Оптимизация докатилась до автозавода

Оптимизация докатилась до автозавода

№92 (31024) 2—5 октября 2020 года
3 полоса
Автор: Александр ЗИМБОВСКИЙ.

На автомобильном заводе «Урал» в городе Миасс, осуществляющем выпуск внедорожников, самосвалов, тягачей, автобусов, спецтехники и т.п., сегодня занято около 6 тысяч человек. Ещё недавно было больше. Ещё недавно автомобилестроители протестовали прежде всего против массовых увольнений. То был первый этап оптимизации по-капиталистически. Потом оптимизация вступила в свой второй, основной этап. Что такое оптимизация на автозаводе? Да то же, что и везде. Часть людей — за ворота, остальных заставили вкалывать и за себя, и за того парня, которого только что лишили куска хлеба. Причём горбатиться за прежние деньги.

А ТРУД на миасском автозаводе ценится дёшево. У работников зарплата в среднем 25—30 тысяч. У инженеров (тех, которые технологи, а не административное начальство) — 20—25 тысяч рублей. Отметим, по данным Росстата, средняя зарплата в Российской Федерации — 48,3 тысячи рублей. Причём Росстат скорее всего даже не врёт. Просто не уточняет, что средняя зарплата — это сумма всех зарплат занятого в экономике российского населения, поделённая на численность занятых в РФ. Если взять тот же УАЗ, то зарплата начальника цеха на нём начинается где-то со 100—150 тысяч рублей. А у руководства оплата труда ещё выше. Так что в среднем на заводе, может, «полтинник» и будет.

В общем, сравнивать оплату труда наёмного работника Уральского автозавода со средней по стране — пустое занятие. Но на днях министерство труда РФ сообщило официальную величину медианной зарплаты, то есть ту величину, которая делит занятое в экономике страны население на две равных части. Она равна 26 тысячам 365 рублям. Одна половина работающей России получает больше этой суммы, другая — меньше. Выходит, что большинство рабочих и специалистов автозавода в Миассе, не занимающих административные должности, относятся к той половине россиян, зарплате которых не позавидуешь.

Впрочем, вернёмся к оптимизации. Где-то к концу 2019 года работодатель решил «оптимизировать» сверхурочные за работу в субботу. Отметим, что в апреле 1994 года Открытое акционерное общество «УралАЗ» и итальянская фирма «IVECO» вместе с российским концерном «Газпром» создали совместное предприятие «IVECO-УРАЛАЗ». Это и есть собственники (а значит, и работодатели) известного предприятия.

В рамках «оптимизации» хозяева решили разделить выходные: сделать один из них плавающим, допустим, не в субботу, а в середине недели. Заметим, что в Трудовом кодексе РФ есть статья 110, гарантирующая работникам не менее 42 часов непрерывного отдыха. Автобизнесмены сделали вид, будто про неё не слышали. По крайней мере, они не пытались скрыть причину своих действий. «На первом собрании директор по персоналу В.И. Гуськов так и заявил, что этот график вводится для того, чтобы сократить расходы предприятия на сверхурочные работы, на работу в субботу», — рассказывает Юрий Николаевич Михайлов, заместитель председателя первичной организации профсоюза работников автозавода «Урал».

Естественно, что работникам идея такого сокращения расходов ради получения сверхприбыли капиталистов хорошей не показалась. Центр сопротивления возник в цехе сборки фургонов и платформ. Трудящиеся обратились в Трудовую инспекцию и ряд других инстанций. При поддержке коммунистов и представителей других организаций рабочие провели акцию протеста. И она дала свои результаты.

В марте 2020 года Трудовая инспекция обязала недобросовестного работодателя отменить приказ о разделении выходных. Правда, после такого вердикта недобросовестный работодатель совесть всё равно не обрёл. Вскоре он родил новый опус: рабочих поделили на две смены. Каждый работник при новом графике имел в одну неделю два разведённых по времени выходных, в другую неделю — два выходных, идущих один за другим. В общем, получилось лучше, чем было, но всё равно весьма смахивало на издевательство. Последовали новые обращения работников в соответствующие государственные инстанции.

«Оптимизаторы» отвечали, что решение вызвано изменением технологии (в действительности она ни на йоту не менялась) и аттестацией рабочих мест (какое отношение имеет аттестация рабочих мест к неудобному графику выходных, ни инженерам, ни рабочим, ни автору так понять и не удалось).

