Наглый назначенец фальсифицирует МХАТ

Наглый назначенец фальсифицирует МХАТ

№110 (30897) 4—7 октября 2019 года
4 полоса
Автор: Виктор КОЖЕМЯКО.

Чтобы спасти уникальный театр, необходимо срочно определить точный диагноз

Мечтать никому не запрещено. Поэт даже пошутил: «Мы все глядим в Наполеоны». Но шутка, воспринятая всерьёз, может привести и к диагнозу клиническому. Всё-таки лучше, чтобы мечты свои человек основывал на реальных, от природы данных ему способностях.

Между тем тут бывают роковые и непреодолимые расхождения. А результат получается... Ну как сказать? С одной стороны — курам на смех, с другой же — плачевный до слёз.

Явление его стало весьма неожиданным

Говорить будем о персонаже, который за последнее время на страницах «Правды» фигурировал неоднократно. С тех пор как в декабре прошлого года (совершенно неожиданно для всей страны!) он, Эдуард Владиславович Бояков, сменил на посту художественного руководителя легендарного МХАТ имени М. Горького Татьяну Васильевну Доронину.

Никому, я думаю, не надо объяснять, кто она. Это знают все. А вот преемник её, назначенный министерством культуры РФ, широко известен, как говорится, лишь в узких кругах. Мало того, известность этого назначенца больше негативная, скандальная и вызывает массу вопросов.

Многие из них в нашей газете уже поставлены. Есть ли смысл повторяться?

Его не было бы при одном условии: вопросы услышаны теми, к кому они обращены, и, соответственно, приняты необходимые меры. Но этого нет! Наоборот, всё, что вызывало и вызывает серьёзнейшую тревогу за судьбу выдающегося русского театра, неуклоннно утверждается и углубляется.

Хотите факты? Их множество. О некоторых «Правда» сообщала в недавней публикации под заголовком «Уничтожение МХАТ продолжается» (номер от 3—4 сентября). А сейчас приведу ещё один, возникший уже после публикации той статьи.

Мы рассказывали, что Бояков одержим стремлением вытравить из стен и окружения захваченного театра память о своей великой предшественнице. Уничтожаются её портреты и афиши, ликвидируются созданные ею интерьеры, витрины, выставки. Так вот, вместо одной из витрин на фасаде МХАТ, где были размещены фотографии сцен из лучших спектаклей, появился крупный рекламный текст, завершающийся таким пассажем:

«МХАТ — это продолжение традиций великих основоположников руководителями театра разных лет: И. Москвиным, О. Ефремовым, Т. Дорониной, Э. Бояковым».

Последний, согласитесь, просто великолепен здесь. Какова соразмерность! Москвин — и Бояков; Ефремов, Доронина — и опять же он, Эдуард Владиславович. По-моему, даже куры, попади они сюда, расхохотались бы над столь удивительным построением имён.

Почему-то не упомянул новый худрук, себя не забывший, народного артиста СССР Михаила Кедрова, который был главным режиссёром МХАТ почти целое десятилетие. Видно, не считает его достойным находиться в одном ряду с ним, Бояковым...

Что он думает о себе и что реально может

Легко убедиться: от скромности Эдуард Бояков уж точно не умрёт. А всё-таки сразу же, при фантастическом его назначении, интересно мне было, осознаёт ли сам, хоть в какой-то степени, насколько не соответствует он предложенной должности.

Конечно, это глубоко потаённая и тонкая сфера психологии, которая «со стороны» распознаётся далеко не всегда. Но факт, что от него нигде и ни разу не прозвучало даже малейшего сомнения: а может быть, чересчур для меня громоздиться на место, которое занимали некогда Станиславский с Немировичем-Данченко?

Значит, решил, что ему такое по силам. Наверное, и знаменитый девиз от Чубайса поспособствовал: «Больше наглости!» Как бы то ни было, но, вообразив себя вдруг театральной птицей очень большого полёта, ринулся в распахнутые для него двери святилища под высоким званием МХАТ.

Что ж, маниакальные сдвиги в голове могут произойти у каждого. Только ведь Бояков явился во МХАТ на высшую должность не сам по себе — двери сюда ему действительно распахнули. Кто же это? И почему? Какие данные сего персонажа стали основой поразительного кадрового решения?

Официально оформлялось оно, как уже отмечено выше, в министерстве культуры, хотя, говорят, были инициаторы и большего уровня. А вот насчёт данных выдвиженца хочется в отчаянии просто кричать.

