С таким плакатом пришла группа школьников к единственной в посёлке больнице, которую местные власти решили закрыть
ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ прививку от гриппа в этом сезоне поставил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. «Решил показать своим примером и напомнить ещё раз: в этом году, учитывая пандемию коронавируса, очень важно застраховаться от опасной вирусной инфекции», — написал он на своей странице в Инстаграме. В тот же день примеру шефа последовали региональные министр здравоохранения и руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Можно только порадоваться за именитых чиновников, столь ревностно следящих за состоянием своего драгоценного здоровья. И, конечно, глупо спрашивать у них совета, как следует поступить в такой ситуации жителям посёлка Восточный Сосьвинского городского округа численностью в 4,5 тысячи человек, которые нынче остались вообще без медпункта.
Хотя тому же минздраву о критическом положении местной больницы (ураган повредил кровлю здания) было известно ещё три года назад, когда после обращения депутата гордумы Елены Гарбуз в Серовскую городскую прокуратуру последняя обратилась с иском в суд о понуждении администрации горбольницы к проведению ремонтных работ в амбулаторно-поликлиническом отделении. Районный суд обязал городское учреждение составить сметную документацию. Деньги должно было выделить министерство здравоохранения области.
Время шло, никаких подвижек по сохранению больницы в Восточном не наблюдалось, погодные катаклизмы продолжали разрушать объект. 24 апреля этого года в администрацию Сосьвинского ГО поступило письмо главврача местной больницы Ивана Болтасева о возможном обрушении кровли здания. Снова обращение к депутатам гордумы, снова выход на прокуратуру, снова проверка... Главврачу было вынесено представление о нарушении законодательства об оказании медицинской помощи. После этого городская больница попросила у суда отсрочки в исполнении решения до 1 июля 2021 года.
Вот тогда-то в Восточном и поняли, что инициативу необходимо брать в свои руки. В сентябре группа жителей провела у дверей медучреждения пикет с плакатами: «Закроете больницу — придётся открывать кладбище!», «Почему разрушают медицину одни, а страдают другие?», «Помогите нам, пока не поздно!» и другими в том же духе. Причём наиболее активно вели себя школьники. На страничке в соцсети «ВКонтакте» появилось их видеообращение к Владимиру Путину и президентскому уполномоченному по правам детей Анне Кузнецовой. «Мы хотели спасти от закрытия и добиться ремонта единственной больницы в нашем посёлке, — сообщают ребята. — А ещё просим защиты от полицейских. Теперь они допрашивают всех участников пикета и угрожают постановкой на учёт. Помогите нам сохранить нашу больницу!»
— После письма Болтасева об опасности обрушения больницы, — рассказывает старожил Восточного Павел Лаптев, — хотели убрать из этого здания «скорую помощь» в соседнюю деревню Кордюково за 15 километров от нас. Чудом отстояли! Народ воет, народ просто обозлённый. Всё это грозит вылиться в массовые беспорядки, вплоть до блокирования местных органов. В этом же здании находится аптека — значит, и её под нож? А как быть льготникам, инвалидам? Ехать на обслуживание за 50 вёрст в Сосьву?..
И всё-таки «долгожданная встреча» возмущённых жителей с чиновниками состоялась.
18 сентября, уже после проведения пикета, народ собрался снова у больницы, где в помещении стационара проходило совещание. Когда оно закончилось, к людям вышли управляющий Северным округом Евгений Преин, глава Сосьвинского ГО Геннадий Макаров, председатель местной Думы Павел Пикалов и главврач Серовской горбольницы Иван Болтасев.
— Кто вас сюда пригласил? — обвёл грозным взглядом толпу мэр Сосьвы г-н Макаров.
— Ну началось! — раздались крики. — Публичную порку нам решили устроить!
Управляющий округом постарался смягчить назревающий конфликт и начал перечислять то, что делается для ремонта больницы, рассказал о своём визите в министерство здравоохранения, а потом перешёл на проблемы с медперсоналом, поиском подрядчика, нехваткой финансов и проч. Его выступление постоянно прерывалось различными репликами и выкриками собравшихся о том, что из-за бездействия властей проблемы в Восточном только копятся, ответственных за их решение не найдёшь, сами же руководители отделываются посулами да развешиванием людям лапши на уши.
