Социально-экономическая ситуация в Киргизии продолжает ухудшаться. Промышленное производство стремительно сокращается, растёт безработица. В то же время система социальной помощи практически полностью уничтожена, что грозит республике новым витком политической нестабильности.
ДАННЫЕ, обнародованные месяц назад национальным статистическим комитетом, не только не внушают оптимизм, но и свидетельствуют о глубоком кризисе, в который продолжает погружаться Киргизия. Валовой внутренний продукт по итогам января—апреля сократился почти на 5 процентов в годовом исчислении. В промышленности ситуация ещё более плачевная. Объём производства здесь упал на 27 процентов, причём наиболее сильно пострадали секторы, до недавнего времени считавшиеся локомотивами киргизской экономики: добыча золота и швейная отрасль. За год они «просели» почти наполовину. На 15 с лишним процентов уменьшилось производство электроэнергии.
Показатели внешнеторговой деятельности также свидетельствуют о кризисе. Импорт сократился почти на 20 процентов, а экспорт и того больше — на 26. Золота Киргизия продала за рубеж меньше в два с половиной раза, ещё более тревожная ситуация с экспортом сельскохозяйственной продукции, включая мясо, молоко, хлопок и фрукты. И это при том, что присоединение Бишкека к Евразийскому экономическому союзу должно было, по уверениям властей, открыть для отечественных аграриев рынок России, Казахстана и Белоруссии. На деле всё получилось с точностью до наоборот. Снятие таможенных барьеров привело к наплыву более дешёвых казахстанских товаров. В то же время соседи блокируют ввоз сельскохозяйственной продукции из Киргизии, мотивируя это отсутствием должного фитосанитарного и ветеринарного контроля в республике. Доля правды в этом есть: несмотря на выделенные Россией средства, Бишкек до сих пор не построил лаборатории, отвечающие требованиям ЕАЭС.
Повис в воздухе и вопрос индустриализации, о которой громко говорили ещё год назад. Сейчас власти не могут прекратить остановку действующих предприятий, о создании новых нечего и говорить. Правда, в мае правительство выступило с неожиданной инициативой: обратиться к Китаю с просьбой перенести в Киргизию избыточное производство, но перспектив у этой затеи, по крайней мере в ближайшем будущем, мало.
Недостаток финансовых средств руководство республики решает традиционным способом: займами за границей. Однако этот путь усиливает и без того тяжёлое долговое бремя. Оно уже превысило предельный порог в 60 процентов к внутреннему валовому продукту, установленный самими киргизскими властями. По последней информации, внешний долг достиг огромной суммы — 3 миллиардов 646 миллионов долларов, или 60,3 процента к ВВП.
Экономический кризис приводит к снижению уровня жизни населения и росту безработицы. Если верить официальной статистике, так называемых лишних людей в Киргизии 200 тысяч человек, или всего 8 процентов от числа экономически активного населения. Но относиться к этим цифрам нужно с большой осторожностью: ситуация в стране намного серьёзнее. Это доказывает недавний опрос, согласно которому большинство граждан считают главной проблемой республики именно безработицу.
В то же время бороться с этой проблемой или хоть как-то смягчать её последствия власти не в состоянии. Пособия по безработице в Киргизии получают… чуть более 500 человек, а размер выплат — 250 сомов (240 рублей) в месяц — может вызвать только горькую усмешку.
Прежде многие жители, отчаявшись найти работу на родине, уезжали на заработки в Россию и Казахстан. Теперь же, в связи с экономическими трудностями в этих странах, привлекательность трудовой миграции падает. Это значит, что Киргизия может столкнуться с резким увеличением числа бедных и безработных граждан до критической массы, что точно не будет способствовать социальной стабильности в стране.
Раздумья перед скорбной датой
Стою перед скульптурной композицией «Разрушенный город» в голландском Роттердаме, а память переносит меня с берегов Атлантики на берега Волги, из 2016 года — в 1940-й. Тогда я ещё не ходил в школу, но ощущал тревогу взрослых. Врезались в память слова отца: «Разбомбили Роттердам, оккупировали Голландию. Немцы на этом не остановятся».