Когда выйдет этот номер газеты, в Киеве уже станет окончательно известна судьба нынешнего кабинета министров.
НА ПОЛДЕНЬ 4 марта было ясно, что кресла в здании, где размещается правительство, зашатались во всех его главных кабинетах, так как с утра Комитет Верховной рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления и градостроительства решил рекомендовать депутатам принять отставку премьер-министра Украины Алексея Гончарука.
Острой стадии кризиса предшествовал ряд громких заявлений. Так, министр финансов Оксана Маркарова, комментируя отчёт министерства «Выполнение государственного бюджета: февраль 2020 года», признала, что доходы общего фонда госбюджета в феврале 2020-го выполнены на 93,7% от установленного плана.
Многочисленная армия пенсионеров была неприятно шокирована новостью, что давно ими ожидаемая индексация пенсий переносится. И не на какие-то там пару месяцев, а на начало другого сезона, прямиком на сентябрь.
Не далее как 1 марта премьер-министр Алексей Гончарук на вопрос журналистов, что же будет с пересчётом пенсий и когда его ждать, ответил: согласно законодательству, в течение года кабмин обязан принять решение, и нет чёткого периода, когда оно должно быть принято и с какой даты должна происходить индексация. Но уже вечером того же дня оказалось: ни в марте, ни в ближайшие месяцы никакого пересчёта пенсий не будет. Как следует из официальной новости на сайте кабмина, индексация запланирована только на сентябрь.
Индексация предусмотрена законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», согласно которому она проводится ежегодно. Первый раз такое автоматическое повышение пенсий было в марте прошлого года, и поэтому ожидалось, что следующее произойдёт в марте этого. Однако в законе не указан конкретный месяц, когда это нужно сделать, чем и воспользовались в правительстве.
Смысл индексации теряется, если её проводить не в начале года, а в конце, так как прошлогодние показатели, берущиеся за основу для расчётов, устаревают. Предупредив, что индексация отложена на полгода, министр социальной политики Юлия Соколовская не указала причину переноса, которая лежит на поверхности: у правительства просто нет на это денег. Вместо этого свой пост в интернете она начала с бравурных обещаний, что индексация будет, а вместе с ней и «новая стратегия увеличения пенсий», которую правительственная команда и депутаты Верховной рады разработали по поручению президента страны Владимира Зеленского.
Если индексацию пенсий провели бы в марте, то потребовалось бы в период март — декабрь изыскать 22 млрд гривен (одна гривна равна 2,66 руб.). Но за счёт сдвига на сентябрь эти доплаты потребуют от правительства выложить всего лишь 8,8 млрд. Экономия составит 13,2 млрд гривен.