— Я сделал по спасению больницы всё, что от меня зависело, — отбивал атаки разгневанной аудитории Евгений Преин. — 30 сентября обещаю очередную встречу с вами.
На том и разошлись...
К сожалению, история с медучреждением в посёлке Восточный не досадное исключение из общей картины организации здравоохранения на Среднем Урале. Скажем, Росстат опубликовал информацию по итогам жизни свердловчан в июле текущего года, вызвавшую шок и нервозную дрожь у правящей верхушки региона, дотоле настойчиво утверждавшей в СМИ, на ТВ и в сетях о неусыпном внимании к состоянию и развитию жизненно важной сферы. Оказалось, в «опорном крае» за этот летний месяц умерли 7014 человек, тогда как за тот же период ровно год назад — 4819. По росту смертности за этот период область стала лидером среди всех регионов России.
Первое, что приходит на ум, — это козни всесильного коронавируса. Однако Росстат тут же и отметает эту причину, сообщив, что от СОVID-19 скончались 313 человек и от сопутствующей — ещё 65. Откуда же взялся трагический скачок?
— Скорее всего, причины смертности распределились традиционно: чаще всего люди умирали от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, проблем с желудочно-кишечным трактом и дыхательной системы, — говорит бывший главный кардиолог Свердловской области, хирург с 43-летним стажем Олег Беляев. — А вот почему это происходило — вопрос к качеству организации медпомощи в регионе.
Проблемы с ней свердловчане испытывают уже давно, особенно они обострились с началом разрушительной «оптимизации» системы здравоохранения в РФ. Закрывались больницы, поликлиники, их отделения в разных муниципалитетах, пункты «скорой помощи». Бездумная реформа под корень подкосила работу медучреждений в деревнях и небольших посёлках.
Наконец, на федеральном уровне сообразили, во что обходится стране авантюрная и вредная новация, и в декабре прошлого года отказались от неё. Однако закрытые больницы с тех пор мало где возродились, а уволенных врачей обратно вернуть уже невозможно. Подтверждение тому — ситуация на Среднем Урале.
— Когда больницы летом были закрыты на карантин, медицинскую помощь стало получить непросто, — считает руководитель Свердловской общественной организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев. — Все помнят возмущение в соцсетях больных и их родственников тем, что даже «скорую помощь» приходилось ожидать по 12 часов, а то и больше. Да, минувший июль выдался необычайно жарким для Урала, при такой погоде страдают прежде всего люди с гипертонией и другими сердечно-сосудистыми проблемами. Однако специалисты считают, что так сильно повлиять на рост смертности погода не могла: знойные месяцы бывали и в другие годы, но они не приводили к таким страшным последствиям.
А Олег Беляев считает, что карантинные мероприятия и экстремальная ситуация с коронавирусом ярко высветили накопившиеся в Свердловской области недостатки в организации медицинской помощи.
— Теперь эти дефекты уже невозможно скрывать, — подводит итог заслуженный врач РФ. — И выход здесь может быть только один: губернатору и его команде поменьше увлекаться саморекламой в виде призывов своих земляков к здоровому образу жизни, а заняться конкретным делом по созданию таких условий. И где медицинская помощь человеку должна быть в приоритете.
В фильме «Стрельцов» нет Стрельцова
Так был или не был общепризнанный гений футбола циничным преступником, изнасиловавшим 20-летнюю девушку и осуждённым за это к солидному сроку лишения свободы? Ответ на этот вопрос до сих пор висит в воздухе, у историков и юристов нет на него однозначного и убедительного ответа. Выход в российский прокат фильма, посвящённого «советскому Пеле», обострил интерес к его противоречивой личности.
На саммите ЕС 25 сентября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий представил «план Маршалла» для поддержки экономики Белоруссии. Какая трогательная забота! Откуда и с какой стати?
ЭТО ЯВЛЕНИЕ не новое. Польский интерес к Белоруссии многоплановый, многоступенчатый. У поляков есть большая повестка построить свою империю в XXI веке «от моря до моря» с вхождением в неё белорусских земель и не только.