И вновь продолжается бой

И вновь продолжается бой

№71 (30858) 5—8 июля 2019 года
7 полоса
Автор: Александр ПЕТРОВ, соб. корр. «Правды». г. Самара.

Российский театр сходит с ума на ниве новомодного прочтения классики. Оказывается, не так и не то писали Пушкин и Гоголь, Островский и Чехов. Теперешние сценаристы взяли бы и написали талантливее и злободневнее, но ведь кишка тонка. Зато пытаются не только вычитать у классиков до сих пор неведомое, но и добавить отсебятины «по мотивам» великих произведений. А наготове уже доморощенный или залётный гусь вроде литовского режиссёра Туминаса. Именно этот господин поставил «Евгения Онегина» в Вахтанговском театре так, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

НАША ГАЗЕТА несколько лет назад уже дала оценку сценической эквилибристики Туминаса. Но спектакль живёт до сих пор. Пушкинская Татьяна, к которой великий поэт относился с трепетной любовью, по-прежнему носится фурией и того гляди зашибёт свою няню. Ленский то падает на землю, пулею сражённый, то оживает. Ольга вслед за Ленским тоже падает и лёжа наяривает на аккордеоне. Одни от такого действа плюются и попадают в разряд «совков», другие восторгаются — им прямая дорога в калашный ряд тонких ценителей современного театрального искусства.

А на помощь Туминасу пришли режиссёр Пускепалис и его сподвижники, которые теперь «осовременивают» МХАТ, до сих пор незыблемо стоявший под руководством великой Дорониной на позициях русского классического театра.

Провинция старательно подражает столице. В Самаре тоже стали бегать по сцене резвее, прыгать выше, громче восклицать и запускать матерки для взбадривания закемарившего зрителя. А без разговора о сексе остались разве только сказки для детей младшего возраста.

Самара в числе первых продемонстрировала стриптиз на сцене, так что Никита Михалков, показавший в местном оперном театре в ходе мастер-класса правильное поглаживание женского бедра, выглядел старомодным и потряс только местный бюджет, который щедро оплатил все расходы по приезду его команды в наш город.

А теперь настала пора для новых гастролей. Посмотрим, кого и с чем принесёт театральным ветром из столицы, а пока в Самаре активно идут Гоголь, Чехов, Островский, Бунин и другие классики в «новом прочтении». Но каким макаром ни читай, нужного уровня похабщины и сексуальности всё равно не получишь. Вот и приходится прибегать к помощи зарубежных авторов. В муниципальном театре «Самарская площадь» долго шла с неизменным успехом пьеса польского драматурга под говорящим названием «Тестостерон». Этот половой гормон активно порхал над рядами зрителей в сопровождении таких крепких выражений, что просто дух захватывало. Подталкиваемый дружным актёрским коллективом, зритель невольно приходил к выводу, что в российском сексуальном разгуле не падение нравов виновато, не скотство, что насаждается теперешней властью. Виноват исключительно половой гормон тестостерон — гад этакий...

Говорят, что спектакль снова вернётся в «Самарскую площадь», ибо есть спрос. Как не быть, если три десятка лет с начала так называемой перестройки в наши головы вбивают развлекуху, замешанную на сексе, разного рода скандалах, и выдают всё это за образцы современного искусства. Большинство театров Самарской области возникло в перестроечные годы. Им позарез нужен зритель, вот они и привлекают его самым ходовым и доступным способом. Не случайно родились такие вот горькие строчки:

В театрах наших голый зад

Стал самой яркой частью

сцены.

Впрочем, творческие коллективы с многолетней историей и своим зрителем в таком низкопробном искусстве не нуждаются. Самарский академический театр драмы им. Горького за полтора века своего существования не раз доказывал верность русской культуре и её традициям. Он первым в стране поставил гоголевского «Ревизора». Огромные суммы собрал в годы войны для восстановления Сталинграда и помощи детям погибших фронтовиков, а также на танковую колонну. Сталин прислал театру в 1944 году «братский привет и благодарность Красной Армии», чем могут похвастаться не многие творческие коллективы.

