В Киргизии продолжаются выступления против законопроекта «О профсоюзах». Принятый в первом чтении, он, несмотря на протесты, готовится к окончательному утверждению. По мнению активистов, это уничтожит систему защиты прав трудящихся и позволит заинтересованным лицам прибрать к рукам собственность Федерации профсоюзов.
НАСТУПЛЕНИЕ капитала на труд в Киргизии приобретает всё более наглые и ожесточённые формы. В качестве тарана выбран проект закона «О профсоюзах», который должен заменить ныне действующий, принятый более двадцати лет назад документ.
Как уже сообщала «Правда» (см. номер от 30 апреля — 6 мая с.г.), его принятие было инициировано группой депутатов парламента. Они вынесли проект на общественное обсуждение, но, как это часто бывает в «демократических» постсоветских странах, процедура носила чисто формальный характер. По словам профсоюзных активистов, разработчикам направили множество замечаний и поправок, однако все они были проигнорированы. Единственным отличием варианта, предложенного на рассмотрение палаты, от первоначального стала… перестановка абзацев.
Столь «радикально усовершенствованный» текст в итоге был принят в первом чтении, что произошло 13 июня, и сразу после этого инициаторы попытались добиться его окончательного утверждения. Однако серия акций протеста, в которых приняли участие сотни человек, видимо, охладила пыл законодателей. На летние каникулы депутаты ушли, так и не приняв документ во втором и третьем чтениях.
Но с началом нового политического сезона атаки возобновились. Законопроект «О профсоюзах» внесён в календарный план работы парламента и может быть рассмотрен в ближайшие дни. В связи с этим руководители ряда отраслевых профсоюзов провели брифинги, на которых в очередной раз высказали свои опасения. Главное из них заключается в том, что власти хотят полностью уничтожить независимость организаций по защите прав трудящихся. Согласно проекту закона, локальные, региональные и отраслевые профсоюзы войдут в состав Федерации профсоюзов Киргизии. Последняя станет единственным полномочным представителем работников и членских организаций в социальном партнёрстве с правительством страны.
По утверждению депутатов, это позволит повысить эффективность деятельности профсоюзных организаций, добиться системной работы и ответственности профсоюзов и их членов за принимаемые решения. Критики законопроекта называют подобные утверждения прикрытием истинных целей. По их словам, профсоюзная сеть превратится в «монархию» — строго структурированную систему без намёка на самостоятельность. Как отметил председатель центрального комитета Горно-металлургического профсоюза Эльдар Таджибаев, документ «направлен не на усиление роли профсоюзов, а на установление коррупционной системы, при которой председатель Федерации профсоюзов получит безграничную автократическую власть и будет практически единолично принимать решения. А совет федерации — коллегиальный орган — займёт соглашательскую, покорную позицию, так как станет зависимым, подконтрольным руководителю».
Этой же цели служат другие статьи скандального законопроекта. Например, в нём содержатся требования к уставу любого профсоюза, включая его организационную структуру и порядок формирования, права и обязанности в качестве членской организации и т.д. Как напоминают активисты, это грубо нарушает ратифицированные Бишкеком конвенции Международной организации труда (МОТ). В них подчёркивается право профсоюзов самостоятельно определять структуру, форму и виды объединений, а также устанавливать свои органы управления и сроки их полномочий. Кроме того, права вступать в профсоюзы лишаются учащиеся вузов и пенсионеры, исключается пункт, требующий от председателя федерации проработать не менее пяти лет в профсоюзной системе.
С осуждением инициативы выступили международные организации. Помимо МОТ, с призывом к президенту, правительству и парламенту Киргизии не принимать нормативный акт в такой редакции обратились Международная конфедерация профсоюзов, глобальный союз промышленных профсоюзов IndustriALL и ряд других объединений. «Цель законопроекта политическая — поставить под жёсткий контроль независимое профсоюзное движение… и лишить профсоюзы на отраслевом уровне и на предприятиях какой-либо самостоятельности», — заявил региональный секретарь союза IndustriALL Вадим Борисов.
Но руководство республики, обычно чутко реагирующее на мнение зарубежных структур, теперь действует по принципу: «Ничего не вижу, ничего не слышу». У такого подхода может быть несколько причин. Во-первых, по данным активистов, к принятию нового закона власть подталкивают западные кредитные организации, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд. Во-вторых, очень лакомым куском является имущество Федерации профсоюзов, включающее санатории и дома отдыха. Критики депутатской инициативы в связи с этим обращают внимание на то, что супруга нынешнего председателя Федерации профсоюзов Мирбека Асанакунова — Гулкан Молдобекова — является главой парламентского комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению, ответственного за прохождение законопроекта.
В случае если власти добьются своего, 700 тысяч членов профсоюзов Киргизии могут остаться без какой-либо реальной защиты и потерять последние права. Этот вопрос особенно актуален, учитывая, что число трудовых конфликтов на предприятиях страны постоянно растёт. За последнее время протесты прошли в золоторудной компании «Алтынкен», на горно-обогатительном комбинате «Ак-Тюз», на золото-медном месторождении «Кичи-Чараат» и т.д. Но чем выше сознательность рабочих и чем громче их голос в защиту своих прав, тем ожесточённее становится сопротивление капитала и власти, обслуживающей его интересы.
В ЧЕЛЯБИНСКЕ АЛКОМАРКЕТОВ И ПИВНЫХ СТАЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОДУКТОВЫХ МАГАЗИНОВ. Число алкомаркетов в столице Южного Урала выросло за год на 35% — до 1,1 тысячи. Если к этой цифре добавить 940 пивнушек (за год приросли на 34%), то количество алкоточек превысит 2 тысячи, что на 11% больше, чем продуктовых магазинов и супермаркетов (1,8 тысячи), насчитывающихся в городе.