Однажды я уже подчёркивал, с чего начиналась биографическая справка о Боякове, появившаяся в правительственной «Российской газете» через день после назначения его во МХАТ. Повторю:

«Эдуард Бояков в начале 90-х годов провёл первую в России негосударственную внешнеторговую сделку с нефтью».

О, как видите, заслуга перед российским капитализмом несомненная! И если бы выдвигали этого господина куда-нибудь в сфере бизнеса, вряд ли кто удивился бы. Но театр, да ещё такой уникальный, как МХАТ...

Сам-то Бояков, потянувшийся после нефти к искусству, в том числе к театральным кругам, видимо, всё же считает, будто это и есть его призвание. Только между тем, что думает он о себе, и тем, что может, — дистанция огромного размера.

Ладно, сам этого не понимает. Однако обязаны были рассмотреть и понять назначавшие его главой Московского Художественного академического театра имени М. Горького. Казалось бы, ясно: чтобы занять столь ответственный пост, необходимо предъявить достойные свои работы в других театрах, которые дают ему право на МХАТ. Но ведь таких работ не было и близко!

А не было потому, что он не умеет, не может. Думается, вполне уважительная причина, дабы вопрос о МХАТ применительно к данному кадру снять сразу и навсегда. Увы, не сняли.

Между тем есть определение, которое в данном случае абсолютно уместно: профнепригодность.

Театрального образования — ни актёрского, ни режиссёрского — у Боякова нет (окончил факультет журналистики Воронежского университета). Опыт своеобразный: «запускать проекты».

В упомянутой справке «Российской газеты» о нём перечислены фестивали «Золотая маска» и «Новая драма», театр «Практика» и «Политтеатр», проект «Человек.doc.». Но во всём этом функции Боякова не творческие, а менеджерские. Когда же начал давать советы мхатовским актёрам, некоторые с трудом удерживались от смеха. И что можно сказать, например, про репетиции «по скайпу» (по телевизору, то бишь!) — небывалое в театрах дело, опробованное Эдуардом Владиславовичем и повергшее многих в шок...

А потом переобулся — на ходу и... на словах

Кроме всего прочего, при рассмотрении кандидатуры Боякова во МХАТ нельзя было не обратить внимания на следующие обстоятельства. Нигде на предыдущих местах работы он подолгу не задерживался. Скажем, в 2013 году стал ректором Воронежской государственной академии искусств, а уже через год с небольшим, в 2015-м, был снят с этого поста.

Причём почти все его прощания с должностями происходили не только из-за той самой профнепригодности, но и были сопряжены с финансовыми нарушениями разного масштаба. Видно, тяга к деньгам не угасла с «нефтяных» его времён, ну а умение выходить сухим из воды, как уверяют знатоки, у Боякова редкостное.

Пора сказать и ещё об очень важном — о бояковских ценностях в искусстве. Поскольку на кону судьба великого русского психологического, реалистического театра, достойнейшим воплощением которого изначально был Московский Художественный театр, вкусы и принципы его нынешнего руководителя имеют решающее значение. А какие они?

Ох, знаете ли, витиеватая проблема! Если окинуть мысленным взором пору становления, формирования и основной деятельности нашего героя, перед нами — фанатичный модернист до мозга костей, которому все эти «реализмы» и «психологии» глубоко ненавистны.

Едва ли он хоть раз бывал в зрительном зале МХАТ имени М. Горького. Его ближайший соратник — «галерист» Марат Гельман, вознамерившийся, если слыхали, «модернизировать» образ города Пермь. Конечно, сами Гельман и Бояков рисовать и ваять ничего не могли, но деньги на это и на подходящих исполнителей находили.

И рождались «шедевры» типа «Загляни под хвост России». Фигура коровы с надписью «Россия», под хвост которой вас и приглашали заглянуть…

В подобном направлении двинулась «новая драма», апологетом которой стал Бояков. «Сверху» на такое смотрели снисходительно и даже поощряли. Однако со временем чуткий нос Боякова ощутил определённые перемены в отношении власти к «новациям», которыми он увлекался. А поскольку ему хотелось богато жить, «переобулся» он очень быстро — буквально на ходу. И, конечно, больше на словах.

Трудно ли провозгласить, что основы России — это православие, самодержавие, народность? Он и провозгласил, в соответствии с известной формулой царского министра середины ХIХ века. Трудно ли повторять, как важна для нас в искусстве традиция? Он и повторяет.

