В Великую Отечественную войну сотни тысяч сынов и дочерей со всех сторон необъятной России потянулись на призывные пункты. Защищать Родину поднялся весь народ, от мала до велика. Отцы и сыновья ушли на фронт, а в деревнях остались женщины, старики и дети. Именно на их хрупкие плечи выпала тяжёлая доля. Буквально на себе пахали землю, растили хлеб, вручную косили пшеницу и траву, кормили скот, ловили рыбу. Сами жили впроголодь, но Красную Армию и город снабжали продовольствием.
В НАШЕМ Молчановском районе перед войной было свыше 50 деревень, а следовательно, свыше 50 колхозов и артелей.
На фронт ушли более пяти тысяч человек, вернулись — половина, из них много инвалидов и тяжело раненных. Именно сибирские полки спасли Москву, перемололи лучшие части вермахта. Наши земляки погибали, но верили, что их дети будут жить в светлом будущем. В этом году отмечается 75-летие Победы. Тяжело думать о тех, кто сложил головы. Не встанут они и не увидят, что сделали с нашей деревней, с малыми городами, с нашей Родиной наши горе-правители.
Так, в Молчановском районе из 50 осталось с большой натяжкой 13 населённых пунктов, остальные исчезли с лица земли. На их месте шумит тайга.
Прошлой весной районная газета «Знамя» напечатала отчёт об успешной призывной кампании в ряды армии.
Ребята призывались из одного военкомата на два района — Молчановского и Кривошеинского. Планировалось призвать 14 человек, комиссию прошли четверо, трое имеют отсрочку, призвали одного. Сравните: в войну ушли на фронт 5200 молчановцев, а нынче весной призвали — одного. Что случилось, что за мор прошёл по Сибири, ведь сибиряки были всегда самыми здоровыми, самыми выносливыми. Причина одна: то, что не смогли сделать фашисты, сделали предатели. Сначала Горбачёв, потом Ельцин. Они разрушили страну, уничтожили русскую деревню. Именно село кормило страну, растило защитников. Сейчас начатое ими дело продолжают их последователи — «единороссы».
Недавно прочитал в областной газете, что наш Молчановский район занял 2-е место по Российской Федерации и награждён серебряной медалью за развитие сельских территорий. Я бы скорее поверил, что у нас в районе нашли россыпи золота или алмазов. Подумают, может, я сошёл с ума, но на другой день встретил в райцентре знакомых, которые удивлены не меньше. Значит, с ума сошли в департаменте по социально-экономическому развитию села Томской области. Как в районе, где 90% полей заросло лесом и бурьяном, где нет ни одного агронома, могут быть самые высокие урожаи в области. В районе нет ни одного зоотехника, ни одного пастуха, а надои растут не по дням, а по часам и превысили 5000 литров на корову. Хотелось бы спросить, а где тогда эти зерно и молоко? Чтобы вывезти столько молока, надо два молоковоза, а нет ни одного.
Выходит, коммунисты были дураками, когда готовили кадры, открывали техникумы, институты. Оказывается, и без специалистов можно получать рекордные урожаи и надои. В районе сельхозруководители, похоже, не знают, что такое зябь, а про пары и вообще не слышали. За 30 лет не приобрели ни одной сеялки, ни одного культиватора, ни одного тяжёлого трактора. А зачем сберегать влагу, если можно сеять сразу по стерне и получать рекордные урожаи?
Я раскрою секрет небывалого подъёма Молчановского района. Главное — сделать нужный отчёт, такой, чтобы областное начальство устраивал. Посеять 100 га, а потом добавить ноль — и вот уже 1000 га, а то, что закрома пустые, ну кого это волнует? Риска никакого. Дело в том, что за приписки сейчас не наказывают, нет такой статьи в Уголовном кодексе. Вот и идут дутые цифры сначала в область, а потом в Москву. Президент и премьер нас уверяют по телевизору, что село у нас на подъёме, а на самом деле оно разбегается в разные стороны. В 1981 году, когда я приехал в Молчаново, в районе проживали 23 тысячи человек, сейчас — 12 тысяч с небольшим. Я помню, сколько было в деревнях молодёжи, и всем находилась работа. Сейчас в районе нет ни одного предприятия, кроме нефтяного. При этом безработица составляет 1,2%. Хотелось бы спросить у наших руководителей: а где же работают люди?