АВТОЗАВОДЦЫ решили, что им нужна юридическая и иная поддержка, и создали отделение Российского профсоюза металлистов. Успели вовремя, так как вскоре началась серия «подстав» со стороны господ управленцев. Первым делом начальники назначили двух активных участников кампании протеста в одну смену, а после этого приступили к «поиску» их на рабочих местах в другой смене. Естественно, не нашли. Оформили отсутствие на работе и лишили премии.

Совместными усилиями Российский профсоюз металлистов и миасской правозащитницы В.В. Комковой решение было обжаловано в суде. Председателю местного комитета первичной профсоюзной организации А.В. Банных и председателю профгруппы прессового цеха А.А. Мельникову вернули премию, а также выплатили компенсацию морального ущерба.

На этом недобросовестный работодатель не успокоился. Дальнейшие его действия напоминали то ли военную операцию, спланированную солдафонами, то ли эпизоды из Гашека и Кафки.

«Буквально перед увольнением нам принесли кодекс корпоративной этики, принятый у них в 2019 году. В конце этого нестандартного документа нужно было поставить свою подпись, удостоверяя, что мы обязались буквально докладывать начальству на других работников. Члены нашего профсоюза отказались», — рассказывает Юрий Михайлов.

Но это было только вступление к операции. Далее последовало её продолжение: «Было изготовлено дополнительное соглашение к Трудовому договору (о всё тех же раздельных выходных). Нас начали вызывать по одному. Хотели методом запугивания склонить подписать его. Мы пытались договориться, чтобы с нами разговаривали со всеми вместе, чтобы было всё открыто и не возникло никаких инцидентов. Ответом был отказ. Инициаторы операции вызвали охрану и проводили нас за ворота. Заставили сдать спецодежду и инструмент».

Лидер первички Анатолий Банных в этот момент не был уволен, потому что находился в отпуске (по закону находящегося в отпуске уволить нельзя). Очередь до него дошла 13 августа. Далее цитирую заявление Анатолия в прокуратуру:

«Около 8.00 ко мне на рабочее место подошёл исполняющий обязанности начальника главного конвейера Д. Понамарёв с двумя неизвестными мне сотрудниками (впоследствии выяснилось, что это — сотрудники службы безопасности) и попросил пройти в комнату мастеров и бригадиров.

Войдя в кабинет, я увидел множество сотрудников завода, в их числе управляющий службы обеспечения порядка (СОП) Д.В. Зубов, начальник отдела дирекции по персоналу Я.В. Васильева, мастер участка С.С. Смирнов, специалист по персоналу О.В. Мезенцева и её помощница, человек в форме ОМОНа с дубинкой… В общем, человек девять. Оказалось, все они пришли по мою душу, участвовать в процессе увольнения меня с предприятия…

Васильева дала ознакомиться мне с моим дополнительным соглашением об изменении графика работы (то самое, с разорванным временем отдыха). Я с ним ознакомился и расписался. Далее она выдала мне обходной лист и сказала, что надо идти увольняться. При этом копию приказа о моём увольнении выдавать отказалась. Поэтому увольняться я не пошёл и вернулся на рабочее место. Через несколько минут ко мне пришли Мезенцева, её помощница, мастер Смирнов, два сотрудника службы безопасности и человек в чёрной форме ОМОНа с дубинкой».

По переговорам было понятно, что Анатолия Банных хотят выкинуть силой. Анатолий объяснил им: «Если вы попытаетесь применить ко мне действия насильственного характера, то я вызову полицию». Объясняться с полицией представителям работодателя не захотелось. Они попытались применить «военную хитрость»: «Один из сотрудников службы безопасности предложил мне проехать в инженерный корпус на другой конец завода, к директору этой службы Рамазанову, якобы он меня вызывал. Естественно, я отказался».

В общем, «штурм» рабочего места Анатолия Банных не удался, и служба безопасности перешла к «осаде»: «До конца рабочей смены 16.10 я просидел на своём участке в присутствии двух сотрудников службы безопасности».

Работу Банных тоже покинул под бдительным конвоем. На следующий день пропуск Анатолия на завод был заблокирован. Снова переговоры с господами из администрации, на это раз уже по телефону. Наконец, приказ об увольнении был вынесен.

МИАССКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД 14 сентября 2020 года восстановил на работе Андрея Белозерова, а 15 сентября — Виталия Вахонина. Естественно, суд обязал автозавод «Урал» выплатить компенсацию за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

«Это ещё один яркий пример того, что совместными усилиями можно отстоять свои права!» — комментируют произошедшее активисты профсоюза Уральского автомобильного завода.

Рассмотрение исков других уволенных профсоюзников на очереди.

Просмотров: 873

Другие статьи номера

Мир движется к… плиоцену
«Учёные расшифровали данные о климате, которые миллионы лет хранились в крошечных ископаемых организмах. Взгляд в прошлое показывает, как выглядела тогда Земля — и позволяет сделать выводы о том, что ей предстоит», — пишет немецкий журнал «Шпигель».
Большой друг коммунистов

Выдающаяся певица французской эстрады Жюльетт Греко скончалась 23 сентября на 94-м году жизни.

ОНА РОДИЛАСЬ в г. Монпелье, а выросла в парижском районе Сен-Жермен-де-Пре. После того как её семья покинула Париж в 1939 году, мать Жюльетт Греко была активной участницей движения Сопротивления на юге Франции вплоть до своего ареста 8 сентября 1943 года гестаповцами в департаменте Дордони.

Его по-особому любит народ

3 октября исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин — один из любимейших русских поэтов. Его произведения звучат в детских садах и школах, на литературно-музыкальных вечерах и в дружеских застольях, на многолюдных собраниях и в уютных квартирах. Есенина читают вслух и исполняют песни на его слова, переводят на языки народов России и мира. По его стихам учатся читать.

Дорогие реликвии
23 февраля — 3 марта 1981 года состоялся XXVI съезд КПСС. Высший партийный форум утвердил «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг. и на период до 1990 года». Мне, специальному корреспонденту отдела партийной жизни газеты «Правда», довелось освещать его работу, брать интервью у делегатов, в том числе у легендарных военачальников — маршалов Советского Союза Ивана Кожедуба и Ивана Баграмяна.
Руководство для практической работы

Второго октября исполняется 100 лет с того дня, когда В.И. Ленин выступил на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи

Эта его речь «Задачи союзов молодёжи» со временем сделалась канонической. Не только каждый комсомолец, но и каждый молодой человек должен был проштудировать её: «Задачи союзов молодёжи» проходили на занятиях и в школе, и в вузе. Если не изменяет память, вопросы по ней даже выносились на экзамен.

Ещё один памятник
16 сентября в посёлке Кадуй Вологодской области торжественно открыт памятник основателю первого в мире социалистического государства Владимиру Ильичу Ленину. Он был установлен на средства неравнодушных жителей посёлка около здания Кадуйского районного краеведческого музея им. А.Г. Юкова.
Проклятие свободного рынка
Наибольший урон от пандемии понесли страны с неолиберальной рыночной моделью. Это видно на примере Африки. Несмотря на богатейшие ресурсы, её страны погружаются в нищету и разрушительные конфликты.
Удобно и безопасно
Республика Беларусь рассчитывает выйти на 90% использования твёрдых коммунальных отходов к 2035 году, сообщил в интервью корреспонденту БЕЛТА министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык.
Лифты — место повышенного риска
«ПОДЪЁМ ПО ЛЕСТНИЦЕ в целом более полезен для здоровья и прежде всего для физической формы, чем использование лифта. Но во времена коронакризиса к недостаткам лифта, влияющим на здоровье, добавляется ещё один: согласно нидерландскому исследованию, кабины лифтов являются местом повышенного риска заражения. И для этого, как выяснили исследователи из Амстердамского университета, вовсе не обязательно ехать в лифте с заражённым человеком», — сообщает австрийская газета «Стандарт».
Пульс планеты
БРЮССЕЛЬ. Евросоюз запустил судебный процесс против Великобритании в связи с её планами принять закон, нарушающий части юридически обязывающего соглашения по брекзиту, достигнутого обеими сторонами в конце 2019 года. Брюссель дал Лондону срок до 30 сентября, чтобы отозвать законопроект о внутренних рынках, в котором оговаривалось, что некоторые из его положений «будут иметь силу, несмотря на несоответствие или несовместимость с международным или национальным правом». Документ призван регулировать торговые отношения между составными частями Соединённого Королевства с момента завершения переходного периода после выхода из ЕС.
Все статьи номера