Характеризуя сегодня роль администрации Екатеринбурга в затянувшемся конфликте, связанном со строительством храма в центре уральской столицы, обе противоборствующие стороны единодушны в выводах: местная власть продемонстрировала свою зависимость от общественного мнения и одновременно неумение идти на контакт с людьми.
ПРИ ЭТОМ почему-то никто из «рецензентов» нашумевшей истории не ставит оценку областной власти, в частности, губернатору края. Создаётся впечатление, будто городская администрация абсолютно автономна в принятии решений в чрезвычайных обстоятельствах и точку зрения вышестоящего чиновничества она может безнаказанно игнорировать.
Это далеко не так. И, как свидетельствуют факты, на создание подобного мифа именно руководство Среднего Урала потратило немало сил, времени и нервов. Во имя чего?
Любой начальник печётся о своём авторитете. Глава Свердловской области Евгений Куйвашев не исключение. Сразу почуяв, чем пахнет и во что может вылиться для него лично противостояние сторон у забора будущего церковного собора, губернатор логично посчитал, что ему лучше всего отгородиться от неприятных событий собственным «забором». Вот почему все полномочия и вся ответственность по урегулированию конфликта были тут же переданы и возложены на мэра Екатеринбурга Александра Высокинского.
Однако, убедившись, что встречи последнего с бунтарями, привлечение им «миротворческих» сил в лице Росгвардии, полиции с ОМОНом и шустрых молодцев из школы единоборств «Русской медной компании» не дают нужного результата, губернатор обеими руками ухватился за спасительную президентскую идею об опросе жителей мегаполиса о месте возведения храма. На другой же день он поручает мэру уральской столицы создать соответствующую рабочую комиссию.
Но забор-то раздора стоит по-прежнему, «блюстители порядка» продолжают выкручивать руки, таскать в кутузку и составлять протоколы на тех, кто не позволяет уничтожить зелёный уголок отдыха. Возмущение общественности чинимым произволом властей в Екатеринбурге уже выплеснулось за границы области, да и зарубежные СМИ дают свои нелестные комментарии.
Короче, в этой ситуации г-ну Куйвашеву не позавидуешь. Взять на себя роль дирижёра в конфликте? Но это значит сломать свой «забор», перейти нейтральную зону и подвергать себя в дальнейшем критическим нападкам со всех сторон. Вплоть до многозначительного президентского намёка: «Так работать нехорошо».
Покрыто тайной, сам ли губернатор придумал выход из тупика или ему кто-то шепнул на ухо, но люди очень удивились, когда узнали, что РПЦ снимает свои претензии на место, где планировалось возведение храма.
«В атмосфере тотальной лжи и обмана даже участок, выбранный открыто и честно большинством горожан, всё равно станет причиной раздора для людей, желающих разбудить древнего демона гражданской междоусобицы, — заявил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, добавив: — А потому мы отказываемся от права строить собор Святой Екатерины в сквере у Драмтеатра».
Владыка весьма верно определил царящую ныне в обществе «атмосферу тотальной лжи и обмана». Этим недугом поражён не только «опорный край державы». Правда, он не уточнил причины, истоки этой напасти и даже не намекнул на способы избавления от скверных пороков.
Однако больше всего удивило то, что священнослужитель целый месяц после начала протестной акции тянул с обращением к горожанам. Может, потребовалось время, чтобы окончательно убедиться в беспросветности «атмосферы», в которой оказалась страна по милости наших правителей? Или митрополит дожидался предельного накала страстей, дабы заявление об отказе от притязаний на престижный участок воспринималось прихожанами как исполнение воли Всевышнего?
По нашему же мнению, всё обстоит гораздо прозаичнее. Губернатор, оказавшись в критической ситуации, просто не мог не посоветоваться с тем, по чьей инициативе в своё время и принималось решение областной властью о строительстве объекта РПЦ к 300-летию Екатеринбурга. И региональный митрополит принёс в жертву свои амбиции ради спасения чести мундира хозяина края. В случае недовольства верующих переносом места возведения собора глава региона всегда может сослаться на решение церковного руководства и таким образом, как говорится, выйти сухим из воды.
Какова цена сделки между мирской и духовной властью, остаётся загадкой. Известно лишь, что из опросного листа предложенных жителями территорий под строительство храма участок у Драмтеатра был вообще исключён.
В списке для голосования значатся шесть вариантов. По словам председателя Екатеринбургской гордумы Игоря Володина, «победитель» будет определён 14—15 сентября, когда большинство горожан вернутся из отпусков.
1 июля
— 130 лет со дня рождения В.И. Мухиной (1889—1953) — советского скульптора, академика АХ СССР, народного художника СССР. Автор знаменитой скульптурной композиции «Рабочий и колхозница», памятников П. Чайковскому и М. Горькому в Москве и др. Лауреат пяти Сталинских премий.
— Начинаем видеосъёмку, — предупреждает пришедшую на приём женщину руководитель фракции КПРФ в Сызранской думе, второй секретарь горкома Марина Ерина. — Представьтесь, пожалуйста.
— Лядина Людмила Васильевна…
Муж Лядиной — мэр Сызрани, ознаменовавший многолетнее пребывание в этом кресле деяниями, имеющими немалое общественное звучание. Недаром горком КПРФ требует отставки этого господина. К их требованию присоединяется и законная супруга мэра. А ещё Людмила Васильевна считает, что от него можно ждать всяческих неприятностей. Вот и пришла в горком, чтобы попросить у коммунистов защиты.