Белые и красные... Публицистические заметки обозревателя «Правды» Виктора Кожемяко «Так кто же за белых, а кто — за красных?» («Правда» №126 за 2016 г.) в преддверии 100-летия Великого Октября побуждают ещё раз задуматься об очень важном для всех нас.
МИР в разные эпохи делился по-разному. На рабов и рабовладельцев. На помещиков и крепостных… Деление же общества на «белых» и «красных» произошло после Великой Октябрьской социалистической революции — во время Гражданской войны, навязанной нам внутренней контрреволюцией и внешней интервенцией многих капиталистических государств. Противники революции стали именовать себя белыми, а защитники её — красными. Так было, и от этого никуда не денешься.
И здесь мне хочется вернуться к заметкам Виктора Кожемяко, из которых я узнал, что на телеканале ТВЦ шли жаркие дебаты на тему «Уроки Октября». Телезрителям предварительно был задан вопрос: за кого вы — за белых или за красных? Весь день и весь вечер шло голосование. А результат такой: за белых — 18 процентов, за красных — 82.
Я привожу это, чтобы подчеркнуть: появившееся в революционные годы деление общества на «белых» и «красных» фактически бытует и ныне. Ведущего на ТВЦ никто за язык не тянул. Он сам объявил голосование…
* * *
Как известно, писатели не были в стороне от происходивших в те далёкие времена процессов. Талантливый Михаил Булгаков в 20-е годы прошлого столетия написал роман, который назвал «Белая гвардия». Потом им же были созданы пьесы «Дни Турбиных» и «Бег», где по существу была развенчана идея «белого» движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. Сталин, много раз побывавший в Художественном театре на «Днях Турбиных», высоко оценил этот спектакль. А помните замечательный кинофильм «Бег» по пьесе Булгакова? Как старуха, жена рыбака в сказке Пушкина, белогвардейцы и растерявшаяся, подавшаяся за рубеж часть старой интеллигенции остались у разбитого корыта. Тараканьи бега становятся смыслом их жизни!
Писательские судьбы в те далёкие годы складывались не одинаково и подчас весьма сложно. Булгаков, которому в дни революции не было ещё и тридцати, тоже прошёл непростой путь, но всё-таки нашёл себя в России. В Советской России. А вот Иван Бунин, приближавшийся к пятидесятилетию, эмигрировал в Европу, написал злую книжку о событиях в России. Талантливый писатель, порвав связь с родными ему местами, в своём творчестве не смог подняться до уровня произведений, созданных им на переломе XIX и XX веков.
Ходили слухи, что Иван Алексеевич Бунин после Великой Отечественной якобы хотел «по шпалам» вернуться в Советский Союз. Увы…
* * *
Но в царской России были и другие личности. Меня издавна привлекает род Игнатьевых, в частности — Алексей Алексеевич Игнатьев, о котором и пойдёт разговор.
Его дед Павел Николаевич и отец Алексей Павлович — русские дворяне, генералы царской армии, служившие России. Сам Алексей Алексеевич окончил Пажеский корпус и Академию Генштаба. Испытал горечь Русско-японской войны 1904—1905 годов. С 1908 по 1917 год был военным атташе в Дании, Швеции, Норвегии и Франции.
И вот — Великий Октябрь.
Дворянин, граф по наследству, Алексей Алексеевич Игнатьев переходит на сторону Советской России. Она, Россия, для него — превыше всего. Игнатьев помог сохранить для Советского Союза российские денежные средства, положенные во Франции на его счёт.
А затем, вернувшись из Франции, где он продолжал быть дипломатом Страны Советов, Игнатьев служит в Красной Армии в звании генерал-лейтенанта. Выйдя в отставку, пишет двухтомник «Пятьдесят лет в строю».
А судьба Алексея Алексеевича Брусилова! Как и Алексей Игнатьев, Брусилов окончил Пажеский корпус, участвовал в русско-турецкой войне на Кавказе. В начале Первой мировой войны командовал армией, затем Юго-Западным фронтом, войска которого осуществили блистательный прорыв, получивший в истории название Брусиловского.
После Октябрьской революции Брусилов решительно отверг предложение белогвардейцев присоединиться к ним. Позднее приказом Реввоенсовета был назначен председателем Особого совещания при Главкоме, в состав которого, порвав связь с белыми, вошли несколько генералов. Вскоре эти генералы обратились с воззванием к бывшим офицерам выступить на защиту Советской России.
Богатый военный опыт Брусилова нашёл своё применение в Красной Армии. Он — автор очень интересных мемуаров «Мои воспоминания».
