «металлистов», то устраивающего небезобидные розыгрыши сотрудникам отеля, то закручивающего роман с немолодой дамой — сотрудницей отеля. Собственно, только подобные эпизоды и спасают от скуки, частой спутницы артхаусной кинопродукции, одним из образчиков которой и является «Технобосс» — коктейль из довольно занудной комедии, жалобного мюзикла и романтической тоски.

Кстати, в «Спектр» вошла и ещё одна лента, чья мировая премьера состоялась на 72-м киносмотре в Локарно. Это эротический триллер «Инстинкт» нидерландской актрисы и писательницы Халины Рейн о сексуальной зависимости женщины от мужчины. Автор весьма откровенной картины — соотечественница Пола Верховена, снявшего в 1992 году в США знаменитый «Основной инстинкт» с Шэрон Стоун и Майклом Дугласом. Спустя много лет Халина, очевидно, метит примерно в те же цели и бьёт в них практически без промаха, хотя культовый статус её фильму всё-таки не грозит. Режиссёру удаётся передать липкое ощущение опасности сексуальных игр и плотской зависимости в наше непростое время, когда в условиях повышенного внимания к вопросам равноправия полов никто не застрахован от обвинений в домогательствах.

Николин, героиня «Инстинкта», — психотерапевт в реабилитационном центре, врачующем сексуальных преступников. С одним из них, атлетичным мулатом Идрисом, получившим пять лет за изнасилование, у неё и начинается связь, полная недоговорённостей и взаимных манипуляций. Попав под воздействие чар маньяка-рецидивиста с ирокезом на голове, Николин рискует утратить профессиональную объективность в оценке психического состояния своего подопечного, готовящегося выйти на свободу, и пытается преодолеть пагубную страсть. Надо признать, что подобные провокационные ленты всё чаще включаются в «меню» престижных кинофорумов, а описываемые в них нездоровые интимные отношения становятся одной из самых эксплуатируемых тем.

В «СПЕКТРЕ» также представлено несколько биографических картин. Так, созданная шведом Хенриком Шиффертом музыкальная трагикомедия «Беги, Уйе, беги», рассказывающая о бывшем поп-идоле, у которого неожиданно диагностирована болезнь Паркинсона, основана на автобиографическом сценическом шоу известного шведского певца, журналиста, актёра и сценариста Уйе Бранделиуса. Герой фильма решает не сообщать близким о неизлечимом неврологическом недуге, рассчитывая самостоятельно справиться с последствиями так называемого дрожательного пара-лича и пытаясь в одиночку разрешить все внезапно возникшие вопросы о смысле бытия.

Сам Уйе Бранделиус, с 1991 года являвшийся солистом поп-группы «Доктор космос», весной 2015-го выпустил первый сольный альбом, а вскоре у 44-летнего музыканта обнаружилась болезнь Паркинсона. Тогда-то он и решил поставить автобиографический спектакль, премьера которого прошла в Стокгольме в ноябре 2016-го. В картине Шифферта, режиссёра популярных в Скандинавии телесериалов «Всё пропало» и «Большие звери», Бранделиус выступил не только в качестве автора сценария и композитора, но и сыграл главную роль.

Однако по-настоящему берёт за душу, пожалуй, именно пронзительная биографическая драма «Икар» — история о замечательном польском джазовом пианисте Мечиславе (Метеке) Коше, трагически погибшем в 29-летнем возрасте, по одной из версий, в результате самоубийства. Сюжет фильма, снятого поляком Мацеем Пепшицей, охватывает весь короткий жизненный путь фортепианного маэстро, родившегося в 1944 году под Замостьем (город в Люблинском воеводстве): детство на бедной ферме, полная потеря зрения вследствие болезни, приведшая двенадцатилетнего мальчика в приют для слепых, поразительный карьерный взлёт, которым Кош обязан феноменальному музыкальному слуху, испытание славой.

По сути, «Икар» (в международном прокате «Икар. Легенда Метека Коша») — рассказ о преодолении себя, противостоянии судьбе и победе над жизненными обстоятельствами. Скромный слепой мальчишка из малообеспеченной семьи добился успеха благодаря потрясающему упорству и силе духа. Не многие с таким недугом нашли бы в себе силы не просто жить, а стремиться к определённым высотам. Утратив способность видеть, Метек обрёл в музыке свой путь познания мира. От природы обладая удивительным музыкальным слухом, паренёк постоянно совершенствовал свой дар и в итоге овладел виртуозной игрой на фортепиано, не видя чёрно-белого полотна клавиш. Кош вышел на большую сцену и покорил её, завоевав мировую известность сначала как классический пианист, а затем и как джазовый.

Увы, ошеломительная карьера и редкостный талант не приносят Метеку счастья: его душа требует не только признания, но и настоящей любви. Пианисту не дают покоя проблемы в личной жизни: каждый раз, знакомясь с женщиной, он тщетно пытается найти черты своего идеала, которым для него являлась мать. Страдая от одиночества и депрессии, музыкант, страстно увлечённый джазом, всё чаще топит печаль в спиртном. Не выдержав бремени славы, Кош превращается в алкоголика, быстро теряя всё, чего добился невероятным трудом. Лишь появление в его жизни любимой женщины Зузы спасает пианиста от падения на дно.

Мечислав Кош занимает важнейшее место в истории польского джаза благодаря фантастической энергетике, исходившей от его неповторимой манеры игры. Тем не менее, по мнению музыковедов, самый узнаваемый и загадочный пианист своей эпохи, выпустивший всего один альбом («Воспоминание»), остался недооценённым.

