ЗАМЕСТИТЕЛЬ начальника полиции Главного управления МВД России по Самарской области полковник Алексей Максимов сложения богатырского, разумом быстрый, хоть и не Ньютон. Экспрессии — на троих.
— А вы можете говорить, — снисходительно разрешил он, когда вникал в моё письмо начальнику ГУВД А.И. Винникову. — Я читаю и слушаю одновременно…
— А может, вы одновременно и пишете?
Максимов мгновенно уловил подтекст и блеснул эрудицией:
— С Цезарем меня равнять не надо…
С присущей мне объективностью я восхитился реакцией и познаниями полковника, хотя наш разговор шёл в напряжённых тонах. Это же не просто полковник — орёл!
В кабинет к нему мы вошли с известным самарским писателем, давним другом нашей газеты Евгением Чебалиным в сопровождении майора и других чинов. Привели нас в ГУВД поборы на дорогах. О них «Правда» уже рассказала своим читателям в статье «Золотая стрелка» (28.12.2018 г.), но ситуация с той поры не изменилась. Многие самарские перекрёстки по-прежнему увешаны знаками, которые вроде бы призваны обеспечивать безопасность движения, но часто лишь дублируют друг друга, отвлекая внимание от дороги. На пересечении проспекта Ленина и улицы Полевой с трёх сторон по четыре знака «Пешеходный переход». На улице Агибалова, где одностороннее движение, перед детсадом, школой и спортзалами стадиона «Локомотив» устроена ловушка. Именно здесь остановка запрещена, хотя она необходима. Две таблички указывают расстояние, на котором действует запрет: сто и сто пятьдесят метров. Как определять эти метры, неизвестно. То ли рулеткой, то ли шагами. Но как ни измеряй, машину всё равно эвакуируют и штраф придётся платить. А потом доказывай, что ты ничего не нарушил.
Те, кто благоразумно паркуется на другой стороне улицы Агибалова, если найдётся место, вынуждены затем пересекать её вместе с детьми, рискуя попасть под колёса. До пешеходного перехода далековато, а народ по утрам торопится на работу.
— Они специально создают такие ловушки и стригут нас, как баранов, — возмущается секретарь Самарского горкома КПРФ Владимир Брязу. — Более десяти процентов лучших мест отданы машинам инвалидов у торгового центра «Мега- Сити», хотя товар здесь дорогой, инвалидам не по карману. А при пересечении улицы Демократической поворачиваешь по стрелке, пропускаешь ползущий трамвай, и камеры фиксируют тебя как злостного нарушителя, ведь сигнал светофора уже поменялся.
По наблюдению Брязу, эвакуаторщики без малейшего труда обеспечивающие себя «клиентами», неторопливо переезжая от одного людного места к другому. Частенько навещают и диагностический центр, где на двадцати метрах, отведённых автомобилям инвалидов, паркуются и обычные водители, потому что не хватает места. На то и расчёт.
Сотрудники полиции не только сопровождают эвакуаторы, но и активно способствуют перевозке машин порой прямо на глазах их владельцев, что не лезет ни в какие нормативные ворота. У водителей невольно возникает вопрос: не связаны ли криминальной цепочкой полицейские с учредителями фирм, занимающихся эвакуацией машин, и городскими чиновниками, которые повелевают устанавливать запрещающие знаки около учреждений культуры, больниц и прочих оживлённых мест?
Евгений Чебалин был свидетелем, как у драматического театра едва не дошло до мордобития, когда лихие молодцы пытались увезти очередную машину на штрафстоянку. Спектакль начался, и увезли машину самого Чебалина.
— Обилие знаков, запрещающих стоянку около театра, вызывает возмущение наших зрителей, — говорит художественный руководитель этого очага культуры Валерий Гришко.
Все эти и другие факты вместе с предложениями по наведению порядка мы с Чебалиным изложили в своих заявлениях А.И. Винникову, которые нам предложили подготовить перед визитом в ГУВД.
— А почему вы пришли к нам, а не к главе города Лапушкиной? — спросил Максимов, когда Чебалин начал излагать ситуацию вокруг драмтеатра.
Затем последовал ещё один вопрос:
— К начальнику областного ГИБДД обращались?
Обращались и к начальнику, тоже полковнику, и с подполковником ГИБДД, к которому нас отправил начальник, тоже беседовали. Речь шла, к примеру, о стрелке на пересечении улиц Полевой и Мичурина. На ней ежедневно «залетали» на пять тысяч рублей десятки водителей. Та стрелка загоралась зелёным светом с запозданием, когда передняя машина, подгоняемая сигналами сзади, трогалась с места и пересекала линию «стоп», а камера фиксировала нарушение. Сотрудники ГИБДД в один голос уверяли нас, что к работе светофоров не имеют никакого отношения. Они только фиксируют факты и шлют нам приветы в форме штрафов. Но после письма Чебалина в службу собственной безопасности ГУВД о возможных криминальных механизмах в работе подобных стрелок ту ловушку для водителей сразу прикрыли. Стрелка загорелась зелёным светом и не гаснет теперь ни днём ни ночью.
Так что мы не зря пришли именно в ГУВД, где есть специалисты по криминальным проблемам на наших дорогах. Конечно, и без участия местной власти тоже не обойтись. Кстати, губернатор Дмитрий Азаров однажды лично прикрыл одну из ловушек для водителей, действовавшую около самарской филармонии. Здесь знаки разрешали стоянку по чётным дням, а во время концертов они непостижимым образом переписывались на нечётные. Водители после этого становились злостными нарушителями и находили свои машины на штрафстоянках.