Слова, слова, слова…

«Хочут свою образованность показать»

Да, если что-то ему дано или сам он освоил, так это сомнительной ценности способность к заумному словокручению. Многозначительное на слух, густо насыщенное иноязом, оно слушателям и читателям зачастую совершенно непонятно, а коли получше разобраться — бессмысленно.

Однако гипнотизирует! Кому-то и в самом деле начинает казаться, что вещает незаурядный интеллектуал, до которого всем остальным ещё расти да расти. А фактически — пустота, которая выдаётся за нечто. Поневоле вспомнишь из чеховской «Свадьбы»: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном».

Налицо невероятный парадокс. Человек, провозгласивший себя, в соответствии с конъюнктурой, борцом за «русскость», говорить по-русски не умеет! Переводчик ему нужен, не иначе.

Например, заявляет: «МХАТ — это трендсеттер, институция, диктующая моду». Каково?

Или далее: «Художественный театр — это, исторически, мультидисциплинарность… Отличительная черта этого пространства — тотальная доступность».

Или ещё так: «Решать поставленные задачи должны актёры. А значит, нужна новая актёрская антропология».

Извините, но что это значит? Бояков продолжает: «Многие сегодняшние актёры и, шире, художники теряют не только эстетические и идеологические ориентиры, они теряют антропологическую идентичность». Заумно, ничего не скажешь. Наверное, перестают быть людьми?

И Бояков, не вдаваясь в конкретику, выносит свой вердикт — по его выражению, «просто и определённо»: оправдания этому нет. Мало того, он разражается по сему поводу высокопарной нравоучительной тирадой:

«Актёр, режиссёр, художник — это жрец. Его цель и смысл — служение Высшему. Его тело, голос, ментальность, психофизика, память, навыки — инструменты этого служения. Чтобы решить задачи, о которых говорилось выше, нужна серьёзная работа актёра над собой, нужна осознанная духовная практика».

Выдаётся всё это, обратите внимание, как некое открытие от Боякова. Будто и не было гениальной книги К.С. Станиславского, которую он так и назвал: «Работа актёра над собой». Словно и не посвятила той же коренной для театра теме Т.В. Доронина много страниц в своей интереснейшей книге «Дневник актрисы».

Но для Боякова по-настоящему интересен и важен только он сам. Отсюда и словесные замахи его. Ну, скажем, такого рода:

«В условиях, когда многие театры добровольно расписываются в своей теоретической немощи, МХАТ им. М. Горького берёт на себя смелость запустить процесс «концептуализации», стать одним из центров теоретического осмысления текущей театральной реальности».

Во как! Совершенно очевидно, что МХАТ им. М. Горького в данном громогласном заявлении — это опять он, «теоретик» Бояков. Обуян страстью выстраивать «концепции», поучая всех, кто доступен, своими претенциозными и путаными, невнятными и противоречивыми словоизвержениями.

Едва объявлен был худруком МХАТ, немедленно возжелал набрать свой курс в знаменитом ГИТИСе — ныне Российской государственной академии театрального искусства. Когда же возникло препятствие (всё-таки театрального образования не имеет), выход быстро нашёл. В собственном духе: пусть по названию это будет курс народного артиста России Валентина Клементьева, но командовать реально стану я.

А чего там! Как-никак в театре-то Клементьев — его подчинённый…

Но что делается в театре?

Действительно, главнейший ведь это вопрос. Фантазий, мечтаний, прожектов, в том числе далёких от МХАТ, у Боякова уйма. Однако ему вверено дело всероссийской значимости, важнее которого, казалось бы, сегодня для него быть не может. И что?

В ситуациях, когда новый человек приходит к руководству театральным коллективом, очень много значит вступительная заявка — первый спектакль. Для Боякова (не считая взятой «со стороны» скороспелки А. Кончаловского) стал таковым «Последний герой».

Ещё до спектакля буквально поразил многих выбор пьесы. Когда постоянные зрители МХАТ прочли в интернете это сочинение некоего Ивана Крепостного (псевдоним Тимофея Зиновьевича Ильевского из города Бреста), ужаснулись прежде всего тому, что от первой страницы до последней напичкан текст ненормативной лексикой, то есть матерщиной. И такое — в академический театр?!

На встрече со зрителями, которая была у Боякова в начале марта, его атаковали категорическим неприятием готовящейся постановки. Многолетних поклонников МХАТ не убедили заверения нового худрука, что мат из текста будет убран. Все говорили: пьеса в целом крайне слабая, бездарная и беспомощная, а о каком-либо позитивном воспитательном влиянии её и думать не приходится — только сугубо негативное.

