Первая жертва

1 полоса
Автор: Владимир ВИШНЯКОВ.

К своему 25-летию «Первый канал», история которого началась 1 апреля 1995 года с появлением в эфире аббревиатуры ОРТ (Общественное российское телевидение), приготовил подарок: показанный в субботу 4 апреля почти шестичасовой телемарафон «25 лет спустя», посвящённый, как было сказано в анонсах, ключевым событиям в жизни канала, людям, которые его создают, программам, образующим лицо «Первого».

Как с сожалением заметил в своём обращении к коллективу бессменный директор телеканала Константин Эрнст, на этот раз пришлось обойтись без шампанского: "Сегодня мы имели бы все законные основания поднять бокалы за наш канал, за нас всех и за все эти славные годы. Но вынуждены от этого воздержаться. Время послало нам, нашей стране и всему миру суровое испытание. И мы должны помочь нашим зрителям пережить и справиться с этим. Поэтому мы сегодня не за банкетным столом, а на своих рабочих местах - кто-то, в студиях и монтажках, кто-то в корпунктах или на удаленке. Но все работают и все мы – вместе. Где бы вы ни трудились - в студии программы "Время", в бухгалтерии, в интернет-дирекции или в транспортной службе - вы люди, без которых не было бы Первого канала. Ваше тепло и ваш пульс - в каждой минуте нашего вещания. Люди смотрят телевизионный канал, только если они чувствуют, что он живой. А тепло и энергию ему даете вы - тем, что каждый день, тем, что без выходных и нормированного рабочего дня, тем, что когда уже нет сил, но через три минуты эфир и все равно надо успеть. Две последние недели доказали, что если что-то и объединяет в такие моменты нашу страну в одну семью, так это телевизор, а точнее - Первый канал".

Тем же наигранным гражданским пафосом и явно чрезмерной, что, впрочем, извинительно в связи с уважаемой датой, приподнятостью тона проникнуты и адресованные юбиляру поздравления первых лиц государства. Владимир Путин: «Менялись названия канала и формат передач, но неизменным оставались верность лучшим профессиональным традициям, созидательный, творческий подход к работе и преемственность поколений». Михаил Мишустин: «Телекомпания вот уже 25 лет дарит миллионам людей во всем мире первоклассный российский телепродукт».

Все эти комплименты ещё раз убеждают в том, что хотя давно прошли те времена, когда всё российское телевидение сводилось по существу к одному единственному каналу, «Первый» до сих пор действительно остаётся флагманом его бесчисленной флотилии. Флагманом, неизменно и умело управляемым из Кремля, причём управляемость эта подкрепляется постоянными миллиардными субсидиями из федерального бюджета, без которых каналу было бы весьма затруднительно балансировать в последние трудные годы, когда падают доходы от рекламы, что в свою очередь связано с неуклонным сокращением аудитории, между чистой прибылью и столь же чистыми миллиардными убытками, заставляющими плакать пожилых бухгалтеров, со вздохами вспоминающих советские времена, когда ТВ, находившееся на гособеспечении, подобных проблем не ведало.

