В Омской области разразилась эпидемия африканской чумы свиней (АЧС). Поражены и оказались в зоне карантина несколько десятков посёлков. У населения отчуждено около десяти тысяч голов свиней общим весом почти 700 тонн. Те крестьяне, до чьих подворий вирус ещё не добрался, живут как на пороховой бочке, не зная, что предпринять, и кляня власть последними словами.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ омские областные чиновники хотят ввести лимит на свиное поголовье в личных хозяйствах. Об этом заявил вице-губернатор Андрей Новосёлов: якобы в этом случае будет проще обеспечить контроль за животными. С такой инициативой региональное правительство готовится выйти на федеральный уровень. Заявление чиновника, а сделано оно было в связи с распространением африканской чумы свиней в Прииртышье, вызвало шок у крестьян. Они подозревают представителей власти в сговоре с крупными мясными производителями региона.
Свиноводство в Омской области хорошо развито, дело это весьма прибыльное. Фермерские, личные подсобные хозяйства дают ощутимую прибавку мяса в торговой сети. По законам рынка — чем выше конкуренция, тем ниже цены на продукт. Некоторые крестьяне полагают, что монополисты, представляющие несколько свинокомплексов, решили разделаться с ними как с конкурентами таким вот жутким способом — эпидемией АЧС. А власть им якобы в этом помогает. Почему такая уверенность? Многие считают: вспышка АЧС в Омской области была предсказуема.
В 1990-х годах в регионе, как и по всей стране, по кадровому составу ветеринарной службы ударила ликвидация крупных хозяйств, части специалистов пришлось уйти по причине невостребованности. А вдобавок к тому в 2016 году прошла «оптимизация». Масштабного официального сокращения сотрудников вроде бы не наблюдалось, однако зарплату им значительно снизили, что вынудило многих опытных ветеринаров покинуть службу. В результате весной 2017 года профилактика от АЧС была проведена не везде — попросту не оказалось специалистов, чтобы «охватить» все подворья.
Первый случай заболевания обнаружили 11 июля в селе Верблюжье Саргатского района. Очень быстро, друг за другом, в зону бедствия стали попадать посёлки Любинского, Таврического, Горьковского, Омского районов (всего на сегодняшний день 11 районов, включая Омск). Пришлось объявить карантин и провести отчуждение заражённого поголовья. Однако масштабы бедствия могли оказаться значительно меньше, если бы ветеринаров хватило на всех. Эпидемия — это ведь не только констатация факта, но и ряд профилактических мероприятий, которые должны быть организованы повсеместно и загодя. Однако омский минсельхоз даже не смог вовремя проинформировать население и свиноводов о том, как следует себя вести, чтобы не пропустить заразу в свой посёлок, на своё подворье.
Люди сами находили информацию по спасению в интернете, так же как и материалы для дезинфекционных барьеров, потому что поняли: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Никто в местных администрациях не выделил на эти цели ни средств, ни материалов для возведения так называемых дезбарьеров в посёлках. Драгоценное время было упущено, а вирус, как ему и положено, распространился где и не ждали. Почему профилактические меры не были приняты своевременно? — это уже вопрос номер два. Ну как тут не заподозрить, что кто-то очень заинтересован в том, дабы вирус не останавливался?
Масла в огонь подлил начальник Омской областной станции по борьбе с болезнями животных Борис Гуринов. В интервью федеральным СМИ в июле этого года он заявил: «Крупным свиноводческим комплексам Омской области не грозит заражение африканской чумой свиней благодаря современной защите». Вот так! Не грозит только крупным. А остальным? Как в детской считалке: «кто не спрятался — я не виноват»?
Часть населения, которая потеряла своё поголовье животных, возможно, откажется в будущем от разведения свиней. Селян остановит страх снова потерять деньги, ведь многие берут кредиты для закупки поросят. Кто от этого окажется в выигрыше?
Повторюсь, вероятность искусственно созданной эпидемии — это уже за гранью. Может быть, всё намного проще: чиновники «заоптимизировались» совсем. Вот только расплачиваться за административные издержки приходится крестьянам.
Как вся эта ситуация отразится на покупателях? Весьма предсказуемо: увеличением цены на свинину. «Благодарить» за это стоит действующую власть, всю её вертикаль — от поселковой до кремлёвской, со всеми законами и порядками, так удобными ей и губительными для народа.
Аграрии отказываются от страхования рисков
По информации Национального союза агростраховщиков (НСА), в первом полугодии этого года число хозяйств, застраховавших свои посевные площади, упало на 59% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объём застрахованных площадей сократился в три раза — с 1865 до 559 тысяч гектаров.