Почему депутаты от «Единой России» и чиновники не хотят менять статус посёлка в Омской области
Российские власти, озабоченные проблемой продовольственной безопасности, вынужденно, со скрипом, но всё же кое-что делают для сельчан. Например, определённые преференции имеют сельские «бюджетники» — врачи, учителя, работники культуры. Это и различные региональные доплаты, и компенсация оплаты ЖКХ для учителей, которой последовательно добивается фракция КПРФ в Законодательном собрании Омской области, и «подъёмные», которые по различным программам получают молодые врачи и учителя. Например, зарплата сельского и городского врача с одинаковым стажем и уровнем квалификации различается на 25%. При проведении газификации государство компенсировало сельчанам 60% расходов. Список можно продолжать. Если государство не будет оказывать поддержку селу, люди просто уедут туда, где лучше, и тогда ни о какой продовольственной безопасности не будет и речи.
ОДНАКО все эти льготы можно получить, если населённый пункт, в котором живёт человек, имеет категорию села (или деревни, аула и т.п. — в зависимости от местных условий). А вот если населённый пункт имеет категорию «городского округа», «рабочего посёлка» или «посёлка городского типа», то его жители не считаются сельчанами и на помощь от государства рассчитывать не могут. Фактически быть «сельчанином» сегодня выгоднее, чем «поселковым». Но кто и в каком порядке определяет этот статус? Какими законами это регулируется?
Категория населённого пункта на территории Омской области определяется решением нашего Законодательного собрания. А вот инициативу по изменению статуса поселения, в соответствии со ст. 13 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», может проявить как само население в форме проведения референдума, так и органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или федеральные органы государственной власти. Причём ключевую роль в этом процессе играют как раз представительные органы местной власти. Ага, те самые депутаты Совета поселения. Именно они (в теории) представляют интересы населения и должны принимать решения на благо населения, тем более когда инициатива реализуется самим населением.
И вот тут мы подходим к истории, которая разворачивается сегодня в рабочем посёлке Шербакуль Омской области. К категории «рабочий посёлок» населённый пункт был отнесён в 1986 году. Однако за прошедшее время там исчезли десятки промышленных предприятий, и фактическое состояние Шербакуля сегодня никак не соответствует закреплённым в законодательстве критериям «рабочего посёлка».
В соответствии со ст. 16 Закона Омской области №467 «Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения» к категории рабочих посёлков могут быть отнесены населённые пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты. Причём рабочие, служащие и члены их семей должны составлять не менее 85% от общей численности населения.
Сегодня промышленных, производственных предприятий в Шербакуле фактически нет. Имеется лишь чуть более 150 рабочих мест на предприятиях, которые можно, хоть и с натяжкой, назвать промышленными (например, асфальтовый завод, который функционирует только летом и людей набирает на несколько месяцев). Однако всего 2% рабочих от населения в «рабочем посёлке» — это даже не смешно. Железнодорожных станций и плотин в Шербакуле тоже не наблюдается. Как и высших и средних специальных учебных заведений и всего прочего, позволяющего претендовать на категорию «рабочего посёлка». Живут тут пенсионеры, бюджетники, работники сельского хозяйства (крупных предприятий по переработке сельхозпродукции тоже нет), работники организаций жизнеобеспечения (причём их численность неуклонно снижается), торговли, безработные и те, кто ездит на вахты. По официальным данным, население Шербакуля уменьшилось с 7872 человек в 1986 году до 6465 человек в 2020 году, и его численность продолжает снижаться.
Мало того, в 1986 году с. Шербакуль было отнесено к категории «рабочего посёлка» с учётом административного подчинения Шербакульскому поселковому Совету деревень Бабеж, Вербовка и Большевасильевка. Однако в 1995 году эти деревни были выделены в самостоятельное Бабежское поселение со своей администрацией и Советом. Исходя из этого, Шербакуль автоматически утратил категорию «рабочего посёлка». Однако никто из руководящих органов власти не стал заниматься вопросом об изменении категории населённого пункта с последующим отнесением его к категории «сельского населённого пункта».
Так что сегодня Шербакуль по всем формальным признакам — село, пусть и крупное. Населённый пункт, в котором люди заняты преимущественно сельским хозяйством. И, по-хорошему, жители этого райцентра должны иметь все «сельские» льготы. Люди хотят оплачивать электроэнергию по тарифу 2,98 руб., а не 4,26 руб. Учителя заслуживают доплату к заработной плате в размере 25%. Социальные работники тоже заслуживают доплату за свой труд. Работающие женщины имеют право на сокращённый рабочий день с сохранением заработной платы, однако это право на них также не распространяется, так как они трудятся не в сельской местности. И так далее и тому подобное…
Что мешает? Нужно всего лишь изменить официальное название с «рабочий посёлок Шербакуль» на «село Шербакуль». Однако уже 25 лет депутаты Совета поселения в упор не видят проблемы и ничего не делают. Видимо, это происходит потому, что в текущем созыве, например, все депутаты Совета Шербакульского поселения — представители «Единой России». Сложно ждать от этих господ хоть каких-то телодвижений, которые могут принести пользу людям. Они сидят в Совете не для этого, а для того, чтобы поднимать по команде руки за решения администрации и гасить все инициативы снизу. Именно так происходит сегодня в Шербакуле.