Во времена Петра Монастырского, который руководил театром четыре десятка лет, Самарский драматический стал академическим, а сам худрук — дважды лауреатом госпремий, народным и заслуженным. И в наши дни Самарский театр драмы держит руку на пульсе страны, откликаясь на важнейшие события. Накануне Дня Победы, которого большинство театров Самары не заметило, я посмотрел спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Впрочем, не посмотрел, а словно окунулся в предвоенные годы, которые обильно политы грязью как время доносов, репрессий и зашуганного властью народа. Одну «репрессию» показали и в спектакле — арест отца девятиклассницы Вики Люберецкой как предателя и шпиона. Одноклассники бывали у Вики дома, знали отца, поэтому не поверили в его предательство. Учительница Валентина Андроновна требует, чтобы Искра, комсомольский вожак, провела собрание, на котором Вика должна отречься от родителя.

— Я не буду проводить собрание, — отвечает Искра.

Вика, потрясённая арестом отца, приняла большую дозу снотворного. Кто же будет хоронить дочь «врага народа»? Как об этих людях могут подумать?

Та же Искра отвечает:

— Вику должны хоронить мы!

Как видим, Искра никого и ничего не боится. Как и её мать — бывший комиссар. Как и директор школы — бывший красный командир. И вообще зашуганного репрессиями народа в спектакле нет. Есть правда о том времени, и есть девятиклассник Стамескин. Он и Вику готов предать, и кого угодно. А Искра сама искренность, порыв, постоянная готовность к действию. Для неё счастье — быть полезной людям. «Для женщины служить своему делу так же важно, как и для мужчины» — вот такими чеканными фразами она определяет свою позицию. И не только она — весь класс. Собственно, это позиция всего предвоенного поколения.

На могиле Вики перед ребятами выступил директор школы, который тоже пришёл проводить в последний путь дочь «врага народа». Он говорит ребятам, которые «выдержали первый бой».

— Я верю в вас, слышите? Верю, что будете настоящими мужчинами и настоящими женщинами.

И мы тоже верим. Ведь на наших глазах эти ребята прошли непростой путь гражданской зрелости.

А завтра была война... Девятый класс полёг почти в полном составе. Уцелел только Стамескин. Поневоле возникает вопрос, кто же воспитал таких героев, от кого они набрались такой отваги, любви к Отечеству, бескорыстия и благородства? Конечно, от директора школы, бывшего красного командира. От секретаря райкома, который, не читая, рвал доносы Валентины Андроновны. От своих родителей, которые в недалёком прошлом были активными борцами за Советскую власть.

Главному режиссёру Валерию Гришко достаточно было сдвинуть акценты, и мы бы получили другой спектакль. Арестованного отца Вики, в защиту которого встали коммунисты, можно было не выпускать на свободу. И всем стало бы понятно, что проклятые большевики его расстреляли как врага народа. Могли бы не звучать в ходе спектакля песни на стихи Павла Когана и Михаила Кульчицкого, молодых поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Но они звучали:

Есть в наших днях такая

точность,

Что мальчики иных веков,

Наверное, будут плакать

ночью

О времени большевиков.

Всё это в спектакле было. И получился честный рассказ о трудном времени, которое подготовило к защите Родины миллионы бесстрашных бойцов.

После этого я посмотрел ещё несколько спектаклей театра. Вряд ли бы кто из теперешних «новаторов» осмелился показать на сцене жизнь в коммуналке советских времён. А если бы показал, поизгалялся бы от души. Ведь и очереди в туалет были, и разборки у кухонной плиты. Но в спектакле «Наша кухня» жизнь советской коммуналки полна коллективизма и человечности. Звучат почти забытые песни тех времён, зрители охотно откликаются на шутки актёров, и, казалось, в самом зале царит атмосфера взаимопонимания и родства. В то время такая атмосфера была во всей стране. Это и грело душу.

Увы, сейчас её уже мало что греет.

