«Защита суверенитета», «национальная безопасность», «экстремизм» и «террористическая угроза» — эти термины не сходили с уст депутатов, членов Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела Российской Федерации, представивших 18 мая на рассмотрение Госдумы в первом чтении три законопроекта, устремлённых, казалось бы, к одной великой цели — пресечь на корню любые попытки врагов России совать свой нос куда им не следует.
Да только правовая неопределённость, сплошь и рядом встречающаяся в этих продуктах депутатского законотворчества, не исключает того, что за Варвару, которой, как известно, за любопытство нос оторвали, могут принять кого угодно.
Один из трёх законопроектов вводит норму, запрещающую российским гражданам и юридическим лицам участвовать за пределами территории Российской Федерации в деятельности организаций, признанных в нашей стране нежелательными. Действующий сейчас запрет границ России не пересекает. Этим и пользуются, считают авторы законопроекта, деструктивные силы, приглашая российских граждан поучаствовать во всевозможных семинарах, тренингах за рубежом, где их обучают тому, как, например, влиять на избирательные кампании или организовывать массовые беспорядки и несанкционированные политические акции, формируют толерантное отношение к наркотикам. Опорные пункты неправительственных организаций, деятельность которых признана в нашей стране нежелательной, размещаются по периметру России — в Польше, Чехии, Литве, Эстонии, на Украине, в Грузии и т.д.
Другая норма законопроекта вводит дополнительный квалифицирующий признак признания иностранной организации нежелательной на территории России. Так, если какая-то организация будет замечена в оказании посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами или имуществом, принадлежащими организации, деятельность которой уже признана нежелательной в нашей стране, то и она окажется в том же списке. Это так называемые неправительственные организации-прокладки, через которые агенты влияния, чтобы не попадать в поле зрения правоохранительных структур, получают финансирование.
Заявленные цели, к сожалению, плохо согласуются с текстом документа. Формулировки размыты, и смысл ограничения взаимодействия российских граждан с недружелюбными иностранными и международными неправительственными организациями не ясен, считает Юрий Синельщиков. Если во втором чтении эта неопределённость будет устранена, то фракция КПРФ, возможно, и поддержит законопроект, а пока, в первом чтении, коммунисты отказались участвовать в голосовании.
Другой законопроект из уже упомянутого триплета инициатив Комиссии по иностранному вмешательству затрагивает закон о выборах депутатов Государственной думы. В средствах массовой информации его уже окрестили как законопроект о новых «лишенцах», поскольку он лишает пассивного избирательного права, то есть возможности избираться в Госдуму тех, кто «причастен к деятельности организаций, признанных судом экстремистскими или террористическими». Причём эта норма будет ретроактивной: человека «просканируют» на «причастность» за срок до трёх лет, предшествующих судебному решению о признании организации экстремистской. Учредители или руководители такой организации не смогут избираться в Госдуму в течение пяти лет после вступления в силу решения суда, а рядовые сотрудники и «иные причастные» — в течение трёх лет.
Законопроект демонстративно нарушает статью 54 Конституции РФ, перечёркивая общепризнанный принцип права: закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, подчеркнул Юрий Синельщиков.
Сегодня в нашей стране экстремистскими признаны 83 организации, террористическими — 33 и почти 11 тысяч человек причастны к экстремизму и терроризму. «Причастность трактуется как прикосновенность к преступлению и не является соучастием», — пояснил один из авторов законопроекта «единоросс» Андрей Альшевских.
Судя по настрою парламентского большинства «пробежать» все три чтения законопроекта до окончания весенней сессии, число «причастных» к осенним выборам в Госдуму может существенно возрасти, поскольку любое соприкосновение человека с экстремистской организацией может быть расценено как пятно на его репутации. А экстремистской, если понадобится, нетрудно признать любую организацию, будь то хоть клуб любителей кошек, с сарказмом заметил один из депутатов.
К тому же обсуждение законопроекта так и не внесло ясности в вопрос: «А кто же будет устанавливать причастность?». Точно не суд. Тогда кто? Тот, кто стоит у дирижёрского пульта выборов?
«Юристы говорят, что законопроект должен быть признан неконституционным, если Конституционный суд хоть минимально проявит волю к жизни», — заявил Юрий Синельщиков. Впрочем, если это и произойдёт, то уже после парламентских выборов, когда махать кулаками будет уже бессмысленно.
Замыкают блок законодательных инициатив по противодействию иностранному вмешательству поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, усиливающие уголовную ответственность за участие в деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, признанных в нашей стране нежелательными. Для их организаторов уголовная ответственность наступает сразу же, а для остальных — лишь после прохождения стадии административной ответственности. Причём если раньше человек мог быть привлечён к уголовной ответственности после двукратного административного наказания за аналогичное деяние в течение одного года, то теперь достаточно и одного раза, исчезла и оговорка «в течение года». Таким образом, дамоклов меч уголовного наказания может висеть несколько лет, вплоть до истечения срока давности.
«Фракция КПРФ неоднократно обращала внимание на недопустимость введения в Уголовный кодекс статей с административной преюдицией, даже ставила перед правительством вопрос о необходимости пресечения такой законотворческой практики, которая противоречит принципам российского уголовного судопроизводства», — подчеркнул заслуженный юрист России Юрий Синельщиков.
Кстати, Верховный суд в своём заключении не поддержал этот законопроект. «Медведей», однако, это не остановило. Законопроект, как и два предыдущих, был принят в первом чтении.
Народная артистка России Жанна БОЛОТОВА в беседе с обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО
Третий год «Правда» ведёт упорную борьбу за спасение МХАТ имени М. Горького, который по праву называли много лет театром Татьяны Дорониной. А теперь такая же смертельная угроза нависла и над театром Николая Губенко, получившим при рождении от своего создателя прекрасное имя — «Содружество актёров Таганки».
Книжные магазины в Китае выдержали натиск начавшейся в 2020 году эпидемии COVID-19. Несмотря на то, что около 1500 из них закрылись, в стране появилось более 4000 новых.
Согласно отчёту, представленному на недавней конференции, в Пекине открылось 639 новых книжных магазинов, таким образом столица КНР заняла первое место среди городов страны по этому показателю.
Руководство Киргизии объявило о приватизации остатков государственной собственности и переписывании Трудового кодекса в интересах работодателей. Инициативы углубят неравенство и лишат страну возможности выйти из тяжелейшего кризиса.
Русскоязычное население Латвии представляет угрозу для местных властей. Об этом, как информирует агентство «Регнум», рассказал ополченец ДНР из Латвии Айо Бенес.
По его словам, русскоязычное население мешает латвийским властям в силу своей природной «соборности» и любви к коллективизму.Большой друг Беларуси
Центральный Комитет и Совет Коммунистической партии Беларуси с глубокой печалью восприняли известие о том, что на 82-м году жизни скончался большой друг Беларуси, известный советский и российский журналист, философ, специалист в области социальной философии и политологии, активный деятель КПРФ, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории политики МГУ имени М.В. Ломоносова, политический обозреватель газеты «Правда» Виктор Васильевич Трушков.
Коммунисты Алтайского края отстаивают в судах право на массовые акции
В Алтайском крае, как и во многих других регионах, власти под разными предлогами пытаются не позволить КПРФ проводить публичные мероприятия. Коммунисты края накопили немалый опыт оспаривания незаконных ограничений и отстаивают право свободно и публично выражать своё мнение.