КОГДА выезжаешь в какую-нибудь деревню, становится жутко: пустые дома, разбитые окна, кругом бурьян, болтающаяся молодёжь. Я забыл, когда у нас в Сарафановке была свадьба. Всем ясно, что нынешний руководитель района Ю.Ю. Сальков работал раньше в департаменте по социально-экономическому развитию села Томской области модератором, то есть продвигал новые идеи и технологии под чутким руководством А.Ф. Кнора. Не знаю, есть ли специальное образование у нашего главного сельхозника. Так, в одной статье он пишет, что гордится животноводством нашей области. Складывается впечатление, что А.Ф. Кнор не знает, сколько же коров было и сколько осталось в области. Так вот, в 1980-е годы было 90 тысяч дойных коров, а сейчас осталось 13 тысяч. Так чем же вы гордитесь?
А если завтра война? Чем мы будем кормить нашу армию? Ведь даже село, если прекратить завоз продовольствия, через неделю будет голодать, так как у частников коров и свиней почти не осталось. Один закон о забое скота чего стоит! Оказывается, сегодня скот нельзя реализовать без забоя в специализированном пункте. А ближайший пункт от нас находится в Шегарском районе. Я хочу спросить у А.Ф. Кнора: какой дурак повезёт бить скот за 150 км? Зато приезжают всякие жулики, у них есть всякие справки с любыми печатями. Вот они и устанавливают цены. А крестьянину деваться некуда, потому он и отдаёт мясо за полцены. Короче, сделали всё, чтобы искоренить село. Поля и луга заброшены, работы нет, народ разбегается, а начальство получает премии, медали, продвигается по службе. Не понятна позиция наших соседей — чаинцев и кривошеинцев. Ведь если у нас, кроме бурьяна, ничего не растёт, но мы первые по области и даже по России, то, выходит, у них и этого нет. Вообще, полный крах.
У нас теперь вся надёжа на дикоросы. Ведь что ещё может предложить Молчановский район, кроме грибов, клюквы и кедрового ореха. Согласитесь, после такого провианта воевать не захочется.
В 80-е ГОДЫ в каждом районе был свой молочный завод, молока было много, но почему-то изобилия молочной продукции в магазинах не наблюдалось. Сейчас только одного сыра десятки сортов, колбасы — и того больше. Но вот почему-то колбасу эту коты не едят — мяса в ней нет. Хотелось бы спросить у Ю.Ю. Салькова: а что вы будете делать, если «наши друзья» из-за кордона прекратят поставки пальмового масла? На прилавках станет пусто, а корову за один год не вырастить. Что вы тогда «запоёте»?
Хочется спросить у нашего губернатора: зачем вы держите таких руководителей, которые вас обманывают? Село гибнет, люди уезжают, рождаемость упала, но зато смертность растёт и растёт. Чем занимается ваш заместитель по селу А.М. Рожков? Ведь деньги выделяют, и немалые, вы поинтересуйтесь, куда они идут. Все занялись строительством детских площадок, в некоторых сёлах уже по нескольку штук, поставили у сельских школ даже светофоры. Для кого, детей-то в деревнях нет. В классах — по 3—4 ученика. Учителя почти все пенсионного возраста.
В прошлом году осенью школьников не встретила Суйгинская средняя школа: оказалась в аварийном состоянии. А ведь пять лет назад эта школа была капитально отремонтирована. Были потрачены немалые денежные средства. ЧП областного масштаба! Но у нас тишина. Кто будет отвечать за это безобразие? Кто будет отвечать за то, что сегодня суйгинские ребятишки вынуждены учиться в помещении амбулатории? Но вместо того чтобы не допускать впредь таких ЧП, у нас руководство района награждают медалями. Поощряют: мол, действуйте, ребята, и дальше, в таком же духе! Так за что же сложили головы наши деды на фронтах Великой Отечественной войны?
У меня сложилось впечатление, что «Единая Россия» выступает в качестве «единорога», который регулярно своим рогом подкапывает корни дуба. А если уничтожить корни, то погибнет и сам дуб, погибнет Россия. У нас в стране имеется много программ по сохранению и спасению редких видов представителей флоры и фауны. Сейчас же в первую очередь нужно спасать русскую деревню.
Что пожнём?
Эксперты зернового рынка сделали первые прогнозы сбора зерна в этом году. Оценки выше урожая, полученного в 2019 году, который составил 120,7 млн тонн, в том числе 74,3 млн тонн пшеницы. Ранее свой прогноз обнародовал минсельхоз РФ — 125,3 млн тонн.
Рост тарифов на электроэнергию может взвинтить цены на овощи
Ох, недолго радуют нас огурчики, помидорчики с открытых грядок. Несезонные же овощи, выращиваемые в закрытом грунте, становятся для большинства населения не по карману.
ХОЙНИКСКИЙ район Гомельской области Белоруссии присоединился к республиканскому патриотическому проекту «Во славу общей Победы!». Землю с захоронений воинов, мирных жителей, павших от рук фашистских карателей, засыпали в капсулу на митинге у братской могилы в райцентре.