А начались они, как и многие другие, с его перерождения, в процессе которого всесоюзный дворец культуры, каковым заслуженно называли советское ТВ, превратился в машину по производству денег, рассовывающихся по собственным карманам разного рода тёмными личностями. Об этом в ходе праздничного телемарафона, разумеется, ни слова. А своего рода вирусом, способствовавшим такому перерождению, стала реклама, поначалу, в начале 90-х, воспринимавшаяся как нечто забавное, разнообразящее вещание, а главное – якобы приподнимающее бывшее советское ТВ, объявленное телеперестройщиками отсталым и провинциальным, до уровня западных образцов. Тех немногих умников, которые предупреждали о пагубности процесса коммерциализации и обуржуазивания телерадиовещания, о том, что очень скоро реклама затопит эфир, извратив и превратив в ненужный по сути довесок всё то человеческое и художественное содержание, которым по праву гордилось советское телевидение, назвали дураками и изгнали из Останкина. И даже выстрелы (в грудь и в голову – работали профессионалы), поразившие за месяц до открытия канала его создателя и гендиректора Владислава Листьева, ввязавшегося в свару с разгулявшимися хищниками, а годом позже таким же образом и его преемника Олега Слабынько, не охладили пыл команды, возглавленной в конце концов Константином Эрнстом, для которой главным творческим девизом стал циничный слоган «пипл схавает всё», а главной целью – безудержное личное обогащение. Когда телеведущий Андрей Малахов называет в прессе размер своей зарплаты в годы работы на «Первом» - 50 тысяч долларов в месяц, то этому удивляться не стоит, ведь это мизер по сравнению с тем, что имеют (не скажу зарабатывают) главные воротилы канала, финансы которого на самом-то деле уже хрипнут от распеваемых ими романсов. Характерно, что и поводом для скандального расставания в августе 2017-го Малахова с Эрнстом стало неожиданное разоблачение грандиозных афер с рекламой заведомо бесполезных лекарств.

В прессе специфику вещания «Первого» как-то обозначили как «телевидение Эрнста», и к тому есть некоторые основания. Константин Львович – действительно профессионал и очень энергичный телепродюсер. Характерными чертами этого стиля являются: стопроцентная верность кремлёвским политическим ожиданиям и указивкам, наигранный оптимизм, нередко переходящий в пошлось, вроде процетированной в марафоне шутки из «Давай поженимся» о том, что нужно для семейного счастья (чтобы у уходящего утром на работу мужа «желудок был полон, а яички пусты»), беззастенчивостью в обращении с реальными жизненными фактами, о чём свидетельствуют многочисленные рекламации со стороны зрителей, прессы и научных работников, и, конечно же, патологическая склонность к оголтелой антисоветчине и белогвардейщине, сочащихся из всех пор создаваемых при содействии «Первого» кинематографических опусов, вроде «Крыльев империи» и «Адмирала». В нужный момент энергичный продюсер не гнушается лично брать в руки цензурные ножницы, как это было в ходе президентских выборов в 1996 году, когда накануне голосования из эфира был незаконно удалён заранее подготовленный и как положено оплаченный агитационный ролик КПРФ. До сих пор памятен разразившийся в связи с этим скандал. Но с Эрнста как с гуся вода…

Марафон напомнил о наиболее крупных и популярных проектах «Первого канала», которых на его счету немало, так что, многим из пожилых зрителей, возможно, пришлось смахнуть при их цитировании ностальгическую слезу. Справедливости ради, заметим, что многие из создавших лицо канала программ были вовсе не плодом творческих усилий его продюсеров, а попросту содраны с западных образцов (например, хотя бы приписываемое В. Листьеву «Поле чудес»). Печальным же фактом нашей четвертьвековой истории является то, что одной из первых жертв (если не первой) отбрасывания страны в пропасть капитализации стало именно советское телевидение, некогда столь любимое народом и подменённое нынешним многоканальным уродцем - с «Первым» во главе.

Просмотров: 341

Другие статьи номера

Пульс планеты

ПЕКИН. Общенациональный траур по погибшим от коронавирусной инфекции объявлен Госсоветом КНР в субботу, 4 апреля. В этот день в Китае отменены все развлекательные мероприятия.

По всей стране приспущены все флаги, в том числе в дипмиссиях. В 10:00 по местному времени жители Китая почтят память умерших пациентов и врачей, которые отдали свои жизни, спасая заболевших, тремя минутами молчания.

Не предадим! Не предадим!

Во всем мире, как известно, коронавирус , мутирует. А в Самарской области он это делает особенно изощренно

- Есть основание предполагать, что на местных чиновников он воздействует каким-то особым образом, поражая при этом не только легкие, но и память , совесть и весь мыслительный аппарата,- не без иронии говорит первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин.

Лицемерие с осложнением Лицемерие с осложнением

Если ползущий по стране коронавирус в Кремль до сих пор так и не пробрался, то вот эпидемия лицемерия там определённо бушует вовсю. Сегодня её симптомы очевидны настолько, что поражённая этой заразой власть не считает нужным не то чтобы скрывать, но даже хоть как-то их стесняться. Судите сами.