Тем не менее премьера состоялась. И стало ясно, что приглашённый Бояковым режиссёр Руслан Маликов (давний его приятель по деяниям подвального театра «Практика») не преодолел, а даже существенно усилил вопиющие недостатки, заложенные в пьесе. Зрители кричали: «Позор!»

Согласитесь, вся история с этим спектаклем чрезвычайно показательна. Если Бояков выбирает именно такую пьесу как программную для себя на сцене МХАТ, значит, реально не изменился со времён особой близости к одиозному «галеристу» Гельману. Ведь по существу «Последний герой» — это театральная вариация на уже известную нам тему «Загляни под хвост России».

А маниакальное упорство, с каким худрук отстаивает этот спектакль, несмотря на острейшую критику, подтверждает: его разглагольствования о верности «русской традиции», о «русском национальном театре» и т.п. — просто болтовня для маскировки.

Помню, едва заняв новую должность, охваченный эйфорией Бояков неосторожно обронил: «В апреле репертуар театра вы не узнаете». Несомненно, таким и было его заветное наполеоновское мечтание. Но он по-хлестаковски хватил лишку. Сильно поспешил. Теперь октябрь, мы приближаемся уже к годовщине бояковского правления в МХАТ, а на репертуаре, доставшемся от Т.В. Дорониной, театр держится в основном до сих пор. Хотя начавшиеся удары и вторжения успели нанести ущерб весьма ощутимый.

Завтрашний день — в тревоге и тумане

Очень тревожными либо по крайней мере туманными видятся и перспективы. Почему? Из-за отмеченной уже бояковской мании пускать пыль в глаза, запутывать всё словесной эквилибристикой, безоглядно выдавать желаемое за действительное. Есть такое выражение: «Вали кулём — после разберём». Вот это как раз Эдуард Владиславович.

Сколько читали и слышали мы от него бравурных обещаний! А сбывается немногое. Вот и на сей раз: аж 15 страниц занял рекламный текст «Новый театральный сезон МХАТ имени М. Горького». Читаешь — и голова начинает кружиться от обилия цифр и названий.

Но когда вдумаешься да как следует разберёшься, то понимаешь: во-первых, тут полно очковтирательства; а во-вторых — ни в коем случае всё перечисленное не может осуществиться. И, наконец, самый главный вопрос: а каким будет качество того, что удастся осуществить? Мы же имеем урок «Последнего героя».

Рекламное заявление наверняка свидетельствует лишь об одном — об изощрённости Боякова-пиарщика. Для наглядности приведу дословно выдержку с первой страницы. Лично я ничего подобного никогда не встречал. Думаю, вы — тоже. Так познакомьтесь со сверхоригинальным анонсом в цифрах Э.В. Боякова на предстоящий театральный сезон:

«— 11 спектаклей о прошлом

— 5 спектаклей о настоящем

— 2 спектакля о будущем

— 3 спектакля про Древнюю Русь

— 4 спектакля про СССР

— 1 (очень значимый) спектакль о Великой Отечественной войне

— 2 спектакля-сказки

— 2 спектакля в жанре фантастики

— 3 спектакля про святых

— 9 спектаклей с главным героем-мужчиной

— 2 спектакля с главными героинями-женщинами

— 4 спектакля с семьёй в роли главного героя

— 1 спектакль с цифровыми людьми в главной роли

— 1 спектакль с участием инопланетян

— 2 спектакля с главными героями-детьми

— 4 биографических спектакля».

К вопросу об очковтирательстве. Конкретизация приведённых цифр в названиях следует на дальнейших страницах, и я попробовал кое-что сверить. Например, такую строку: «—1 (очень значимый) спектакль о Великой Отечественной войне».

Бояков так и определил: «очень значимый». Какой же конкретно? Внимательно изучив всё перечисление спектаклей с краткими комментариями, нахожу, что о Великой Отечественной здесь — «Тёркин и другие». И что это? Бояков сообщает: «Авторы — поэты военных лет. Военно-патриотическая композиция из стихов и песен на военную тему».

Обращаю внимание, что перечисляются якобы премьеры, то есть новые спектакли сезона 2019—2020 годов. Однако можно ли назвать спектаклем, да тем более новым, да ещё и очень значимым, поэтический вечер, где актёры просто читают стихи и некоторые поют?

Нет, это не спектакль! И, безусловно, никакая не премьера, ибо в День Победы нынешнего года здесь такое уже было. Бывает, кстати, и в других театрах — в памятные дни 9 Мая и 22 июня. Но спектаклями, премьерами эти вечера нигде не называют.

