От села Самбек до хутора Курлацкий — три километра. Но дорога кажется длиннее, так как приходится объезжать ямы и рытвины на асфальтовом покрытии, которое в нынешнем году администрация сельского поселения отремонтировать запамятовала, а участок рядом с безымянной балкой давно не знал починки, потому что из-за близости подпочвенных вод асфальт здесь вообще не держится. Но именно этот поросший лесом и бурьяном овраг, достигающий 14 метров в глубину, стал объектом пристального внимания чиновников Самбекского поселения, прокуратуры и судов Неклиновского района, Ростовской области и даже… Верховного суда.
ПРИЕХАЛИ Александр Джаран с женой Еленой в хутор Курлацкий 11 лет назад. Семейных накоплений вместе с кредитом хватило на приобретение небольшого домика с огородом в 30 соток. Работы в поселении не нашлось, и Александр, потомственный донской казак, надумал стать фермером. Но разводить решил не коней, как его далёкие предки, а выбрал редкую даже для Приазовья специализацию — занялся разведением фазанов. И появились на окраине хутора вольеры, похожие на цирковые шатры. Весь световой день проводил фермер с питомцами или в разъездах по хозяйственным делам, а в долгие зимние вечера обкладывался книгами, постигая тайны выращивания в неволе красивых птиц. В самообразовании и применении полученных знаний на практике он преуспел: через пять лет глава районной администрации Василий Даниленко вручил ему диплом «Лучший по профессии» — за развитие фазаньей фермы.
— Когда дела пошли на лад, стал я задумываться о расширении хозяйства, — рассказывает Александр. — Рядом с нашим подворьем располагалась земля, непригодная для огородничества, а вот для размещения новых вольеров — в самый раз.
Бывший хозяин подворья, правда, говорил, что в послевоенное голодное время жители и на прилегающем участке сажали картошку. Но сейчас никто из соседей не претендовал на 17 соток каменистой земли, где плодородный слой почвы не превышал пяти сантиметров. К тому же рядом располагалась балка, где били ключи и начинался ручей. А тут, как по заказу, в Земельный кодекс РФ были внесены поправки, позволяющие муниципалитетам перераспределять поселенческие земли. У Александра было преимущественное право на приобретение участка, а также право на солидную скидку — 15% от кадастровой стоимости. Будучи уверенным в благоприятном исходе своего начинания, он поторопил события: приготовил цемент и другие стройматериалы, нарезал из труб стойки для вольеров и даже выкопал в каменистой почве ямки. Ещё раз обдумал Александр вместе с супругой свою инициативу и пришёл с разговором к сельскому сити-менеджеру. Но глава администрации Самбекского сельского поселения Максим Соболевский его пыл охладил.
— А если вслед за тобой с такой же просьбой пойдут другие хуторяне?..
В Курлацком — около 200 подворий, как узнать, что у двух сотен их хозяев на уме. А чтобы не было соблазна, сельская управа сформировала на «спорном» месте, под боком у подворья Александра и Елены, новый земельный участок с собственным кадастровым номером. Второпях прихватили землемеры балку с ручьём (что запрещено Водным кодексом) и даже выгребную яму, которую соорудил предыдущий хозяин подворья с разрешения сельской власти. Распоряжение об утверждении границ участка было подписано, хотя, то ли нечаянно, то ли с дальним умыслом, в документе была ссылка на уже не действующие статьи Земельного кодекса и Федерального закона. В судах эту «оплошность» тут же замечали и… возвращали иски без рассмотрения, невзирая на то, что 19 апреля 2016 года Неклиновская районная прокуратура констатировала нарушение Федерального закона №210 от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Услуга по перераспределению земельных участков осуществляться должна строго в соответствии с административным регламентом. Но, видать, чиновники отдельно взятого Неклиновского района забывают о том, что недавно сами же «сочинили». И только однажды в высоком присутственном месте услышал Александр Джаран «дружеский» совет:
— Не с того вы начинаете…
Начать «с того» не позволял тот факт, что фазаночки, увы, не несли золотые яйца. Не сулили удачи и обращения к «отцам» района, о чём свидетельствовал опыт земляков. Жители Самбека и трёх хуторов поселения знали старинную народную поговорку «Рука руку моет, чтоб обе белыми были».
Никак не удастся приоткрыть повязку на глазах местной Фемиды. Все причастные к делу знают, что фермер прав, но в то же время убеждены: нет у него никаких прав. И всё же фермер Джаран решил сражаться до победного конца. И дошёл до Верховного суда, для чего пришлось ехать в Москву. А в Первопрестольной совершил Александр ещё один непростительный «проступок» — передал по указанным адресам коллективные письма своих земляков, пытавшихся достучаться до высоких должностных лиц после безуспешных попыток решить проблему на местном уровне. Например, после «успешно» проведённой реконструкции электросетей фонари уличного освещения вечерами загорались на несколько часов, а то и вообще не включались. И дело после доставки сигнала в Москву сдвинулось.
Дошла в столицу и коллективная жалоба от родителей учеников из хутора Курлацкого, обучающихся в Самбекской средней школе.
— В ней содержится просьба перевести детей в школу хутора Некрасовка, — продолжает свой рассказ Александр Джаран. — И причина не в том, что дорога туда короче, а в качестве преподавания.
Но сити-менеджер Максим Соболевский сказал «нет», хотя автобус для перевозки школьников имеется. Чиновник окружил себя неприступной стеной равнодушия: ведь ни депутаты, ни главы поселений и администраций ни в коей мере сейчас не зависят от своих так называемых избирателей. Сколько было высказано претензий о неудовлетворительном качестве поселенческих дорог! Селяне и хуторяне уверены в том, что деньги выделяются, но не доходят по назначению. А сельская власть ссылается на большие расходы по содержанию мемориального комплекса «Самбекские высоты». Но на его реконструкцию было выделено (не из сельского бюджета) 57 млн рублей в 2012 году. А для строительства народно-исторического музея, начатого в мае нынешнего года, создан благотворительный фонд, в который собрано 250 млн рублей.
Наверное, ожидая эти большие миллионы, муниципалитет не спешит дороги ремонтировать и улицы освещать. Может быть, под шумок сумеет Максим Соболевский и балку в хуторе Курлацком засыпать? Никто не изъявил желания приобрести участок в овраге, а сити-менеджер — через своих чиновников из земельного отдела — всё продолжает убеждать Александра Джарана убрать (неизвестно куда) выгребную яму или уплатить затребованную сумму за участок. Недавно обратился фермер за помощью к депутату областного Законодательного собрания от Неклиновского района Владимиру Гребенюку. Но слуга народа, узнав, что придётся ему не красную ленточку перерезать или приветственную речь произносить, перестал, уповая на загруженность, даже на телефонные звонки отвечать.
Не дали фермеру Джарану от ворот поворот только депутаты-коммунисты. Владимир Булгаков, первый секретарь Таганрогского горкома партии, и Евгений Бессонов, руководитель фракции КПРФ, первый секретарь Ростовского-на-Дону горкома, обещали не оставить его один на один с законом. Если даже получит он очередной отлуп и от Верховного суда.