* * *
Вот какие ассоциации возникли у меня, когда читал я в «Правде» заметки о белых и красных. Но вдобавок к размышлениям Кожемяко, сказавшего своё слово о дебатах на ТВЦ, мне хочется рассказать ещё вот что. В день 99-летия Великого Октября я слушал по Московскому радио удивительную для нынешнего времени программу — марши Красной Армии!
Да, да, именно марши и именно Красной Армии. Так и представил программу ведущий.
Сначала был исполнен марш героического «Варяга»: «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», пощады никто не желает».
Затем, один за другим, исполнялись марши хором под музыку оркестра. Я назову их с указанием начальных слов.
Знаменитая песня Колычева и Александрова: «Несокрушимая и легендарная, в боях познавшая радость побед»; «Конная Будённого» Асеева и Давиденко: «Конница Будённого раскинулась в степи»; «Марш энтузиастов» Д’Актиля и Дунаевского: «Нам нет преград ни в море, ни на суше»; «Песня о Родине» Лебедева-Кумача и Дунаевского: «Широка страна моя родная»; «Марш весёлых ребят» тех же Лебедева-Кумача и Дунаевского: «Легко на сердце от песни весёлой»; «Марш защитников Москвы» Суркова и Мокроусова: «В атаку стальными рядами мы поступью твёрдой идём. Родная столица за нами. Рубеж нам назначен вождём». Здесь я отмечу: ни единой купюры!
В передачу также вошли марши «Священная война» Лебедева-Кумача и Александрова и «День Победы» Харитонова и Тухманова…
Я слушал — и словно бы находился в Советском Союзе! И если бы ведущий задал слушателям вопрос: это чьи марши — белых или красных, ответ не замедлил бы: красных!
А нынче, в капиталистической России, которую образно можно назвать «белой», могут ли появиться столь величественные и в словах, и в музыке марши? И о чём они будут? Куда позовут? Вперёд к миллиардам? Да здравствуют олигархи? Денег нет — будь бизнесменом?
Нам, считающим себя и ныне советскими, красными, есть чем гордиться!
А чем будут гордиться наши внуки и правнуки?..
Серьёзный вопрос...
ОЧЕНЬ внимательно слежу за обсуждением в «Правде» насущной инициативы, которая выдвинута общественной организацией «Поле заживо сожжённых» и поддержана массой других авторов дорогой для меня газеты. Речь о Всероссийском антифашистском памятнике-музее, который рассказывал бы новым поколениям, что принёс гитлеризм на оккупированную советскую землю, учинив здесь самый настоящий геноцид.
Исполнилось 25 лет бендерской трагедии
19 июня 1992 года — эта дата стала началом отсчёта окончательного решения населения левобережных районов вчерашней Советской Молдавии строить свою жизнь в независимом от Молдавии государстве. При том, что кровавые события произошли на правом берегу Днестра, в маленьком, цветущем, мирном городке Бендеры (50 тыс. жителей), в гербе которого — красная роза и никаких признаков железа или оружия.
Террористическая организация «Исламское государство» целенаправленно набирает в «штат» преступников, пишет Хасан Геккая в немецкой газете «Цайт».
В МАЕ, во время одной из широкомасштабных облав против наркодилеров в Берлине, помимо полицейского спецназа, в операции участвовали сотрудники немецкой контрразведки, которые занимаются политическими преступлениями. На совместной пресс-конференции после операции объявили, что четыре из девяти арестованных ранее были классифицированы как исламисты, готовые к насильственным действиям. «Этот случай показывает, насколько расплывчаты границы. Исламизм и преступность пересекаются друг с другом», — заявили правоохранители.
С известной разведчицей партизанского соединения Сидора Артемьевича Ковпака Надеждой Ефимовной Рожковой посчастливилось познакомиться в самый канун 76-й годовщины начала Великой Отечественной войны.
ОНА ВОШЛА в приёмную Шосткинского отделения общественной организации «Дети войны» в белоснежной блузе, такой же белой, накинутой на седые волосы летней шали, молодо с лукавинкой улыбнулась и в привычной для себя атакующей манере спросила: «Ну что вас интересует? Задавайте вопросы!»
Хочу рассказать о коммунисте, благодаря которому в его родном селе появился памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
ПРИБЛИЖАЛОСЬ 65-летие Победы советского народа над фашистской Германией. Наиль Хайдарович Исхаков работал директором Алтарской школы. Коммунист с 1980 года, бессменный секретарь первичного отделения КПРФ, член районного комитета партии, он всегда вёл большую работу по патриотическому воспитанию как среди учащихся, так и с односельчанами возрастом постарше, активно сотрудничал с районной организацией ветеранов боевых действий и локальных конфликтов «Ветеран». И, конечно, не мог чувствовать себя спокойно, поскольку в то время в нашем районе только в его родном селе Алтары не было памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной. Причина банальная — не хватало средств.