Замечу: на сцене МХАТ много лет существовал и пользовался успехом настоящий спектакль под похожим названием: «Тёркин жив — и будет!». Но это режиссёрская работа Дорониной, поэтому Бояков предпочёл теперь в репертуар её не включать. Он снял и замечательный доронинский спектакль о военном времени по пьесе Константина Симонова «Так и будет».

Правда, когда недавно отбирались постановки для первых при Боякове гастролей театра, среди пяти утверждённых спектаклей три были взяты из репертуара доронинского, а один, «Женитьба Белугина», — поставленный опять-таки лично ею, причём тринадцать лет назад.

Увы, уже после сентябрьских гастролей полюбившуюся зрителям «Женитьбу Белугина» он в репертуар не включил. По причине экстраординарной: исполнители главных ролей заслуженные артисты России Андрей Чубченко и Лидия Матасова оказались среди тех, кто активно выступил против разрушительных действий Боякова и за возвращение народной артистки СССР Татьяны Дорониной на должность истинного руководителя МХАТ.

Ну этого Бояков стерпеть не мог. Обозвал недовольных им «неликвидными, нездоровыми актёрами» и лишил ролей. А «неликвидные»-то на деле были ведущими, на них держались лучшие спектакли, которые теперь из репертуара изымаются.

Не идёт сейчас на мхатовской сцене «Вишнёвый сад». Не видят здесь зрители «На дне». И нет «Дикарки», «На всякого мудреца довольно простоты», «Как боги», а также ещё целого ряда спектаклей, пользовавшихся успехом. Он, Бояков, так решил, потому что играющие тут актёры стали для него неугодными.

Что же это, как не разрушение театра?

Между тем в рекламируемых планах МХАТ на будущее — «Парикмахерша», взятая из упоминавшейся подвальной «Практики», а ставить будет знакомый нам по «Последнему герою» Руслан Маликов. Уже нечто можно себе представить…

Впрочем, качеством будущих спектаклей Бояков, судя по всему, не очень озабочен. Сейчас он всецело поглощён реализацией ещё одной маниакальной своей затеи: превратить выдающийся психологический русский театр в некое подобие торгово-развлекательного центра. Сам называет это иначе, но суть от того не меняется. Убедитесь, прочитав опубликованную им программу:

«ОТКРЫТЫЕ СЦЕНЫ МХАТ

Новый культурно-просветительский кластер для горожан, которые ищут живые смыслы и образы, которые верят в способность театра объединять творческие практики.

МХАТ на протяжении многих десятилетий был центром притяжения, местом встречи важных политиков, ярких женщин, легендарных артистов, композиторов, литераторов, художников, ставших символами эпохи. МХАТ привлекал лучших из лучших: Головина, Рериха, Бенуа, Чехова, Горького, Андреева, Булгакова, Леонова, Татлина...

«ОТКРЫТЫЕ СЦЕНЫ МХАТ» — это возвращение театра к своим истокам. Мультидисциплинарность, смешение творческих акцентов и языков — принцип современной культуры. Основатели театра, Станиславский и Немирович-Данченко, раньше футуристов и дадаистов воплотили эту тенденцию, создав уникальное профессиональное и любительское сообщество вокруг театра.

«ОТКРЫТЫЕ СЦЕНЫ МХАТ» работают каждый день, с утра и до позднего вечера. Зрителей ждут культурные и образовательные события: от йоги до лекций крупнейших отечественных и зарубежных интеллектуалов, от практик тела до поэтических перформансов, от детских студий до обсуждения сугубо взрослых тем, от светских дискуссий до религиозных диспутов, от спектаклей на Большой и Малой сценах до рэпа на Третьей сцене.

14 площадок и сцен, кафе, книжный магазин, свободный доступ, возможность купить билеты на любое событие прямо на месте или онлайн.

Художественный руководитель театра

Э.В. БОЯКОВ».

«Кластер», йога, «практики тела»… Да при чём же тут МХАТ?! Однако стало известно, что на всю эту фальсификацию прославленного в мире театра министр культуры Владимир Мединский обещал отвалить аж 150 миллионов рублей. Будет где мании Боякова разгуляться!

Только вот с неотвратимой остротой снова и снова встаёт вопрос, многократно прозвучавший в письмах читателей «Правды»: «Так нужна ли нынешней российской власти культура?»

Похоже, что нет, не нужна.