Труд и капитал Труд и капитал

Пора вооружиться красным знаменем

Одним рабочим не продлят контракты, других - отправят в отпуск с сохранением 2/3 от суммы зарплаты. На Украине, в Полтавской области, останавливается Кременчугский сталелитейный завод.

Трудовой коллектив гудит, как растревоженный улей, - более 1000 его членов будут уволены. О поиске новой работы не может быть и речи: страна парализована жесточайшим карантином. Последний внес свою лепту и в коллапс предприятия - многие заводчане живут в соседних районах, куда общественный транспорт сейчас не ходит. Но главная причина остановки промышленного объекта - разрыв экономических связей с Россией, которая покупала 98% заводской продукции.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

Сегодняшняя ситуация с коронавирусом в мире, которую некоторые обозреватели уже окрестили «третьей мировой войной», причём, не каких-то блоков государств или даже систем, а всего объединённого человечества против невидимого глазу врага, всё более отчётливо высвечивает, «кто есть кто» в этой борьбе. Наиболее ярким примером становятся взаимоотношения стран в рамках Евросоюза, где известная русская поговорка «моя хата с краю» превращается в печальную реальность. Точнее, речь идёт о взаимоотношениях в этой кризисной ситуации одной из стран-основательниц ЕС – Италии со своими европейскими партнёрами.

«ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО» - ПРИМЕР ДЛЯ ЕС «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО» - ПРИМЕР ДЛЯ ЕС

Удивительно, но в то время как ведущие страны Евросоюза буквально задыхаются в борьбе с коронавирусом, несмотря на все предпринимаемые меры и усилия, у некоторых их «младших братьев» по ЕС, ситуация выглядит намного лучше. Такие государства, как, например, Греция и Болгария, которые обычно во многом зависимы от «старших партнёров» по Евросоюзу и весьма часто обращаются к ним за различной финансово-экономической помощью, сегодня могут служить для них же примером того, как можно весьма успешно противостоять пандемии COVID-19.

Производители туалетной бумаги бьют тревогу

«Ещё несколько недель назад макулатуры было в избытке. Однако во время коронакризиса рынок полностью изменился. Производители туалетной и упаковочной бумаги бьют тревогу, ведь дефицит сырья для её производства может повлечь за собой серьёзные последствия», — сообщает немецкое издание «Вельт».

В ногу со временем

В Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого объявлен набор на специальности «конструирование и производство изделий из композиционных материалов» и «промышленные роботы и робототехнические комплексы», сообщили корреспонденту БЕЛТА в вузе.

10 дней календаря

1 апреля

— 70 лет назад была высажена на лёд дрейфующая станция «Северный полюс-2» (1950—1951) под руководством М.М. Сомова. Станция пробыла на льдине 376 дней, пройдя дрейфом 2600 км.

— 180 лет со дня рождения И.М. Прянишникова (1840—1894) — русского живописца-передвижника. Автор жанровых картин «Шутники», «Крестный ход», «Порожняки» и др. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873—1894). Среди его учеников В. Бялыницкий-Бируля, В. Бакшеев, С. Иванов.

Скажем «НЕТ» Московскому центру Б.Н. Ельцина!

Обращение коммунистов Красной Пресни

Уважаемые депутаты Московской городской думы и Государственной думы Российской Федерации!

Дорогие москвичи!

В течение ряда лет ведутся подготовительные работы к открытию в Москве филиала «Президентского центра Б.Н. Ельцина», образованного в 2008 году в Екатеринбурге. Несмотря на протесты, организованные КПРФ, работы по созданию этого филиала продолжились и в настоящее время близятся к завершению. Для размещения филиала выделено несколько зданий на Пресне по адресу: улица Малая Никитская, дом 12, которые являются памятником архитектуры XVIII века (бывшая усадьба князей Долгоруковых и графов Бобринских).

Все статьи номера