Накануне 1 мая был освобождён от должности посол России в Белоруссии Михаил Бабич. Он пробыл на своём посту всего восемь месяцев. Случай в дипломатической практике небывалый.
И ЧТО УДИВИТЕЛЬНО. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объявил: в Кремле довольны работой Бабича. Выходит, уволили за то, что хорошо работал? Абсурд. Подобные объяснения обычно пускают в ход, чтобы скрыть истину.
За что же в действительности чиновник, облечённый особым доверием Владимира Путина, который назначил его одновременно своим специальным представителем по развитию торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией, лишился почётного сдвоенного поста?
Ответ, в общем-то, известен. Оказавшись в новой должности, посол-представитель, что называется, с ходу ринулся в бой. В интервью ТАСС он выступил против позиции Белоруссии по налоговому манёвру, который проводит Россия. Напомню: уменьшая вывозную пошлину на нефть, она одновременно повышает цену на её добычу. В итоге входящая цена нефти для Белоруссии растёт. И республика, уже потерявшая от этого 3,6 миллиарда, к 2025 году потеряет 10,5 миллиарда долларов.
Но это лишь верхушка айсберга, который нанёс сокрушительный удар по строившемуся Союзному государству. Дело в том, что договор о нём требует обеспечить необходимое для любого экономического союза равенство условий хозяйствования. А оно возможно лишь при ценовом равенстве, прежде всего — в сфере дефицитных для Белоруссии энергоносителей. По этой болевой точке, от которой зависело, будет ли создано общее, на равноправной основе, государство, российская сторона и нанесла удар. Цена на газ Белоруссии в одностороннем порядке была повышена почти вдвое, подняты для неё и цены на нефть. Экономический фундамент союза был разрушен. А сейчас к неравенству, заблокировавшему интеграционный процесс, добавился ещё и пресловутый налоговый манёвр, увеличивший это неравенство.
Но Михаил Бабич заявил, что Белоруссия просто хочет поддержки от России ещё на 3—4 миллиарда долларов в год. Умолчав при этом, что российская сторона, вопреки договору, незаконно берёт с неё миллиарды долларов за газ и нефть, а часть незаконно взятых средств, которые возвращает, выдаёт за «поддержку». И речь, в конце концов, надо вести не о «поддержке», а о том, почему не выполняется Союзный договор и блокируется интеграция.
Умолчав о главном, едва приступивший к своим обязанностям посол привёл «не-опровержимый» довод против белорусской позиции: неправильно, мол, решать спор Минска и Москвы из-за налогового манёвра в нефтяной отрасли РФ за счёт евразийских отношений. И тем самым в очередной раз подтвердил, что не желает признавать Союзный договор и откровенно ратует за то, чтобы перевести отношения наших стран на более низкий, чем предусмотрено в этом договоре, интеграционный уровень Евразийского экономического союза. А вдобавок посоветовал «белорусским партнёрам двигаться в сторону принятия решений по выравниванию условий хозяйствования». Хотя двигаться в эту сторону должна российская сторона.
Привёл Михаил Бабич ещё один довод против равенства экономических условий: обеспечить его невозможно «без формирования институциональных органов управления Союзного государства». Опять-таки умолчав, что формирование этих органов было отклонено и вынесено «за скобки» переговорного процесса под давлением российского руководства.
Исходя из своей позиции, в интервью одному из ведущих телеканалов он бросился в экономические расчёты. Базировались они по сути на той же антисоюзной платформе, противоречащей базовому двухстороннему договору. Как заявил официальный представитель МИД Белоруссии Анатолий Глаз, «отношения между нашими странами и народами гораздо более глубокие и всеобъемлющие, нежели искусственный, подтасованный набор цифр, за которые регулярно хватается российский дипломат. Но это его право определять для себя планку, которая превращает его в счетовода либо подающего надежды бухгалтера». Учитывая выступление Бабича против позиции Белоруссии, основанной на Союзном договоре, в МИД республики дали жёсткую оценку его некорректному поведению: «Господин посол не видит разницы между федеральным округом и независимым государством».
Почти двадцать лет назад, помнится, в Минск прибыл посол США Майкл Козак. Едва сойдя с трапа авиалайнера, он с прямотой солдафона рубанул: «Мы не можем вести никакого диалога с руководством республики по причине нелегитимности белорусских властей». Чем, естественно, многих поставил в недоумение: для чего же тогда прибыл послом в Белоруссию? Оказывается, не для дипломатической работы, которая, как известно, базируется на диалоге с официальными структурами страны, а, как следовало из дальнейших откровений мистера Козака, для «борьбы с режимом» и «продвижения демократии». То бишь известной неоимпериалистической аннексионистской политики США. В качестве главных он ставил задачи «подорвать» Союзное государство и «сломить и сместить Лукашенко». Боролся Козак с белорусским руководством три года, пока не был отозван в Вашингтон.