Просмотров: 2510

Другие статьи номера

Денег хватает только на бутылку

В ЧЕЛЯБИНСКЕ АЛКОМАРКЕТОВ И ПИВНЫХ СТАЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОДУКТОВЫХ МАГАЗИНОВ. Число алкомаркетов в столице Южного Урала выросло за год на 35% — до 1,1 тысячи. Если к этой цифре добавить 940 пивнушек (за год приросли на 34%), то количество алкоточек превысит 2 тысячи, что на 11% больше, чем продуктовых магазинов и супермаркетов (1,8 тысячи), насчитывающихся в городе.

Плитка, стройка, долгострой…
Когда-то небезызвестный Козьма Прутков на вопрос «Зачем вы пишете стихи?» отвечал: «Я поэт. Поэт даровитый. Я хочу славы». По всей видимости, московскому градоначальнику Сергею Собянину тоже очень хочется славы. Только не поэтической, конечно, а славы великого строителя.
Предательство, равного которому не знала история
Происшедшие 30 лет назад в странах Восточной Европы события, которые «западники» и их российские прихлебатели с восторгом называют «бархатными революциями», были результатом невиданных в истории подлости и предательства, совершённых Михаилом Горбачёвым и кучкой окружавших его прохвостов и двурушников. Помимо прочего, именно в тот момент и был дан «зелёный свет» агрессивному движению блока НАТО на восток, которое продолжается и сегодня. Потому что с предателями и капитулянтами никто никогда никаких «джентльменских соглашений» не заключает и тем более не выполняет.
В верхах новые политические «чистки»
«Увеличение числа арестов высокопоставленных чиновников и депутатов объясняется битвой кланов, борьбой за ресурсы и обдуманной политикой Кремля», — пишет Бенуа Виткин, московский корреспондент ведущей французской газеты «Монд».
«Почёт» с превышением
Какими только законодательными и юридическими перлами не потчует власть наше многострадальное общество! Начиная с самого «верха» — законотворчества депутатов Госдумы, где властное большинство регулярно протаскивает «в жизнь» законы и иные акты один нелепее другого, типа «Закона о рыбалке» или «Закона о валежнике». Но и коллеги-«единороссы» в провинции стараются не отставать от центра. Очередной вопиющий случай зафиксирован на Кубани.
Сказ о летунах с претензией
В советскую пору было такое презрительное определение: «летун», то есть человек без стержня, не способный ни серьёзно освоить какое-либо ремесло, ни ужиться в коллективе. Это хлёсткое словцо как-то само собой выплыло из моря памяти, когда прочитал информацию о том, что генеральным директором предназначенного к строительству в столице транспортно-пересадочного узла «Нагатинский» назначен А.Д. Рогозин. СМИ уверяли, что ответственное дело поручено человеку, имеющему профессиональное образование и большой управленческий опыт. Но стоило посмотреть его послужной список, как всплыло непочтительное слово «летун».
Растущие бреши «санитарных кордонов»
Правительство Японии подтвердило желание переписать Конституцию и узаконить полноценную армию. В этом заинтересованы США, использующие Токио для реализации своих целей. Попытка реанимировать милитаризм дестабилизирует обстановку во всём регионе.
Людьми торгуют прямо в сердце Евросоюза
БЕЛЬГИЙСКИЕ правозащитники бьют тревогу: на улицах Брюсселя всё больше жертв торговцев людьми. Причём наиболее ходовым товаром являются проститутки, становящиеся всё дешевле и моложе. Самый центр столицы королевства практически оккупирован юными нигерийками, которых заставляют предлагать себя почти за бесценок: услуги стоят всего пять евро.
Пульс планеты
 АФИНЫ. Грецию парализовала масштабная забастовка. Остановлены паромное сообщение и работа общественного транспорта, трудовую деятельность прекратили сотрудники СМИ. Причиной стачки послужил новый трудовой законопроект, нарушающий, по мнению профсоюзов, право греков на проведение забастовки, которую можно будет устраивать только в случае, если её поддержат более половины членов профсоюза. Кроме того, демонстранты уверены: документ направлен на защиту интересов работодателей, поскольку они получат больше прав при заключении отраслевого коллективного договора.
Ожидания обмануты
ИЗ-ЗА чрезмерной нагрузки, низких зарплат и общей нехватки врачей, медсестёр и санитаров в Латвии медики выдвинули властям ультиматум: если правительство не войдёт в их положение и не исправит его, прибегнут к акциям протеста.
Все статьи номера