Я — артековец. Не бывший — бывших артековцев не бывает. Кто был в этой пионерской здравнице, тот хранит ей верность. Недаром в одной из песен есть слова: «Артековец — сегодня, артековец — всегда».
НАПИСАЛ ЭТО и задумался. А поют ли ещё эту песню, живёт ли она в «Артеке», которому сегодня исполняется 95 лет? Ведь я отдыхал во Всесоюзном пионерском лагере ровно сорок пять лет назад, в юбилейную смену 50-летия «Артека». Наверное, многое изменилось в лагере в Крыму у подножия Медведь-горы.
Та праздничная смена 1975 года началась в мае. Чёрное море было ещё холодноватым, и купаться в первые дни нам разрешали по чуть-чуть. Но очень быстро мы, новые артековцы, поняли, что купание — не главное из артековских развлечений.
Весь день ребят «пионерской столицы» был расписан по часам, с раннего утра череда увлекательных дел: спортивные соревнования, конкурсы строя и песни, экскурсии в Ялту, Севастополь, в знаменитые крымские дворцы, посещение других достопримечательностей полуострова, прогулки на теплоходе вдоль побережья, занятия в кружках по интересам, пионерские костры…
А каким запоминающимся стал туристический поход на Аю-Даг, этот символ «Артека», гору, очертаниями напоминающую медведя, жадно приникшего к морю! Каждый артековец по традиции приносил на вершину камешек. На Аю-Даге за десятилетия вырос целый холм из таких камней. Восхождение на Медведь-гору — это своеобразное посвящение в артековцы, все отряды поднимаются на неё, и с каждым таким восхождением медведь, пьющий воду, немного «подрастает».
Ещё хорошо запомнилось, как мы жаркими аплодисментами приветствовали победителей — сборную команду нашего лагеря («Артек» делился на несколько лагерей, я отдыхал в «Прибрежном») по «снайперу».
Знаю, что сегодня в названии лагеря нет слова «пионерский». Так вот, мне, артековцу 1970-х, кажется это странным, непонятным и невозможным. Образ «Артека» в моей памяти неразрывно связан с историей пионерии, пионерской символикой, линейками и кострами, пионерскими песнями, именами Аркадия Гайдара, пионеров-героев. Снять с «Артека» пионерский галстук — это было всё равно, что забрать его душу. Такая «деполитизация», на мой взгляд, лишила «Артек» обаяния и славы.
Ведь неповторимость «Артека» была даже не в экскурсиях, играх и туристических походах, а в том замечательном духе единения, который рождала общность взглядов на мир пионеров, пионервожатых. Общими для артековцев были любовь к Родине, уважение к труду, стремление к справедливости, товарищество, интернационализм — эти прекрасные идеалы воспитывала в красногалстучных мальчишках и девчонках пионерская организация.
Моими товарищами по 8-му отряду дружины «Озёрной» были ребята из многих союзных республик Советской страны. Наши жизни ненадолго пересеклись в яркой точке под названием «Артек». А в судьбе «Артека» как в капле воды отразилась великая и драматичная история СССР.
Но история не стоит на месте. И сегодня, в день рождения «Артека», мне хочется верить, что придёт время и возродится великая страна. «Артек» снова станет Всесоюзным лагерем, повяжет красный галстук. И артековцы будущего вскинут руку в пионерском салюте.
У НАС в Конаковском районе Тверской области постоянно нарушаются сроки доставки печатных изданий. Я выписываю «Правду» с 2016 года, и всё это время она приходит ко мне со значительными задержками.
Попытки поговорить с руководством почтового отделения посёлка Новозавидовский успехом не увенчались, обращалась и к руководству Тверского областного главпочтамта. Бесполезно.