Устав ждать действий от «народных избранников», в июне нынешнего года группа шербакульцев провела собрание о создании инициативной группы граждан и оформила ходатайство на проведение местного референдума по вопросу изменения категории населённого пункта Шербакуль и изменения статуса городского поселения.
По закону, инициативная группа по проведению местного референдума обращается в ТИК. Шербакульцы так и сделали. В ТИК никаких противоречий в ходатайстве о создании инициативной группы с российским законодательством не усмотрели. А вот Совет захотел показать себя более «юридически подкованным» и принял решение о… несоответствии вопросов, представленных инициативной группой на местный референдум, требованиям федерального законодательства РФ.
В ЧЁМ? Оказывается, члены инициативной группы должны были сформулировать вопрос так, как он бы значился в бюллетенях для голосования, то есть как вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». А в документах об организации инициативной группы формулировка звучит так: «об изменении категории… об изменении статуса…» То есть, по сути, во-первых, депутаты Шербакульского поселения нашли формальную причину для отказа в проведении референдума, во-вторых, проявили полное невежество, некомпетентность в применении действующего федерального законодательства, а также неуважение к закону в целом.
И вот что парадоксально. Действующие депутаты почти все — педагоги или работники других организаций бюджетной сферы. Казалось бы, они больше всех должны быть заинтересованы в реализации этой инициативы граждан. Она касается их собственных льгот и льгот для их коллег. Но нет. Вместо того чтобы принимать решения в интересах населения, они всячески препятствуют реализации общепринятых прав и свобод граждан. Инициативная группа намерена обратиться в суд с административным иском о признании решения Совета поселения незаконным и подлежащим отмене, затем реализация инициативы по вопросу проведения местного референдума будет продолжена.
Тем временем в местной газете была опубликована статья «Вопросов больше, чем ответов». Материал преподнесён так, чтобы ввести в заблуждение жителей Шербакуля:
«Однако согласие населения — это лишь первый шаг к изменению статуса. Второй — должны быть внесены изменения в Закон Омской области, что в полномочиях Законодательного собрания. Возникает ещё несколько вопросов: как быть с документами на право собственности, где указан адрес этой самой собственности и земельных участков, с пропиской? Ведь при смене статуса шербакульцы окажутся зарегистрированными в несуществующем населённом пункте. Придётся ли шербакульцам при смене статуса рабочего посёлка на село менять документы на права собственности, обращаться в паспортный стол для новой регистрации и т.д. Безусловно, это и затратно, и хлопотно».
Полный абсурд и юридическая безграмотность. Решение населения — это не первый шаг, а единственный и окончательный. Согласно п. 7 ст. 22 №131-ФЗ, принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Региональный парламент лишь официально закрепляет своим решением волю народа, выраженную в решении местного референдума, оформляя его в закон. Поэтому никаких вопросов нет и быть не может! Если «специалисты» (или те, кто себя ими считает) не знают ответы на какие-то вопросы, то это говорит об их низком профессиональном уровне.
В 1986 году изменение категории населённого пункта произошло безболезненно для населения. Никто никаких документов не менял, в том числе паспортов, а также правоустанавливающих документов. А вот от «нагрянувших перемен» отдельные категории граждан лишились доплат и льгот. В 1995 году, когда выделяли из Шербакульского поселкового Совета Бабеж и другие деревни, никого не интересовало, что людям придётся менять документы. А сейчас эта в принципе несуществующая проблема преподносится как нежелательное явление для населения. Людей снова вводят в заблуждение! Значит, кому-то это нужно.
Да, для администрации поселения смена его юридического названия, нормативно-правовой базы — это хлопотно. Но почему люди должны лишаться возможных льгот из-за того, что чиновники не хотят лишний раз пошевелиться? И почему депутаты Совета выступают на стороне чиновников, выискивая казуистические зацепки, позволяющие запретить народную инициативу?
Впрочем, последнее понятно. Повторю: все действующие сегодня депутаты Совета Шербакульского поселения — представители «Единой России». А эта партия страшно боится того, чтобы люди с соблюдением закона, цивилизованно выражали своё мнение по какому-либо поводу.
В принципе вопрос юридического статуса Шербакуля — вообще не политический. Пусть бы люди сами решили: хотят они жить в селе или рабочем посёлке? Расскажите жителям Шербакуля обо всех плюсах и минусах, разъясните. Своё решение люди выразят путём прямого волеизъявления через местный референдум.
Но «единороссам» страшно давать людям возможность решать самим хоть что-то. А то ведь вспомнят о Конституции и о том, что источник власти в России (как там написано) — народ. Людьми, которые осознают себя народом, имеющим права, манипулировать и командовать, как сейчас, не получится…