Душат санкциями

Душат санкциями

№67 (31127) 29—30 июня 2021 года
3 полоса
Автор: Сергей ГРИШКЕВИЧ.

Четвёртый пакет санкций, принятый Евросоюзом в отношении Белоруссии, обернулся для некоторых его инициаторов конфузом. Так, секторальные ограничения рикошетом ударили по экономике Литвы, зависящей от дотаций ЕС и транзита.

В четвёртый пакет санкций попали 8 крупных госпредприятий типа МАЗа и БелАЗа и 78 граждан из числа бизнесменов, прокуроров, судей, милиционеров, журналистов, депутатов, военных и чиновников. Теперь ограничительные меры ЕС распространяются в общей сложности на 166 физических и 15 юридических лиц. Формальным поводом для введения новых санкций, слухи о которых ходили ещё зимой, стали вынужденная посадка самолёта иностранной авиакомпании в Минске после сообщения о минировании и последующее задержание известного телеграм-террориста Р. Протасевича, находившегося на его борту.

После инцидента, как известно, ЕС, не дождавшись результатов официального расследования, закрыл воздушное пространство своих стран для белорусских авиаперевозчиков. Однако этого оказалось недостаточно для западных «благодетелей», которые под одобрительные возгласы маргинальной белорусской оппозиции в лице С. Тихановской, П. Латушко и прочих «политэмигрантов» решили покончить с «режимом Лукашенко» путём целенаправленного удушения экономики республики, наплевав на судьбу её жителей. Для этого была выбрана наиболее чувствительная сфера — торговля нефтепродуктами и калийными удобрениями.

Помимо этого, ЕС ввёл запрет на экспорт в Белоруссию товаров военного и двойного назначения, технологий для мониторинга связи, ограничил торговлю табачными изделиями и сырьём для них, а также доступ на свои финансовые рынки. Правда, пошли на эти шаги еврочиновники с оговоркой: ограничения распространяются только на контракты, заключённые после 25 июня. Политика политикой, но терять прибыль западные капиталисты не намерены.

Следом за ЕС ввели санкции и США — против 16 граждан и 5 силовых структур. «Чёрные списки» дружно расширили также Канада и Великобритания. Требования к белорусским властям прежние: освобождение «политзаключённых», остановка «репрессий» и начало «инклюзивного национального диалога».

Премьер-министр Белоруссии Р. Головченко заявил, что санкции не останутся без ответа. Сейчас правительство выбирает наиболее адекватные меры реагирования.

В защиту Белоруссии единым фронтом выступили Россия и Китай. Так, министерства иностранных дел этих стран осудили односторонние санкции, назвав их вмешательством во внутренние дела государства.

Посол России в Белоруссии Е. Лукьянов заверил, что его страна не бросит союзника в беде и окажет поддержку «до самых критических обстоятельств». Поскольку санкции направлены на экспортно-ориентированные отрасли экономики и призваны ударить по формированию бюджета, российская сторона готова открыть свой рынок для белорусских товаров, перенаправленных с рынка ЕС.

Что касается Литвы, то её правительство уже подсчитывает многомиллионный урон от предстоящей остановки экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов из Белоруссии. Так, Литовские железные дороги (ЛЖД) могут потерять от санкций до 100 млн евро в год. Именно столько составляет сегодня выручка от транзита белорусских грузов.

«Эффект от секторальных санкций будет значительным и затронет 20% всего объёма перевезённых удобрений и полмиллиона тонн нефтепродуктов, — рассказал гендиректор ЛЖД М. Бартушка. — При этом влияние санкций в полной мере будет ощутимо не сразу, поскольку они применяются к новым контрактам. Перевозки в рамках существующих соглашений будут продолжаться. У ЛЖД есть долгосрочный договор с «Беларуськалием» до конца 2023 года, но это вовсе не означает, что он не может быть скорректирован. В этом году мы уже потеряли часть выручки от прекращения перевозок нефтепродуктов и азотных удобрений из Беларуси». Сейчас компания ведёт работу по диверсификации грузовых перевозок. Железнодорожники рассчитывают на компенсацию от государства.

Не внушает радости литовским перевозчикам и потеря прибыли от транзита через морские порты. Так, владелец терминала сыпучих грузов в Клайпедском порту И. Удовицкий заявил, что последствия европейских санкций против Белоруссии сильно недооценили. По его словам, без белорусского транзита рухнет не только международная, но и внутренняя логистика в республике, поскольку белорусский транзит, по сути, заменить нечем. Поэтому в сейме уже заговорили о необходимости требовать у ЕС компенсацию.