А Максимов продолжал нас атаковать вопросами, словно и подчинённым своим, и нам напоминал, кто здесь полковник. Мне это довольно быстро надоело. Причём наши ответы он прерывал, словно перед ним стояли навытяжку какие-нибудь новобранцы. Но я отслужил десятки лет в российской прессе тоже не ефрейтором. Такую бесцеремонность от полковника ещё мог бы стерпеть как от равного по званию, но Евгений Чебалин — академик, автор доброго десятка известных романов, лауреат премий КГБ и МВД СССР и так далее — имеет социальный статус, по моему разумению, на уровне генеральского. Чтобы остановить допрос, я вручил Максимову пачку фотографий, подтверждающих обилие запрещающих знаков на дорогах, и своё заявление Винникову.
Тут и прозвучал обмен репликами, приведённый в начале корреспонденции. Текст заявления он довольно быстро прочитал и заявил:
— Ответим!
А затем я побудил полковника к прочтению статьи «Золотая стрелка», копию которой прихватил с собой. Ни ответа ни привета редакция от ГУВД не получила. Нарушения закона в этом нет, но можно узреть нежелание решать назревшие проблемы, о которых в ней говорится.
Полковник быстренько пробежал глазами статью и снова заверил, что ответ на неё будет дан. Тогда я продемонстрировал ему экземпляры «Правды» и областной партийной газеты «Трудовая Самара». Максимов с ними оказался в давнем знакомстве. Даже полемизировал по некоторым вопросам с первым секретарём обкома КПРФ Алексеем Лескиным, которого узнал на одном из снимков.
Расстались мы с Максимовым после часового разговора в надежде, что при его-то энергии и сообразительности без промедления подключат водительскую общественность к анализу ситуации на дорогах, что вполне соответствовало бы закону о местном самоуправлении. Лишние знаки быстренько уберут, ловушки для водителей прикроют. И проверят: не одна ли компашка создаёт условия для нарушений правил дорожного движения и последующей «стрижки» водителей?
Я даже представил, как на расширенное заседание совета общественности, действующего при ГУВД, пригласят не только элитных граждан, из которых он состоит и которые вряд ли садятся за руль, но и рядовых водителей. И на это заседание придёт полковник и воскликнет, сверкнув очами:
— Ребята! не Москва ль за нами?
И водители дружно подтвердят: да, Москва, где великие начальники сильно озабочены повышением штрафов, от которых и без того стонет вся страна. А в регионах начальники поменьше создают условия для безостановочного поступления этих штрафов в казну. Так и держат народ в роли дойной коровы.
Но фантазия моя вскоре иссякла, ибо ответа на свои предложения я так и не получил. Видимо, при всей сообразительности и умственной резвости полковник всё-таки не орёл, а просто образованный — спасибо советской школе! — и говорливый чиновник. Чебалина, правда, уведомили, что его машину эвакуировали на законном основании, а для инвалидов должно выделяться десять процентов стояночных мест.
Вот бы и проверили, сколько выделяют на самом деле. Проверили мы. Оказалось, почти вдвое больше, а забота об инвалидах — показушная. Ведь заняты эти места в основном обычными машинами, которые негде ставить. Так что ловушки для водителей продолжают работать.
Почти два месяца спустя после нашего визита в ГУВД с одного из рекламных щитов на улице Полевой (на снимке) к горожанам обратился начальник Самарского ГУВД генерал-лейтенант Винников. Он извещал о проводимой по инициативе ООН глобальной неделе безопасности дорожного движения, «в том числе на территории Самарской области». В каком таком «числе» оказалась наша область, я так и не понял. И сразу два деепричастных оборота, с которых начиналось следующее предложение, тоже не добавили ясности. Потом до меня всё-таки дошло, что генерал призывает обращаться в ГУВД, «высказав публично своё мнение» по этой проблеме. И обещает, что наши мнения и предложения не останутся без внимания.
Конечно, премного благодарны за такое трогательное отношение к нашим публичным письмам и статьям, но подобные обещания мы уже слышали от полковника. И в ГУВД теперь придётся обращаться через ООН — быстрее отреагируют. Самому же господину Винникову перед очередным восхождением на огромный рекламный щит советуем напрямую обращаться за помощью к водительской общественности, продвинутой по части сочинения всяческих жалоб и заявлений. Она наверняка поможет отредактировать текст.
На стометровом расстоянии от того рекламного щита с генералом я насчитал с десяток знаков, запрещающих остановку или стоянку автотранспорта то по чётным, то по нечётным дням. Время было раннее — около семи утра, но под знаками уже стояли припаркованные машины, готовые к отправке на штрафстоянки…
А.С. Пушкин: житейские подробности
Общепризнано: А.С. Пушкин — немеркнущее солнце русской поэзии, создатель национального литературного языка. С героями своих произведений он приходит к каждому читателю ещё в детском возрасте, со временем становясь нашим общим духовным «хлебом». А хорошо ли представляем мы себе Александра Сергеевича в повседневности: его внешность, здоровье, особенности характера, образ жизни, питание, жилище? Думается, что 220-летие со дня рождения русского гения даёт нам повод обратиться и к этим подробностям жизни великого поэта.
В минувшую субботу почти в 60 странах мира отмечался Международный день защиты детей. Не- многие знают, что на Украине это ещё и общенациональный праздник той же защиты детей.
ОРГАНИЗОВАН ОН БЫЛ по указу президента от 30 мая 1998 года в поддержку инициативы министерства Украины по делам семьи и молодёжи, Всеукраинского комитета защиты детей, Национального фонда социальной защиты матерей и детей «Украина — детям», других общественных организаций, направленной на привлечение внимания общественности к проблемам юного поколения.