Сборщики молока в Исилькульском районе Омской области снизили закупочную цену с 19 до 12 рублей за литр. При этом стоимость фасованного молока в магазинах не снизилась. Жители сёл возмущены: закупщики угрожают понижать цену и дальше, а власти процесс не контролируют. Мол, бензин подорожал, надо компенсировать затраты.
В ЛИЧНОМ подсобном хозяйстве старосты деревни Память Свободы Надежды Бородиной — пять коров и пять телят. В день она сдаёт около 60 литров молока. Могли бы держать и больше коров, но нет уверенности в завтрашнем дне, говорит женщина. Дело в том, что сборщики ведут себя крайне нестабильно и даже нагло. Вот и сейчас закупочная цена на молоко безо всяких причин снизилась на треть.
Надежда БОРОДИНА — староста деревни Память Свободы (Исилькульский район):
— Затраты какие, сами понимаете, а сборщики молока всячески стараются недодать денег. Мы сдаём качественное молоко, а нам предъявляют ни чем не обоснованные претензии. Говорят, что в молоке содержится антибиотик, есть кислотность, нет нормы жирности, но мы-то знаем, что антибиотиков коровам нашим не колем и кислотности никакой нет. Молоко вечерней дойки мы сразу сливаем в бидон и ставим в морозильную камеру. Даже лёд плавает в молоке, когда сдаём его, но 30 процентов стоимости всё равно снимают. Потери для нас ощутимые: а нам ведь нужно покупать сено, платить за электричество — мы пользуемся электродоилками, за пастбище, как говорится, каждая копейка дорога. А когда 400 рублей закупщики каждый день недоплачивают — это уже существенно!
Надежда Бородина не стала терпеть несправедливые обвинения, сама сдала молоко своей коровы на анализы. Результат — молоко высшего качества. Значит, делает логичный вывод Бородина, закупщики вводят её в заблуждение умышленно. В Исилькульском районе работают три индивидуальных предпринимателя, которые закупают в личных подсобных хозяйствах молоко. По законам рынка, рассуждают селяне, между ними должна быть конкуренция. Однако нет её — люди подозревают бизнесменов в сговоре.
Анна ДЕЛЬ — жительница села Солнцевка (Исилькульский район):
— То, что бензин дорожает, — это нам понятно, но почему цены на молоко должны снижаться? Стоимость бензина — это убытки предпринимателя, а себестоимость молока — это затраты на его производство. Если бензин ещё в два раза подорожает, мы что, «за так» молоко отдавать должны?
В поселковой администрации о проблеме знают, но защитить людей не могут — денег нет, чтобы компенсировать потери. А люди, говорят чиновники, приходят с жалобами и в свою защиту зачитывают им тезисы Послания президента, который очень красиво перед выборами рассказывал своим избирателям, что «уже через четыре года мы планируем поставлять на мировые рынки больше продовольствия, чем ввозить в страну. При этом нужно нарастить экспорт мясной продукции, товаров высокого передела, повысить самообеспеченность говядиной, молоком».
— Ничего себе повышение самообеспеченности товарами! — говорят исилькульцы. — Тут вообще всё идёт к тому, что скоро останется по одной корове на подворье, чтобы только для своей семьи молоко было.
По информации с официального сайта правительства Омской области, средняя закупочная цена молока здесь в начале года держалась на уровне 23 рублей за килограмм. Министр сельского хозяйства Максим Чекусов даже ставил одной из своих главных задач — «не допустить резкого снижения закупочной цены на молоко в регионе». Однако допустил.
Уже сегодня, узнав эту новость, сельские животноводы задумываются: оставить коров или сдать? Лишь самые стойкие из крестьян, а их единицы, не откажутся от этого бизнеса. А вообще, говорят сельские животноводы, если ситуация не изменится и власть не проявит волю в отношении роста цен на бензин, то придётся снова выйти на площадь перед зданием правительства Омской области и вылить на неё в знак протеста бочку молока.