В то же время варшавский Телеграм-канал потирает руки: «ЕС закупает сравнительно небольшое количество белорусских удобрений (около 8,5% от всего экспорта «Беларуськалия»), но при этом через Клайпедский морской порт проходит около 90% всего экспорта белорусских калийных удобрений. Запрет на экспорт через территорию ЕС будет означать для «Беларуськалия» логистическую и финансовую катастрофу». Вряд ли, поскольку есть российские порты, уже доказавшие свою эффективность в перевалке нефтепродуктов. К тому же основные покупатели удобрений находятся в Южной Америке и Азии.

По данным Белстата, в прошлом году республика экспортировала калийных удобрений на 2,41 млрд долларов. Крупнейшим покупателем была Бразилия (522 млн долларов). Следом идут Китай (321 млн), Индия (290 млн), Индонезия (140 млн), а также Малайзия, США, Норвегия, Бангладеш и Польша, в каждую из которых было продано удобрений на 70—100 млн долларов. Большую часть продукции «Беларуськалий» действительно поставляет через терминал в Клайпедском порту. Объём перевалки — 10—11 млн тонн в год.

Нефтепродуктов в прошлом году Белоруссия экспортировала на 2,75 млрд долларов, а нефти — на 343 млн. Главный покупатель — Украина (1,24 млрд). В первой десятке покупателей — Великобритания, Нидерланды, Россия, Дания, Польша, Литва, Афганистан, Латвия и Словакия, на которые пришлось 1,46 млрд долларов.

Тем временем МВД Белоруссии предложило включить бело-красно-белый флаг и лозунг «Жыве Беларусь!», используемые оппозицией, в перечень нацистской символики и атрибутики. Давно пора.

Просмотров: 2135

Другие статьи номера

Ходили мы походами…

Деятели советской культуры — фронтовики

Возможно, не все знают, что многие деятели советской культуры имеют фронтовое прошлое. Думается, что информация об этом поможет несколько по-новому взглянуть на их творчество и лучше оценить его.

Миф вместо Реальности
Похожими на миф назвал утверждения, будто образование на русском языке является некачественным и неконкурентоспособным, высказанные премьер-министром Эстонии Каи Каллас, известный публицист русской Эстонии, главный редактор портала новостей таллинской мэрии stolitsa А. Чаплыгин.
Куба благодарит за поддержку
Президент Кубы Мигель Диас-Канель поблагодарил всех людей доброй воли за послания в поддержку республики на заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН, рассматривавшей вопрос блокады, введённой против острова Соединёнными Штатами.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
КАНБЕРРА — ПРЕТОРИЯ — ИЕРУСАЛИМ. Австралия закрыла границы четырёх штатов и ввела там временные ограничения в связи с ростом заболеваемости COVID-19. Ранее на карантин впервые за время пандемии отправили жителей Сиднея, крупнейшего города материка.
СООБЩАЕТ СИНЬХУА

Экономика КНР набирает темп

В период с января по апрель нынешнего года прибыль ведущих промышленных предприятий Китайской Народной Республики росла ускоренными темпами на фоне дальнейшего восстановления экономики страны, сообщили на днях в Государственном статистическом управлении (ГСУ КНР).

Миражи будущего
Наступление боевиков в Афганистане затронуло республики Центральной Азии. Афганские войска бегут из приграничных районов, пытаясь спастись на территории сопредельных стран. Руководство последних пробует договориться о совместных действиях, но пока безуспешно.
Терпению пришёл конец
Узбекские крестьяне отказываются становиться бесправными батраками. Устав от нещадной эксплуатации, они создали независимый профсоюз, но тут же столкнулись с давлением властей. Серия протестов прошла и на промышленных предприятиях страны.
Мужчинам прилетело больше

В 2020 году в странах еврозоны в результате пандемии COVID-19 потеря рабочих мест среди мужчин оказалась более существенной, чем среди женщин.

Об этом свидетельствуют данные исследования Европейского центробанка, явившиеся сюрпризом для экспертов, ожидавших иного эффекта.
В интересах богатых и праздных

Коммерческая застройка разрушает природу и архитектуру приморских городков

Калининградцы всегда любили ездить к морю. В тёплый летний день — загорать и купаться, в остальное время — гулять и дышать чистым морским воздухом. Но скоро может случиться так, что «подышать» придётся ехать куда-нибудь…
Вот такие пироги…
На углу улиц Стасова и Ставропольской стоит человек с плакатом: «Требуем остановить банкротство и ликвидацию Пашковского хлебозавода!». Утро в Краснодаре снова начинается одиночным коммунистическим пикетом. Хлебозавод, над которым нависла угроза ликвидации, расположен в Карасунском городском округе Краснодара, и члены местного отделения КПРФ поднялись на его защиту. Вышедший на пикет коммунист Александр Карих беседует с прохожими.
Все статьи номера