В конце прошлой недели в Рыбнице, втором по величине и значению городе Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), прошла акция протеста граждан против закрытия для них выезда из страны.
ВОСЕМЬ утра. Мост через Днестр. Около 70 человек ранним утром заблокировали международную автотрассу на мосту через Днестр. Там за рекою — Республика Молдова, где в соседнем молдавском городе Резина эти граждане работали и ездили туда каждый день. Но сегодня приднестровцев остановили. На границе ссылались на то, что пропуска, выданные людям Оперативным штабом ПМР по борьбе с коронавирусом, были ночью внезапно отменены. Людей об этом никто не предупредил. И они в течение нескольких часов блокировали магистраль, пока им не пообещали, что для встречи с ними прибудет руководитель Оперативного штаба, министр внутренних дел ПМР Руслан Мова. В условиях эпидемии в связи с закрытием дорог и пунктов пропуска Украиной протестовавшие перекрыли фактически единственную международную трассу сообщения Приднестровья с внешним миром.
Место, где произошёл стихийный протест, знаковое для Приднестровья. Рыбница — «северная столица», индустриальный центр ПМР. Здесь расположены крупные предприятия: Молдавский металлургический завод, Цементно-шиферный комбинат и другие, которые вносили и вносят весомый вклад в бюджет ПМР. Соответственно и прослойка рабочего класса здесь выше, чем в других городах Приднестровья. После обеда к протестовавшим действительно приехал руководитель Оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, министр внутренних дел ПМР Р. Мова. Состоялись часовые прения сторон, которые порою превращались в крик и слёзы с одной стороны: «Мы потеряем единственную работу, в Рыбнице её нет. А кто наших детей кормить будет, мы ничего не получаем от властей Приднестровья». С другой стороны: «Это ваши частные проблемы, личное дело. А мы должны думать о всех людях. Повторяю для тех, кто не слышал: в ближайшие две недели граница открыта не будет!»
Р. Мова поставил под сомнение стихийность протеста. Он даже не извинился за то, что руководимый им оперштаб не предупредил людей об отмене пропусков и поставил их перед фактом при пересечении границы. Уже на следующий день был задержан рыбницкий предприниматель Геннадий Чорба, который накануне в десятом часу утра проезжал мимо моста и увидел толпу людей. Он никак не мог быть организатором митинга, потому что у него не было деловых интересов в Резине, не было пропуска, его эта история никак не касалась. Пошёл узнать, в чём дело, а когда узнал, вызвался представлять интересы людей на встрече с Р. Мовой. Люди дали ему такие полномочия и на встрече с министром это подтвердили. Вот и всё.
Но в официальных СМИ развернулась кампания вранья о «главном зачинщике несанкционированного митинга». Так, местный канал «ТСВ» утверждал, что Г. Чорба созывал людей на митинг. Ему впаяли для начала 10 суток административного ареста, и не факт, что не заведут уголовного дела: правонарушение-то серьёзное — перекрытие важной автомагистрали. А вообще-то, по сути, Г. Чорба предотвратил более серьёзный поворот событий в организованном оперштабом стихийном протесте с неуправляемыми последствиями, постоянно останавливая «базар», призывая слушать друг друга.
Потом к административной ответственности были привлечены ещё шесть участников митинга. Это всё, что могли предложить приднестровские власти своему народу в ответ на отчаяние.
Причиной отмены пропусков, по словам Р. Мовы, явилось то, что Республика Молдова была включена в «красную зону» стран с повышенной степенью заражённости коронавирусом. И что, мол, у 15 человек, работающих в Резине, была получена положительная реакция на вирус. И это, мол, создавало риск для приднестровцев попасть в новую, завозную, волну инфекции.
Понятие «красная зона» появилось в середине июня, и это было связано с намерением Евросоюза открыть с 1 июля свои границы. При этом в ЕС определили «красную зону» для стран, в которых количество активных фактов заражения коронавирусом превышало 40 случаев на 100 тысяч жителей. Активных случаев, то есть заболевших, находящихся ещё в госпиталях на излечении от коронавируса. По этому показателю Молдавия была включена ЕС в «красную зону». Пикантность состоит в том, что во всю международную статистику цифры по Молдавии включаются вместе с показателями ПМР, так как считается, что это одна страна.
Кстати, соседняя Украина, которая в середине июня приняла «красную зону» как руководство к действию, закрепила это специальным актом правительства, что означало по аналогии с решением ЕС только одно: лица, прибывающие из стран «красной зоны», обязаны пройти 14-дневный карантин либо ПЦР-тест. И всё! Никакого запрета на выезд с Украины в страну «красной зоны» нет. Никакого запрета на въезд на Украину из «красной зоны» нет (в этом случае просто надлежит пройти 14-дневную обсервацию).
До запретов на выезд из страны куда-либо додумались только власти Приднестровья. И не только в «красную зону». Выехать в «зелёную зону» просто так, без разрешения оперштаба, тоже было нельзя. Против этого, собственно, и протестовали люди в Рыбнице.
Приднестровье гудит, как растревоженный улей. Проскакивают предположения, что вся эта коронавирусная полицейщина совершается лишь с одной целью: не дать приднестровцам выехать в соседние страны, где продукты дешевле, заставить отовариваться у приднестровских монополистов.
Глава миссии ОБСЕ в Молдавии Клаус Нойкирх заявил по итогам протеста в Рыбнице: «Миссия ОБСЕ в Республике Молдова выражает серьёзную обеспокоенность в связи с внезапной отменой приднестровской стороной разрешений на поездки на правый берег республики для жителей левого берега. Этот шаг несёт тяжёлые последствия для населения и негативно влияет на укрепление доверия в процессе урегулирования. Хотя для предотвращения распространения Covid-19 необходимы меры, связанные с охраной здоровья, должен существовать работающий механизм, позволяющий людям добираться до места работы, получать доступ к медицинским услугам и другим неотложным нуждам даже во время пандемии».
Продолжаем разговор о советских людях и нынешнем времени
Вопрос, который подняла «Правда» в номере за 13—16 марта, опубликовав беседу В.С. Кожемяко с А.А. Замостьяновым, значительно более актуальный, нежели может показаться на первый взгляд. Это вопрос о том, с каким человеком пойдёт наша страна в будущее, кто будет определять так называемый человеческий фактор.
Меркель и Макрон думают, как спасти экономику ЕС
На днях прошла встреча между Ангелой Меркель и Эмманюэлем Макроном, на которой лидеры ФРГ и Франции заявили о важности достижения в Евросоюзе единства по вопросу принятия плана по восстановлению экономики. Ещё в мае они предложили занять на финансовых рынках 500 млрд евро под гарантии ЕС, напоминает «Дойче велле».
Акцию протеста в связи с планами властей Грузии построить Намахванскую ГЭС провели на днях жители села Намохвани муниципалитета Цхалтубо, расположенного возле Кутаиси.
СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ, что власти республики, зависящей от импорта электроэнергии, подавляющее количество которой приобретается у России, намечают начать строительство четырёх ГЭС. Намахванская — одна из них.
7 июля, вернувшись из своих регионов, депутаты Государственной думы собрались на 303-е в этом созыве пленарное заседание палаты, чтобы вновь заняться вопросами законодательства.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, «по горячим следам» было принято обращение к Великому Национальному Собранию Турции в связи с намерением турецких властей изменить музейный статус одного из величайших памятников христианства — храма Святой Софии в Стамбуле, превратив его в мечеть.