Но подход американского дипломата, перепутавшего независимую страну со штатом США, оказался живучим. Аукнувшись из недр политики США, он откликнулся в России. Указом Владимира Путина послом в союзную Белоруссию был назначен Дмитрий Аяцков. Бывший саратовский губернатор, одержимый идеями либерального рынка, в котором всё покупается и всё продаётся. Он первым в «новой России» выставил на продажу главное достояние народа — землю. И первым стал подбираться к торговле женским телом: предлагал легализовать проституцию, чтобы создать возможность для её «законного развития». Извечные славянские ценности вроде коллективизма и стремления к социальной справедливости, от которых не отступали в Белоруссии, мягко говоря, не вписывались в его «свободнорыночную» мораль. Как и государственное, в интересах всего общества, регулирование экономики и других жизненно важных сфер.
Ещё не успели просохнуть чернила на путинском указе, как новый Чрезвычайный и Полномочный открыл журналистам своё сокровенное желание: сломить главу государства, в которое направлен с посольской миссией.
— Трудно сломить Лукашенко, очень трудно. Он прочно стоит на ногах, — признал Аяцков. — Безусловно, ему необходимо в себе переломить главное, что Россия — это Россия, Белоруссия — это Белоруссия, Путин — это Путин, Лукашенко — это Лукашенко». Белорусский президент, предупредил он, «ни в коем случае не должен надувать щёки, что давно работает и кто-то у него должен быть на посылках».
Добраться до Минска Аяцкову не удалось: руководство республики не выдало агреман — согласие принять его в качестве главы дипломатического представительства.
И вот через 14 лет на должность посла в Белоруссии Кремлём был назначен Бабич. В первые же дни своей работы он заявил: «Я не буду ванькой-встанькой». И чем-то знакомым повеяло от его слов. Как и от интервью и высказываний несостоявшегося дипломата Аяцкова и посла США Козака. И хотя по форме его интервью и высказывания отличались от тех, которыми сыпали как из рога изобилия несостоявшийся дипломат Аяцков и посол США Козак, суть была одинакова: политика, проводившаяся против интересов Белоруссии и создания Союзного государства на равноправной основе. Это сходство политики российского и американского руководства недавно отметил Александр Лукашенко: «Каждый день слышу и читаю информацию, что наш основной торговый партнёр (Россия. — О.С.) всё больше и больше вводит санкций против Беларуси. Сами находятся под санкциями и осуждают это, и я тут их абсолютно поддерживаю. Но в то же время подобным оружием воюют против ближайших своих союзников».
Сходство не случайное. Превратив Россию в капиталистическую страну, её правители проводят свойственную капитализму политику. «Правда» уже знакомила читателей с выводом группы белорусских экспертов, сделанным около десяти лет назад («Разрушители интеграции находятся в Кремле», от 15—18 февраля с.г.): «Политика кремлёвского руководства, использующего нехватку в Белоруссии энергоносителей как рычаг давления на неё, заражена неоимпериализмом… Вот и последнего российского союзника на постсоветском пространстве — Белоруссию — пытаются перемолоть в олигархических жерновах. Сырьевые магнаты с молчаливого одобрения властей предержащих гнут свою линию, не думая о последствиях, стране и людях, живущих в Союзном государстве». Не думая даже о том, что удар приходился и по российским предприятиям, завязанным производственной цепочкой с белорусскими. А на таких предприятиях работали около десяти миллионов человек.
Отрыжка неоимпериализма, не знающего моральных, нравственных норм, проявилась не только в нефтегазовых и мясо-молочных войнах, которые развязывает российское руководство, но и в постоянно повторяющихся приступах изощрённой информационной войны против Белоруссии. И ситуация с Бабичем — лишь эпизод неоимпериалистической политики российского руководства. А сам Бабич — лишь винтик созданной этим руководством политической машины. Роль этого винтика он стал исполнять с неподдельным усердием (потому Кремль и признал его работу хорошей). Только перестарался: откровенно обнажил истинную политику своих хозяев по отношению к ближайшему союзнику. Такая откровенность, конечно же, им не по нутру. Вот и освободили посла-представителя, облечённого высочайшим доверием, от его сдвоенного поста. За излишнее усердие.
В минувший вторник, 14 мая, перед зданием Верховной Рады в Киеве проходил весьма немногочисленный пикет, участники которого требовали проведения инаугурации новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского.
АКЦИЯ выглядела как робкая попытка неких сил сподобить депутатов хоть на какие-то действия.ПОЖАЛУЙ, за всю историю участия нашей команды — МФК КПРФ — в чемпионатах российской Суперлиги по мини-футболу невозможно припомнить столь сенсационного начала борьбы за медали — стадии плей-офф турнира по итогам регулярного чемпионата. Сразу два фаворита — теперь уже экс-чемпион страны «Газпром-Югра» и «Синара» (Екатеринбург) — выбыли из борьбы уже в самом её начале, по итогам четвертьфиналов.
14 мая, после майских каникул, Госдума вернулась к работе. Представители четырёх парламентских фракций в строгой очерёдности подходили к микрофону, чтобы выкристаллизовать злобу дня.
У КАЖДОЙ политической партии, безусловно, своё видение того, что сегодня волнует общество. Тема солидарности трудящихся «красной нитью» пронизала выступление представителя КПРФ Александра Ющенко, который, отметив значение Первомая как символа борьбы трудового народа за свои права, за социальную справедливость, подчеркнул, что сегодня происходит тихое возвращение в «лихие 90-е».