ОЙ КАК НЕ ХОЧЕТСЯ даже в мыслях возвращаться к той чёрной пятнице 19 апреля, когда святые подмостки сцены МХАТ им. М. Горького были беспардонно и прилюдно осквернены премьерой «Последнего героя». Не хочется возвращаться к этому ужасу, но — надо. Ибо нужна публичная оценка происходящего ныне в легендарном русском театре. Для начала: зал был засижен (простите, засажен) всё сплошь пришедшими «на халяву» приглашёнными. Они, конечно, призваны были создать атмосферу успеха премьеры, её востребованности у зрителя. Что потом и подтвердилось на официальном сайте театра, где мерилом успеха назвали заполненность зала и аплодисменты (попробовали бы эти «свои люди» не поаплодировать).
Но мы, очевидцы, отметим: в антракте зрительские ряды начали таять, а многие уходили и в ходе действия. Часто слышались недоумённые возгласы зрителей: «Что это? О чём это? Зачем это? Бред сумасшедшего какой-то!» И по окончании спектакля раздавались не только аплодисменты (как мы уже установили, исходящие от приглашённых, «своих» зрителей), но и крики «Позор!», «Долой!». В антракте спектакля и после его окончания зрители, верные поклонники истинного МХАТ, высказали всем причастным к спектаклю (и Боякову, и Маликову, и Крепостному-Ильевскому, и Пускепалису, и Замыслову — всем) своё негодование недопустимой низкопробностью увиденного действа. Такому — не место во МХАТ им. М. Горького!
Несколько слов о самом спектакле. Именно — несколько, поскольку тут особенно не о чем и говорить. Как сказал Кулыгин Маше в «Трёх сестрах»: «Это — ноль с минусом». Ни о чём. Ни уму ни сердцу. Набор штампов, плоских шуточек, банальностей, бессвязных сцен, отсутствие смысла, анализа, выводов.
В тексте много неправды, неточностей, за которые просто неловко (и по поводу военно-технической терминологии, и по поводу мотивации «реконструкторов», и проч., и проч.). К актёрским работам претензий меньше. Тем более — к исполнителям двух главных ролей. Они по сути на мхатовском мастерстве пытаются вытянуть спектакль. Но вот режиссёр?! Ощущение, будто он не понимает, что хочет сказать, о чём поведать миру, чему научить, от чего предостеречь. Просто продемонстрировал нам всё, что на данный момент умеет. А умеет он... Да почти ничего!
Очерк о настоящем человеке
В ХХ веке есть две исторические даты, не подвластные никакому забвению. Так, с приходом лета мне невольно припоминаются строки стихотворения русского советского поэта-фронтовика Константина Симонова.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Центральный Комитет Партии коммунистов Республики Молдова о текущей политической ситуации в стране
В Молдавии двоевластие.
Буквально в последний час трёхмесячного срока, отведённого Конституцией республики на появление устойчивого большинства в парламенте и нового правительства, была создана временная, так называемая ситуативная, то есть для разрешения определённых ситуаций, коалиция левых (Партии социалистов Республики Молдова — ПСРМ) с правыми (блок партий ACUM, «Сегодня»).Увы, мой любимый МХАТ показал крайне слабый драматургический материал под названием «Последний герой».
НАСТАИВАЮ, что пьесой это не назовёшь. Сама фабула поначалу вроде интересна: конфликт стариков с реконструкторами событий Великой Отечественной войны. Вот бы автору и развить эту тему. Но нет, он предлагает нам и третью сторону конфликта — в лице молодёжной бандитской группировки, называющей себя «чистильщиками». В итоге — конфликт на конфликте.