После тех спектаклей в Самарском академическом ещё не раз побывал в других театрах. Порой уходил, не выдержав до конца. В день начала войны, перед спектаклем «Возвращение» по Андрею Платонову, зашёл к директору театра «Камерная сцена» Софье Рубиной, чтобы узнать, будет ли в нём что-нибудь от самого Платонова. Или опять — «по мотивам»…

— Мы сохранили всё до мелочей, — ответила она.

В спектакле действительно есть всё, что оставила после себя война в жизни капитана-фронтовика и его жены. В ней и подвиг комиссара, который остался без руки во время атаки, поднял её с земли над головой, «как знамя», и повёл на врага своих бойцов. И сцена ревности, которую устроил капитан своей жене, хотя сам на пути домой успел «сходить налево». И жуткая бедность послевоенных семей. Капитану и его жене через всё это предстоит пройти. И они пройдут ради будущего детей и всей страны.

Та Великая война и сейчас ещё не ушла в историю, хотя в театрах о ней вспоминают всё реже и реже. В этом году памятные даты, связанные с началом войны и её триумфальным завершением, большинство театров Самары даже не заметило. А впереди 75-летие Победы.

Самарский писатель Евгений Чебалин в соавторстве с московским драматургом Валерием Ивановым-Таганским написал пьесу, в которой Сталин и его окружение — с одной стороны, а с другой — Гитлер и его свора. В пьесе ярко и талантливо отражены мудрость и дальновидность вождя, что явно не соответствует оценкам со стороны отечественных либеральных историков. Пьеса заняла первое место на 20-м Международном конкурсе современной драматургии «Время драмы». Из ста восьмидесяти произведений отечественных и зарубежных авторов победило то, где о Сталине нет ни одного плохого слова. Это ли не знамение времени? Но это вовсе не значит, что пьеса будет поставлена в российских театрах — слишком много недругов у вождя в родной стране. Текст сейчас проходит экспертную оценку на соответствие историческим событиям в Научно-исследовательском институте Военной академии Генштаба РФ.

— Посмотрим, получит ли «соответствие» у высокозвёздных учёных мужей наш Иосиф Виссарионович Сталин, — говорит Евгений Чебалин.

А я невольно возвращаюсь к спектаклю «Завтра была война».

Девятиклассники довоенной поры выдержали самый главный бой в жизни страны. Впереди у нас — новые бои за те высокие идеалы, которые вдохновляли молодёжь далёких сороковых годов. К сожалению, мы позволили их оболгать и опошлить современным Стамескиным. Эти господа не только уцелели во время войны, но стали к тому же лауреатами и депутатами. Размножились, обогатились новыми порциями лжи и подлости.

Но всё чаще раздаются голоса, отвергающие их мораль.

Конечно, потребуется время, чтобы во все наши театры вернулось высокое искусство. Но будущее за нами, за такими спектаклями, какие я видел в Самарском драматическом и в «Камерной сцене». За теми юношами и девушками, которые в зале со слезами на глазах аплодировали Валерию Гришко и его замечательным актёрам. И за девятиклассниками, павшими в годы войны, которые всегда будут, словно живые, рядом с нами в одном строю.




Просмотров: 1449

Другие статьи номера

Засияли новые звёздочки
РОСТОВСКИЙ обком КПРФ и Ленинский коммунистический союз молодёжи Дона провели отборочный этап Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Земля талантов». Организаторы ростовского состязания пригласили принять в нём участие школьников от 7 до 17 лет, владеющих литературным пером, кистью художника, искусством сценической речи, вокала и хореографии. Особое внимание, по словам председателя оргкомитета, лидера донского комсомола, заведующей идеологическим отделом РОО КПРФ Ирины Кислицыной, было уделено детям из многодетных, малообеспеченных семей, сиротам, воспитанникам детских домов.
Большевистское мужество
Я берусь утверждать, что в известном «списке 520» — перечне «исторических деятелей, которые подпадают под закон о декоммунизации», опубликованном Украинским институтом национальной памяти в 2015 году, — на самом деле не 520, а 519 реально существовавших «лиц»!
Союз предателей и захватчиков
Греция готовится к парламентским выборам. Избирательная кампания проходит на фоне обострения ситуации в регионе. Под эгидой США здесь создаётся альянс в составе Израиля, Кипра и Греции, с помощью которого империализм хочет влиять на процессы далеко за пределами Восточного Средиземноморья.
«Умный город» Шанхай

ДВУХЪЯРУСНЫЕ экскурсионные автобусы, оснащённые технологиями искусственного интеллекта, курсируют в китайском мегаполисе Шанхае. Они призваны сделать экскурсии по городу более комфортными.