В ОБШИРНОЙ коллекции нынешнего «Спектра» нашлось место и спортивной тематике. Итальянская драма «Чемпион», полнометражный режиссёрский дебют Леонардо д’Агостини, знакомит нас с одарённым футболистом, бомбардиром от бога Кристианом Ферро. Успешного и результативного игрока ценят коллеги по клубу «Рим» и руководство, считающее его едва ли не самым лучшим спортсменом команды. Однако из-за безрассудного и непредсказуемого поведения герой ленты, не привыкший задумываться о последствиях своих действий, частенько попадает в передряги: ему хочется блистать не только на футбольном поле, но и одерживать победы на личном фронте. После очередной громкой выходки Кристиана президент «Рима» принимает решение заняться воспитанием спортсмена и нанимает частного преподавателя, который должен помочь парню научиться контролировать необузданный характер.

Репетитором оказывается Валерио Фьоретти — застенчивый и одинокий профессор, совершенный антипод звёздного игрока. С самого начала между героями встаёт стена непонимания: Валерио просит Кристиана мыслить рационально и осознанно, но футболист привык жить эмоциями. Противоположные характеры неизбежно вступают в конфликт. Однако постепенно оба начинают меняться под влиянием друг друга.

«Чемпион» — очень приятный фильм, в очередной раз подтверждающий древнюю мудрость: «Посеешь характер — пожнёшь судьбу». Впрочем, если есть желание работать над собой, особенно под руководством чуткого наставника, то личностные трансформации вполне возможны.

Анализируя ленты, вошедшие в программу «Спектр», понимаешь, что, несмотря на диктуемую временем постоянную «ревизию» общепринятых ценностей, новые вызовы, бросаемые человечеству тотальной цифровизацией и бурным развитием виртуального социума, героев сегодняшнего кинематографа, по большому счёту, волнуют всё те же вечные темы: борьба за существование, страх одиночества, жажда власти и славы, стремление к мечте и самосовершенствованию, поиск своего истинного предназначения...

Просмотров: 1485

Другие статьи номера

Пандемия готовится к шторму
«Согласно новым оценкам, число жертв и заражённых COVID-19 намного превышает официальные данные, а прогнозы на период до начала 2021 года мрачны», — пишет австрийская газета «Штандард».
Объединение с трещиной
В МИНУВШИЕ ВЫХОДНЫЕ в Германии прошли массовые торжества по случаю 30-летия воссоединения страны. Впрочем, говорить о массовости в условиях второй волны пандемии коронавируса приходится лишь применительно к географии: событие было отмечено практически во всех 16 федеральных землях страны.
Профсоюз ставит условия

Мировые цены на нефть продолжают подниматься: инвесторы, как свидетельствуют данные торгов, скорее всего отыгрывают новости о забастовке в Норвегии.

ПОЧТИ 700 членов норвежского профсоюза работников нефтегазовой отрасли 6 октября начали забастовку, так как им не удалось договориться с ассоциацией работодателей о повышении заработной платы и об улучшении условий труда.
Пульс планеты
ВАШИНГТОН. Министерство внутренней безопасности (МВБ) США рассматривает Россию как главный источник дезинформации и киберугроз, говорится в докладе ведомства. Как отмечается в документе, Москва занимает одно из ведущих мест на планете по киберарсеналу и способна нарушить работу критически важной для Америки инфраструктуры на длительное время (вплоть до нескольких дней).
«Гигантский шаг» на пути к социализму
Президент Венесуэлы Николас Мадуро с удовлетворением отметил успешную работу созданной год назад организации «Объединённое движение коренных народов» (Miuven) по отстаиванию прав этих народов.
С легендарной маркой МТЗ

Минский тракторный завод представил новинки техники на международной специализированной выставке сельскохозяйственной техники «Агросалон-2020», которая проходит 6—9 октября в Москве, сообщили БЕЛТА в пресс-службе МТЗ.

«В ЭКСПОЗИЦИИ МТЗ — шесть моделей мощностью от 9 л.с. до 450 л.с., ориентированных на продажу на российском рынке.
Надвигается катастрофа

Всё больше аналитиков и экспертов выступают с предупреждениями о неизбежности экономического краха, который разразится на Украине.

ПО ОЦЕНКЕ одного из украинских политологов, координатора запрещённого в стране объединения «Боротьба» Евгения Голышкина, экономика страны продолжает катиться в пропасть.
Стремление китайского народа к счастью и прогрессу человечества
Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК Си Цзиньпин отметил: «Коммунистическая партия Китая борется за счастье китайского народа и прогресс человечества». Сегодняшний мир претерпевает беспрецедентные за столетия перемены. По мере того, как эпидемия COVID-19 распространяется по всему миру, в некоторых странах преобладает политика односторонних действий, протекционизма, запугивания и распространения ложной информации.
В чьём кармане бутерброд?
Выступая 30 сентября на заседании Московской городской думы, депутат от КПРФ Екатерина Енгалычева решила выяснить, куда делась предназначенная для поддержки работоспособности парламента закуска.
Страсти по дендросаду
Омские чиновники активно продавливают идею о значительном сокращении площади уникального для региона дендропарка. Этой зелёной зоне, которая в советское время была опытной площадкой учёных-дендрологов, не повезло находиться в самом центре Омска.
Все статьи номера