В автобусе предоставляются беспроводные электронные переводчики, с помощью которых можно получить нужную информацию. Они работают на русском, английском, японском, корейском, тайском, испанском, немецком и арабском языках. Для автобусов созданы два маршрута, проходящие через большинство традиционных экскурсионных мест Шанхая.

Пульс планеты
СТРАСБУРГ. Новым председателем Европарламента избран итальянец Давид-Мария Сассоли. 63-летний кандидат от партии социал-демократов — бывший журналист из Флоренции, являющийся депутатом законодательного органа ЕС с 2009 года и ранее занимавший пост вице-спикера. Всего на должность главы Европарламента претендовали четыре политика. Вторым вслед за Сассоли пришёл чех Ян Заградил от Европейских консерваторов и реформистов, третьей финишировала немка Ска Келлер, представляющая партию «Зелёных», четвёртой — испанка Сира Рего от Европейских объединённых левых. По мнению экспертов, состав выдвиженцев отражает характер нынешнего депутатского корпуса, в котором около 40% — женщины, а наибольшим влиянием пользуются парламентарии из Центральной Европы.
Консенсус пока хрупок

Конституционный суд Молдавии в полном составе подал в отставку

ЭТО ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ победа временной антиолигархической коалиции партий, пришедших к власти в республике после парламентских выборов в феврале нынешнего года. Она открывает возможность быстрого и беспрепятственного освобождения всех государственных институтов от паутины кумовства, беззакония и коррупции, сплетённой прошлым олигархическим режимом, казалось бы, всесильного ещё недавно правителя Молдавии В. Плахотнюка, которому удалось сбежать за границу в последний момент. Однако, как заявил посол США в Молдавии Д. Хоган, никто ему индульгенции не давал и Плахотнюк может быть выдан по соответствующему запросу молдавского правительства.

К школе готовятся летом

БОЛЕЕ ста школьных ярмарок планируется провести в июле — августе в Брестской области, сообщили корреспонденту БЕЛТА в главном управлении торговли и услуг облисполкома.

Не забыли здесь и о различных акциях социальной направленности — продаже товаров в рассрочку, предоставлении скидок, применении минимальных торговых надбавок.
Бомонд съехался на фашистский шабаш

В эти дни, с 5 по 7 июля, в Киеве проходит очередной нацистский шабаш под красноречивым названием «Фестиваль непокорённой Nации Холодный Яр».

ВОВСЕ не случайно в слове «Nация» первая буква обозначена именно так — ведь это эмблема «фестиваля», ставшая ярким подтверждением духовного родства организаторов и участников сборища с германским национал-социализмом.

«Я не хочу приспосабливаться»
Выдающийся итальянский кинорежиссёр Джузеппе Де Сантис уже в пожилом возрасте говорил: «Каждый человек в той или иной степени склонен к кокетству. Я, например, чуть-чуть кокетничаю, когда подчёркиваю своё крестьянское происхождение, когда говорю, что остаюсь крестьянином — крестьянином, который стал образованным. Но я совершенно не кокетничаю, когда говорю о том, что я — ровесник Октябрьской революции. Я горжусь этим и считаю, что это совпадение накладывает на меня особую ответственность».
«Кареллеспром» — не ваша корова!»
Карельские коммунисты провели одиночные пикеты у административного здания на проспекте Карла Маркса в Петрозаводске, где располагается офис лесопромышленного холдинга «Кареллеспром». Активисты КПРФ вышли к зданию с плакатами: «26 миллионов премии? Не стесняйся, бери больше!» и «Артур, Паша, Вова, «Кареллеспром» — не ваша корова!».
Все статьи номера